г. Хабаровск |
|
02 ноября 2021 г. |
А73-3282/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от краевого государственного бюджетного учреждения "Комсомольская городская станция по борьбе с болезнями животных": Норка М.А., представитель по доверенности от 10.03.2021, Стародубова О.А. руководитель по приказу от 31.01.2013 N 10 ЛС;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения "Комсомольская городская станция по борьбе с болезнями животных"
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.07.2021
по делу N А73-3282/2021
по заявлению краевого государственного бюджетного учреждения "Комсомольская городская станция по борьбе с болезнями животных" (ОГРН 1042700021902, ИНН 2703025500)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям (ОГРН 1092721001339, ИНН 2721165852)
об оспаривании постановления от 16.02.2021 N 13-38/04
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение "Комсомольская городская станция по борьбе с болезнями животных" (далее - КГБУ "Комсомольская горСББЖ") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям (далее - Управление Россельхознадзора) от 16.02.2021 N 13-38/04.
Решением суда от 08.07.2021 заявленное требование удовлетворено. Признано незаконным и отменено постановление от 16.02.2021 N 13-38/04 в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, учреждение обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, исключив из мотивировочной части суждения о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также слова, начиная с 5 абзаца на стр. 4 по 4 абзац на стр. 11 включительно.
По мнению заявителя жалобы, административным органом не доказана объективная сторона вменяемого административного правонарушения. Учреждение считает, что действующим законодательством не установлено на каком именно субъекте оборота подконтрольной продукции лежит обязанность по подаче заявки на оформление ветеринарных сопроводительных документов (далее - ВСД). Полагает возможным принятие решения об оформлении ВСД в электронной форме на основании любой информации о намерении совершить операцию по обороту, в отношении которого должен быть оформлен ВСД. Подробно доводы изложены по тексту апелляционной жалобы.
В ходе судебного разбирательства представители учреждения поддерживали позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Управление Россельхознадзора явку в апелляционный суд не обеспечило, отзыв не представило.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя административного органа, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.6aas.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд не находит оснований для изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в рамках государственного контроля в ходе систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требовании при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, 16-17.12.2020 при мониторинге федеральной государственной информационной системы "ВетИС" - компонент "Меркурий" (далее - ФГИС "Меркурий") должностным лицом Россельхознадзора выявлены нарушения КГБУ "Комсомольская горСББЖ" требований ветеринарного законодательства при оформлении эВСД, в частности: ведущим ветеринарным врачом в журнале входной продукции по бумажному ВСД в ГВЭ на площадке N RU27:22154942, расположенной по адресу: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Красная, д. 3, ООО "Металсбытсервис" (ИНН 7705709430) сформировано 2 записи от 23.10.2020 N 13904393419, от 23.10.2020 N 13968562354 на корма растительного происхождения - пшеница фуражная.
На основании записей учреждение создало и оформило в адрес АО "Птицефабрика "Комсомольская" (ИНН 2703040748) склад для грузов лаб. иссл. (РФ, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Охотская, д. 2), ветеринарные справки формы-4 в количестве 46 штук.
Квалифицировав данные обстоятельства как нарушение пунктов 1, 7 статьи 2.1, статьи 21 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии), пунктов 1, 2, 3, 7 Приложения N 1, пунктов 2, 33, 39, 40 Приложения N 2 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.12.2016 N 589 (далее - Приказ Минсельхоза N 589), Управление Россельхознадзора составило в отношении КГБУ "Комсомольская горСБВЖ" в присутствии законного представителя протокол от 08.02.2020 N 13-38/04 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
Постановлением от 16.02.2021 N 13-38/04 учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно статье 2 Закона о ветеринарии ветеринарное законодательство РФ состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
В силу статьи 2.1 Закона о ветеринарии ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) (далее - ветеринарные правила) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установлении и отмене на территории РФ карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, при оформлении ветеринарных сопроводительных документов, назначении и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, осуществлении мероприятий по обеспечению ветеринарной безопасности в отношении уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, при идентификации и учете животных, при проведении регионализации, эпизоотического зонирования, определении зоосанитарного статуса, разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), обороте и убое животных, производстве, перемещении, хранении и (или) обороте кормов и кормовых добавок для животных, перемещении, хранении, переработке, утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным).
На основании пункта 7 статьи 2.3 Закона о ветеринарии форма и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, за исключением формы и порядка оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, устанавливаются ветеринарными правилами организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2.3 Закона о ветеринарии оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (ФГИС) в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
Согласно статье 4.1 Закона о ветеринарии Федеральная государственная информационная система в области ветеринарии создана в целях: обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров; оформления и выдачи ветеринарных сопроводительных документов; оформления разрешений на ввоз на территорию РФ, вывоз с территории РФ и транзит через территорию РФ подконтрольных товаров; регистрации данных и результатов ветеринарно-санитарной экспертизы, лабораторных исследований и отбора проб для них; обеспечения иных направлений деятельности Государственной ветеринарной службы РФ.
