г. Владивосток |
|
27 ноября 2020 г. |
Дело N А51-25130/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Н. Палагеша,
судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни,
апелляционное производство N 05АП-6877/2020
на решение от 18.09.2020
судьи Н.А.Беспаловой
по делу N А51-25130/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТрейдРоут" (ИНН 7838086873, ОГРН 1197847143449, дата государственной регистрации 21.06.2019)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата государственной регистрации 15.04.2005)
о признании незаконными действий,
при участии:
от Владивостокской таможни: Крылова К.П. по доверенности от 15.09.2020 сроком действия до 31.12.2021, диплом (регистрационный номер 0790), удостоверение; Романюк Т.А. по доверенности от 24.11.2020 сроком действия до 23.11.2021, удостоверение;
от общества с ограниченной ответственностью "ТрейдРоут": Мартовод А.В. по доверенности от 10.12.2019 сроком действия на 1 год, диплом (регистрационный номер 7759), паспорт;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТрейдРоут" (далее - заявитель, декларант, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Владивостокской таможни (далее - ответчик, таможня), совершенных 12.09.2019 и 15.09.2019 по декларации на товары N 10702070/310819/0175294 по проведению таможенного осмотра помещений и территорий, а также находящихся в помещении товаров по адресу: ПЗТК ПАО "ВМТП", Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, 9, в том числе по проведению таможенного осмотра контейнера FESU 5119465, и о признании незаконными действий по декларации на товары N 10702070/100919/0183294, выразившихся в нарушении срока выпуска товаров (с учетом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 18.09.2020 заявленные требования удовлетворены частично: действия таможенного органа, совершенные 12.09.2019 и 15.09.2019 по ДТ N 10702070/310819/017529 по проведению таможенного осмотра помещений и территорий, а также находящихся в помещении товаров по адресу: ПЗТК ПАО "ВМТП", Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, 9, в том числе по проведению таможенного осмотра контейнера FESU 5119465, признаны незаконными; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом в части удовлетворения заявленных требований, таможня обратилась с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить решение суда в обжалуемой части и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы таможенный орган указывает, что каждый инспектор отдела таможенного досмотра уполномочен на проведение осмотра помещений и территорий, в связи с чем незаполнение предписания от 12.09.2019 N 130 в части указания фамилии инспектора не может свидетельствовать о нарушении таможней регламентированной процедуры проведения таможенного осмотра. Также отмечает, что указание в предписании на проведение таможенного осмотра помещений и территорий конкретного объекта таможенного контроля, в частности номера контейнера, является некорректным, поскольку таможенный контроль в форме осмотра помещений и территорий предполагает осмотр всего места временного хранения для установления факта нахождения товара в месте временного хранения.
В судебном заседании представители таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, дали аналогичные пояснения, указав, что решение суда обжалуется только в части удовлетворения заявленных требований.
Общество по тексту представленного письменного отзыва, поддержанного представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает, судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение суда в обжалуемой части отмене не подлежит.
В судебном заседании 17.11.2020 в порядке статей 163, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом апелляционной инстанции был объявлен перерыв до 24.11.2020, о чем лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Принимая во внимание, что решение суда обжалуется таможней только в части требований, удовлетворенных судом, и возражений по проверке судебного акта только в обжалуемой части общество не заявило, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в указанной части.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В августе 2019 года во исполнение внешнеторгового контракта от 06.08.2019 N TR06-08/2019, заключенного между обществом (покупатель) и компанией "ZHEJIANG MINGLONG IMPORT&EXPORT CO., LTD" (продавец), на таможенную территорию Евразийского экономического союза из Китая на транспортном средстве "FESCO DALNEGORSK" в контейнере FESU5119465 был ввезен товар "пленка декоративно-отделочная из полимеров винилхлорида", в целях таможенного оформления которого общество подало в таможню ДТ N 10702070/310819/0175294.
В соответствии с выявленным профилем риска в отношении указанного товара таможенным органом было принято решение о назначении фактического контроля в форме таможенного досмотра, результаты которого отражены в акте таможенного досмотра N 10702030/070919/010299.
09.09.2019 таможенный орган разрешил выпуск товара, заявленного в ДТ N 10702070/310819/0175294, в свободное обращение согласно заявленной таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления.
