г. Хабаровск |
|
10 марта 2022 г. |
А73-3282/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.
при участии:
от краевого государственного бюджетного учреждения "Комсомольская городская станция по борьбе с болезнями животных": Норка М.А., представитель по доверенности б/н от 10.03.2021; Стародубова О.А., начальник - лично;
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям: Нартова Г.В., представитель по доверенности от 18.02.2022 N 68;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения "Комсомольская городская станция по борьбе с болезнями животных"
на решение от 08.07.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021
по делу N А73-3282/2021 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению краевого государственного бюджетного учреждения "Комсомольская городская станция по борьбе с болезнями животных" (ОГРН 1042700021902, ИНН 2703025500, адрес: 681000, Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, ул. Путейская, 93)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям (ОГРН 1092721001339, ИНН 2721165852, адрес: 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Ленина, д. 18А)
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение "Комсомольская городская станция по борьбе с болезнями животных" (далее - КГБУ "Комсомольская горСББЖ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям (далее - Управление Россельхознадзора, административный орган) от 16.02.2021 N 13-38/04, которым учреждение привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Решением суда от 08.07.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021, заявленные требования удовлетворены по основаниям пропуска административным органом срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Не согласившись с судебными актами, считая их вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права, при неполно установленных обстоятельствах дела, КГБУ "Комсомольская горСББЖ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, а из мотивировочной части решения Арбитражного суда Хабаровского края исключить суждения о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
Управление Роспотребнадзора в отзыве на жалобу просило оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители заявителя жалобы доводы, в ней изложенные, поддержали. Представитель Управления Россельхознадзора с жалобой не согласился, просил оставить судебные акты без изменения.
Проверив в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалованных судебных актов, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующему.
Как установлено судами из материалов дела, в рамках государственного контроля в ходе систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требовании при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, 16-17.12.2020 при мониторинге федеральной государственной информационной системы "ВетИС" - компонент "Меркурий" (далее - ФГИС "Меркурий") должностным лицом Управления Россельхознадзора выявлены нарушения требований ветеринарного законодательства, допущенные КГБУ "Комсомольская горСББЖ" при оформлении ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде (далее - эВСД), а именно: ведущим ветеринарным врачом в журнале входной продукции сформировано 2 записи на корма растительного происхождения - пшеницу фуражную, производитель ИП Белимов В.А., от 23.10.2020 N 13904393419, от 26.10.2020 N 13968562354. Записи созданы на площадке N RU27:22154942, расположенной по адресу: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Красная, д. 3, ООО "Металсбытсервис"
На основании данных записей учреждение создало и оформило в адрес АО "Птицефабрика "Комсомольская" ветеринарные справки формы-4 в количестве 46 штук.
При этом, в ФГИС "Меркурий" сведения о подконтрольном товаре, в том числе данные о соответствии его требованиям, установленным законодательством РФ, отсутствовали, то есть оформление эВСД осуществлялось без входящих ВСД.
Квалифицировав данные обстоятельства как нарушение пунктов 1, 7 статьи 2.1, статьи 21 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии), пунктов 1, 2, 3, 7 Приложения N 1, пунктов 2, 33, 39, 40 Приложения N 2 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.12.2016 N 589 (далее - Приказ Минсельхоза N 589), Управление Россельхознадзора составило в отношении КГБУ "Комсомольская горСБВЖ" протокол от 08.02.2020 N 13-38/04 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
Постановлением от 16.02.2021 N 13-38/04 учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Оспаривая постановление, учреждение указало на недоказанность административным органом субъективной стороны вменяемого ему правонарушения, а также на отсутствие события и состава административного правонарушения. Кроме того, сослалось на процессуальные нарушения, допущенные Управлением Россельхознадзора, и указало на пропуск срока давности привлечения к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции рассмотрел их по существу, установил обстоятельства дела, событие административного правонарушения, и, выявив пропуск срока давности привлечения к административной ответственности, признал оспоренное постановление недействительным.
Выводы суда поддержаны судом апелляционной инстанции, повторно рассмотревшим дело по правилам главы 34 АПК РФ.
При этом, суды обоснованно исходили из следующего.
Частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Пунктом 1 статьи 2.3 Закона о ветеринарии установлено, что перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, утвержденном актом, составляющим право Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 7 указанной статьи форма и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, за исключением формы и порядка оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, устанавливаются ветеринарными правилами организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2.3 Закона о ветеринарии оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (ФГИС) в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
Согласно статье 4.1 Закона о ветеринарии Федеральная государственная информационная система в области ветеринарии создана в целях: обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров; оформления и выдачи ветеринарных сопроводительных документов; оформления разрешений на ввоз на территорию РФ, вывоз с территории РФ и транзит через территорию РФ подконтрольных товаров; регистрации данных и результатов ветеринарно-санитарной экспертизы, лабораторных исследований и отбора проб для них; обеспечения иных направлений деятельности Государственной ветеринарной службы РФ.
В Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии, в частности, содержится информация о лекарственных средствах, кормах и кормовых добавках для животных; об оформлении и о выдаче ветеринарных сопроводительных документов; о результатах ветеринарно-санитарной экспертизы, лабораторных исследований подконтрольных товаров; о выявлении не соответствующих установленным требованиям подконтрольных товаров.
С 01.07.2018 оформление ветеринарных сопроводительных документов производится в электронной форме в соответствии со статьей 2.3 Закона о ветеринарии.
Согласно пунктам 1, 2 Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме, утвержденного приказом Минсельхоза N 589 (далее - Порядок), ВСД оформляются в электронной форме с использованием ФГИС. Каждый ВСД снабжается уникальным идентификационным номером. Учет оформленного на бумажном носителе ВСД осуществляется путем ввода данных о ВСД во ФГИС лицом, его оформившим, в течение 1 месяца с момента его оформления, за исключением случаев, предусмотренных абзацем четвертым данного пункта (пункт 59 Порядка).