В последующем на основании полученной оперативной информации, указанной в служебной записке от 12.09.2019 N 39-09/677, о возможном незаконном перемещении товаров на таможенную территорию ЕАЭС в контейнере FESU5119465 по ДТ N 10702070/310819/0175294 путем предоставления в таможенный орган недостоверных сведений о товаре, который выпущен в свободное обращение, и.о. начальника таможенного поста Морской порт Владивосток в соответствии со статьей 330 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и статьей 227 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) поручил на основании предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий от 12.09.2019 N 130 с 13.09.2019 осмотреть помещения (территорию), а также находящиеся в указанных местах товары и (или) документы по адресу: ПЗТК ПАО "ВМТП", Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, д. 9.
В связи с проведением осмотра на основании статьи 341 ТК ЕАЭС должностным лицом таможни Галкиным Д.В. в присутствии представителя ПЗТК ПАО "ВМТП" оформлен акт об изменении, удалении, уничтожении или замене средств идентификации от 13.09.2019 в отношении контейнера FESU5119465.
По результатам таможенного осмотра на открытой площадке ПЗТК ПАО "ВМТП" контейнера FESU5119465 должностным лицом таможни Сапчуговым Н.А. оформлен акт осмотра помещений и территорий от 15.09.2019 N 130 и фотоматериалы к нему.
Не согласившись с действиями таможенного органа по проведению таможенного осмотра, посчитав их несоответствующими закону и нарушающими права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое обжалуемым решением суда было удовлетворено в указанной части.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав в судебном заседании пояснения лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок и условия проведения таможенного контроля установлены ТК ЕАЭС, а также положениями Закона N 289-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
Подпунктом 41 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС таможенный контроль определен как совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Согласно пункту 1 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 8 статьи 111 ТК ЕАЭС).
В силу пунктов 1, 2 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится таможенными органами в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
В соответствии с пунктом 7 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса.
По правилам пункта 8 статьи 310 ТК ЕАЭС в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.
На основании пункта 12 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в зонах таможенного контроля и иных местах, в которых находятся (должны или могут находиться) товары, в том числе транспортные средства международной перевозки и транспортные средства для личного пользования, подлежащие таможенному контролю, документы и (или) информационные системы, содержащие сведения о таких товарах.
Согласно пункту 1 статьи 319 ТК ЕАЭС зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу Союза, территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, территории магазинов беспошлинной торговли и иные места, установленные настоящим Кодексом и (или) устанавливаемые законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В иных местах зоны таможенного контроля создаются для временного хранения товаров, совершения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств, проведения таможенного контроля в форме таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 3 статьи 319 ТК ЕАЭС установлено, что зоны таможенного контроля могут быть постоянными, если они предназначены для регулярного размещения в них товаров, находящихся под таможенным контролем, или временными - в случае их создания на время проведения таможенного контроля, совершения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств.
В соответствии с частью 9 статьи 214 Закона N 289-ФЗ формы актов, постановлений, предписаний и иных документов, составляемых таможенными органами при проведении и по результатам проведения отдельных форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, в соответствии с Кодексом Союза и настоящим Федеральным законом, порядок заполнения этих форм, внесения изменений в такие документы, а также структура и формат таких документов в виде электронных документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, за исключением случаев, если Кодексом Союза указанные полномочия возложены на Комиссию.
Согласно статье 224 Закона N 289-ФЗ при проведении таможенного контроля таможенные органы применяют формы таможенного контроля, установленные статьей 322 ТК ЕАЭС.
Так, в силу положений статьи 322 ТК ЕАЭС одной из форм таможенного контроля является таможенный осмотр помещений и территорий, который заключается в проведении визуального осмотра помещений и территорий, а также находящихся в указанных местах товаров и (или) документов (пункт 1 статьи 330 ТК ЕАЭС).
Пунктом 2 статьи 330 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенный осмотр помещений и территорий проводится в целях проверки наличия или отсутствия в осматриваемых помещениях или на территориях товаров и (или) документов, являющихся объектами таможенного контроля, а также в целях проверки и (или) получения сведений о таких товарах и (или) документах и проверки наличия на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях (отсеках) таможенных пломб, печатей и других средств идентификации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 330 ТК ЕАЭС таможенный осмотр помещений и территорий проводится при предъявлении предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий и служебного удостоверения должностного лица таможенного органа, а форма предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий устанавливается законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Приказом ФТС России от 16.03.2011 N 578 утверждена Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий (далее - Инструкция), в силу пункта 6 которой решение о проведении таможенного осмотра помещений и территорий принимает начальник таможенного органа либо лицо, его замещающее, за исключением случаев проведения таможенного осмотра помещений и территорий при выездной таможенной проверке.
Согласно пункту 7 названной Инструкции решение о проведении таможенного осмотра помещений и территорий оформляется письменно в виде предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий по форме, утвержденной ФТС России.
Приказом ФТС России от 07.12.2018 N 1998 утверждена форма предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий, заполнение которой предусматривает необходимость указания, в числе прочего, инициалов, фамилии, должности, номера служебного удостоверения лица, которому поручено проведение таможенного осмотра помещений и территорий, а также находящихся в указанных местах товаров и (или) документов.
В силу пункта 11 Инструкции таможенный осмотр помещений и территорий проводится должностными лицами таможенных органов при наличии информации, в том числе о возможном нахождении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением требований, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в местах, указанных в пункте 3 Инструкции.
Как установлено пунктом 8 статьи 330 ТК ЕАЭС и частью 3 статьи 227 Закона N 289-ФЗ таможенный осмотр помещений и территорий должен проводиться в возможно короткий срок, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более 1 рабочего дня, если иной срок не установлен законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Результаты проведения таможенного осмотра помещений и территорий оформляются путем составления акта таможенного осмотра помещений и территорий, форма которого определяется Комиссией (пункт 9 статьи 330 ТК ЕАЭС).
Акт таможенного осмотра помещений и территорий составляется в 2 экземплярах, один из которых подлежит вручению (направлению) лицу, помещения и (или) территории которого осматривались, если это лицо установлено (пункт 10 статьи 330 ТК ЕАЭС).
Как уже отмечалось ранее, на основании полученной 12.09.2019 оперативной информации от оперативно-розыскного отдела таможни о возможном незаконном перемещении товара на таможенную территорию ЕАЭС в контейнере FESU5119465, задекларированном в ДТ N 10702070/310819/0175294, таможенным органом было принято решение о проведении таможенного контроля после выпуска товара в форме таможенного осмотра помещений и территорий.
В частности, предписанием от 12.09.2019 N 130 и.о. начальника таможенного поста Морской порт Владивосток поручил осмотреть помещения (территорию), а также находящиеся в указанных местах товары и (или) документы по адресу: ПЗТК ПАО "ВМТП", Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, д. 9 с 13.09.2019.
Данная территория относится к постоянной зоне таможенного контроля (ПЗТК), созданной на основании приказа N 439 от 22.05.2018 таможни в месте перемещения товаров через таможенную границу, на участке морского грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.
По результатам таможенного осмотра на открытой площадке ПЗТК ПАО "ВМТП" контейнера FESU5119465, проведенного в присутствии представителя ПЗТК ПАО "ВМТП", должностным лицом таможни Сапчуговым Н.А. оформлен акт осмотра помещений и территорий от 15.09.2019 N 130 с приложением фотоматериалов к нему.
Анализ вышеприведенных нормативных положений позволяет заключить, что у таможенного органа имелись предоставленные законом полномочия на проведение таможенного контроля в форме осмотра помещений и территорий после выпуска товара, в отношении которого имелась информация о его незаконном ввозе и который находился в постоянной зоне таможенного контроля.
При этом, вопреки ошибочному убеждению декларанта, проведение в отношении спорного товара до его выпуска таможенного досмотра, результаты которого оформлены актом N 10702030/070919/010299, в дальнейшем не исключает возможности проведения каких-либо иных форм таможенного контроля, перечисленных в статье 322 ТК ЕАЭС, в предусмотренном законом порядке.