Пунктом 3 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза N 589 (далее - Ветеринарные правила), установлено, что оформление ВСД осуществляется при: производстве партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами); перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами); переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Согласно пункту 12 Ветеринарных правил оформленные на бумажном носителе ВСД подлежат учету в ФГИС ВетИС в соответствии с Порядком оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме, утвержденным настоящим приказом.
В соответствии пунктом 40 Порядка при принятии решения о возможности оформления ВСД пользователем ФГИС ВетИС должны учитываться данные о месте отправления, месте назначения, режиме перевозки подконтрольного товара, транспортном средстве, которое планируется использовать для перемещения подконтрольного товара, данные о соответствии подконтрольного товара требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, наличии действующих запретов или ограничений на перевозку подконтрольного товара из места отправления в место назначения.
Пункт 39 Порядка устанавливает, что основаниями для отказа в оформлении ВСД являются: предоставление заявителем недостоверных или неполных данных о подконтрольном товаре; несоответствие подконтрольного товара требованиям, установленным законодательством РФ; несоответствие заявленного режима транспортировки или транспортного средства требованиям, установленным законодательством РФ; отсутствие у лица, которому направлена заявка, прав производить оформление ВСД на данный подконтрольный товар; отсутствие в ФГИС ВетИС требующихся для оформления ВСД данных о подконтрольном товаре в случае, если в заявке указано, что заявка должна быть рассмотрена ФГИС ВетИС в автоматическом режиме; отсутствие у владельца (перевозчика) или получателя (приобретателя) прав направлять (получать) подконтрольный товар; наличие ограничений на вывоз с территории, откуда производится вывоз подконтрольного товара, или на ввоз на территорию, куда осуществляется ввоз подконтрольного товара; наличие запрета или ограничений на перевозку подконтрольного товара с территории отправления на территорию назначения; наличие в ФГИС ВетИС введенного получателем подконтрольного товара запрета на перемещение подконтрольного товара, которое приводит к нарушению критериев отнесения данного объекта к определенному зоосанитарному статусу, который уже присвоен данному объекту или который получатель подконтрольного товара желает получить для указанного объекта в будущем; отсутствие в ФГИС ВетИС данных о ветеринарно-санитарной экспертизе подконтрольного товара, если его ветеринарно-санитарная экспертиза должна проводиться, и (или) данных о результатах ветеринарно-санитарной экспертизы сырья, использованного для изготовления подконтрольного товара, если проведение ветеринарно-санитарной экспертизы в отношении указанного подконтрольного товара требуется в соответствии с законодательством РФ или страны-импортера, при отсутствии у заявителя оригинала результатов ветеринарно-санитарной экспертизы или его копии.
Согласно пункту 2 Ветеринарных правил, ВСД, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648, из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, установленном актом, составляющим право Евразийского экономического союза
Как установлено судами из материалов дела, ведущим ветеринарным врачом оформлены эВСД на подконтрольный товар - корма растительного происхождения при отсутствии в ФГИС "Меркурий" сведений о данном подконтрольном товаре, так как хозяйствующий субъект ООО "Металлосбытсервис" не подавал заявки на оформление ВСД в электронной форме в ФГИС ВетИС на продукцию и между хозяйствующим субъектом и КГБУ "Комсомольская горСББЖ" договорные отношения отсутствовали. При этом все оформленные ветеринарные справки формы 4 имеют состояние "погашен", что подтверждаем факт перемещения спорной продукции.
Установив наличие события административного правонарушения, суды также установили основания для применения части 1 статьи 4.5. КоАП РФ, поскольку срок давности привлечения к ответственности административным органом пропущен. Так, данное административное правонарушение, не являющееся длящимся, допущено обществом 23.10.2020, 26.10.2020, 27.10.2020, 29.10.2020, срок давности привлечения к ответственности по данному правонарушению истек 29.12.2020.
Следовательно, постановление о привлечении КГБУ "Комсомольская горСББЖ", вынесенное 16.02.2021, правомерно признано незаконным.
Доводы учреждения о незаконности отражения в мотивировочной части судебного акта суждения о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ, при наличии выводов о пропуске административным органом срока давности привлечения к административной ответственности не могут быть приняты во внимание и подлежат отклонению судом кассационной инстанции в связи со следующим.
В пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено следующее. Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Следует иметь в виду, что в случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (часть 3 статьи 30.6, часть 3 статьи 30.9 КоАП РФ).
Установив при рассмотрении жалобы такого лица обоснованность выводов юрисдикционного органа, а также правильность исчисления срока давности привлечения к административной ответственности в зависимости от категории дела, судья отказывает в ее удовлетворении и оставляет постановление без изменения. При этом необходимо учитывать, что в названном постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении. При наличии таких выводов в обжалуемом постановлении судья, с учетом положений статьи 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности, обязан вынести решение об изменении постановления, исключив из него указание на вину этого лица (пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).
Поскольку КГБУ "Комсомольская горСББЖ" при обжаловании постановления ссылалось на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, суды правомерно проверили и оценили указанные доводы. При этом, выводов о виновности учреждения в судебных актах не содержится.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют действующему законодательству и основаны на полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и правильном установлении всех фактических обстоятельств рассматриваемого дела.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.07.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021 по делу N А73-3282/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.И. Михайлова |
Судьи |
И.М. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено следующее. Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Следует иметь в виду, что в случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (часть 3 статьи 30.6, часть 3 статьи 30.9 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 марта 2022 г. N Ф03-7633/21 по делу N А73-3282/2021