Вместе с тем, признавая оспариваемые действия таможенного органа незаконными, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что предписание на проведение таможенного осмотра помещений и территорий от 12.09.2019 N 130 (т. N 1, л.д. 49), выданное таможенным органом должностному лицу ПЗТК ПАО "ВМТП" 13.09.2019, не соответствует установленной Приказом ФТС России от 07.12.2018 N 1998 форме к его содержанию, поскольку в предписании отсутствуют сведения о должностном лице (инициалы, фамилия, должность), которому поручено проведение осмотра помещений и территорий, а также номере его служебного удостоверения.
При этом что касается представленных в материалы дела в электронном виде вместе с отзывом на заявление двух экземпляров предписаний от 12.09.2019 N 130, заполненных в вышеуказанной части, то к данным документам судебная коллегия относится критически, поскольку факт вручения должностному лицу ПЗТК ПАО "ВМТП" предписания в незаполненном виде подтвердил представитель таможенного органа в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, тогда как имеющаяся в материалах дела копия предписания от 12.09.2019 N 130 (т. N 1, л.д. 49) полностью воспроизводит содержание оригинала этого документа, исследованного судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела.
Довод таможенного органа о том, что отсутствие в предписании указанной информации не свидетельствует о нарушении регламентированной процедуры проведения таможенного осмотра, коллегией не принимается, поскольку сам по себе факт того, что каждый инспектор отдела таможенного досмотра уполномочен на проведение осмотра помещений и территорий не отменяет обязанности по заполнению предписания в соответствии с формой, установленной Приказом ФТС России от 07.12.2018 N 1998, и по указанию в данном документе всех необходимых сведений.
Кроме того, судебная коллегия также учитывает, что в предписании отсутствует информация о том в отношении каких конкретно объектов, расположенных на территории ПЗТК ПАО "ВМТП" по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, д. 9, являющейся значительной территорией, надлежит провести осмотр.
При этом наличие отдельной информации в правом нижнем углу предписания в виде указания номера контейнера "FESU5119465", совпадающего с номером контейнера, в котором был ввезен спорный товар на таможенную территорию Союза, названный вывод суда не отменяет, поскольку данная надпись выполнена рукописным способом и располагается отдельно от основного текста предписания, что не позволяет принять данную надпись в качестве надлежащего доказательства выдачи предписания от 12.09.2019 N 130 на осмотр именно данного контейнера.
В связи с этим в предписании не конкретизирован объект осмотра, расположенного на территории ПЗТК ПАО "ВМТП", поскольку не представляется возможным установить, кем и когда рукописно дополнительно вписаны в документ сведения о номере контейнера FESU5119465.
Утверждение таможенного органа о том, что указание в предписании конкретного объекта таможенного контроля является некорректным, поскольку таможенный контроль в форме осмотра помещений и территорий предполагает осмотр всего места временного хранения для установления факта нахождения товара в месте временного хранения, в рассматриваемом случае не может быть признано коллегией обоснованным, поскольку на момент вынесения предписания таможенному органу доподлинно было известно в отношении какого объекта требуется проведение осмотра - товаров, находящихся в контейнере FESU5119465, что не препятствовало объективной возможности отразить данную информацию при вынесении предписания.
По изложенному суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что таможенным органом нарушена регламентированная процедура проведения таможенного осмотра контейнера FESU5119465 на основании предписания от 12.09.2019 N 130, которое принято и оформлено с нарушением требований, установленных для данной формы таможенного контроля.
Одновременно с этим следует отметить, что данные действиями таможни создали необоснованные препятствия для нормальной работы декларанта, поскольку проведение в период с 13.09.2019 по 15.09.2019 таможенного осмотра товара, ввезенного обществом в контейнере FESU5119465, повлекло возложение на общество дополнительной обязанности по хранению товара в постоянной зоне таможенного контроля и невозможность вывоза товара с ПЗТК ПАО "ВМТП".
Более того, согласно акту осмотра помещений и территорий от 15.09.2019 N 130 никаких нарушений со стороны декларанта в отношении партии товара, заявленной в ДТ N 10702070/310819/0175294 по результатам осмотра контейнера FESU5119465, таможней выявлено не было.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что оспариваемые действия не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Соответственно решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 18.09.2020 по делу N А51-25130/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.Н. Палагеша |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-25130/2019
Истец: ООО "ТРЕЙДРОУТ"
Ответчик: Владивостокская таможня