Создание, развитие и эксплуатация Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ. Данный порядок должен содержать требования к обеспечению доступа физических лиц и юридических лиц к информации, содержащейся в Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии, внесению информации в нее, получению информации из нее, регистрации указанных лиц в ней.
В Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии содержится следующая информация: об органах и организациях, входящих в систему Государственной ветеринарной службы РФ; о зарегистрированных специалистах в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью; об аттестованных специалистах; об объектах, связанных с содержанием животных, производством, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией подконтрольных товаров, утилизацией биологических отходов; о проведенных профилактических, диагностических, лечебных и иных мероприятиях; о лекарственных средствах, кормах и кормовых добавках для животных; об идентификации и учете животных; об установлении и отмене ограничительных мероприятий (карантина); об осуществлении ветеринарного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления; об оформлении и о выдаче ветеринарных сопроводительных документов; о результатах ветеринарно-санитарной экспертизы, лабораторных исследований подконтрольных товаров; о выявлении не соответствующих установленным требованиям подконтрольных товаров.
С 1 июля 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов производится в электронной форме в соответствии со статьей 2.3 Закона о ветеринарии (статья 4 Федерального закона от 13.07.2015 N 243-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 2 Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме, утвержденного приказом Минсельхоза N 589 (далее - Порядок), ВСД оформляются в электронной форме с использованием ФГИС. Каждый ВСД снабжается уникальным идентификационным номером.
Учет оформленного на бумажном носителе ВСД осуществляется путем ввода данных о ВСД во ФГИС лицом, его оформившим, в течение 1 месяца с момента его оформления, за исключением случаев, предусмотренных абзацем четвертым данного пункта (пункт 59 Порядка).
Пунктом 3 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза N 589 (далее - Ветеринарные правила), установлено, что оформление ВСД осуществляется при: производстве партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами); перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами); переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Согласно пункту 12 Ветеринарных правил оформленные на бумажном носителе ВСД подлежат учету в ФГИС ВетИС в соответствии с Порядком оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме, утвержденным настоящим приказом.
В соответствии пунктом 40 Порядка при принятии решения о возможности оформления ВСД пользователем ФГИС ВетИС должны учитываться данные о месте отправления, месте назначения, режиме перевозки подконтрольного товара, транспортном средстве, которое планируется использовать для перемещения подконтрольного товара, данные о соответствии подконтрольного товара требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, наличии действующих запретов или ограничений на перевозку подконтрольного товара из места отправления в место назначения.
Пункт 39 Порядка устанавливает, что основаниями для отказа в оформлении ВСД являются: предоставление заявителем недостоверных или неполных данных о подконтрольном товаре; несоответствие подконтрольного товара требованиям, установленным законодательством РФ; несоответствие заявленного режима транспортировки или транспортного средства требованиям, установленным законодательством РФ; отсутствие у лица, которому направлена заявка, прав производить оформление ВСД на данный подконтрольный товар; отсутствие в ФГИС ВетИС требующихся для оформления ВСД данных о подконтрольном товаре в случае, если в заявке указано, что заявка должна быть рассмотрена ФГИС ВетИС в автоматическом режиме; отсутствие у владельца (перевозчика) или получателя (приобретателя) прав направлять (получать) подконтрольный товар; наличие ограничений на вывоз с территории, откуда производится вывоз подконтрольного товара, или на ввоз на территорию, куда осуществляется ввоз подконтрольного товара; наличие запрета или ограничений на перевозку подконтрольного товара с территории отправления на территорию назначения; наличие в ФГИС ВетИС введенного получателем подконтрольного товара запрета на перемещение подконтрольного товара, которое приводит к нарушению критериев отнесения данного объекта к определенному зоосанитарному статусу, который уже присвоен данному объекту или который получатель подконтрольного товара желает получить для указанного объекта в будущем; отсутствие в ФГИС ВетИС данных о ветеринарно-санитарной экспертизе подконтрольного товара, если его ветеринарно-санитарная экспертиза должна проводиться, и (или) данных о результатах ветеринарно-санитарной экспертизы сырья, использованного для изготовления подконтрольного товара, если проведение ветеринарно-санитарной экспертизы в отношении указанного подконтрольного товара требуется в соответствии с законодательством РФ или страны-импортера, при отсутствии у заявителя оригинала результатов ветеринарно-санитарной экспертизы или его копии. Отсутствие заявки на оформление ВСД должностным лицом Госветслужбы является основанием для отказа в оформлении ВСД.
Согласно пункту 2 Ветеринарных правил, ВСД (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648, из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, установленном актом, составляющим право Евразийского экономического союза.
Судебной коллегией по материалам дела установлено, что должностным лицом КГБУ "Комсомольская горСБВЖ" оформлены в системе ФГИС "Меркурий" эВСД с нарушением вышеуказанных требований, в частности: 23.10.2020 в 10:32 N 13904393419, в 12:13 N 13968562354 на пшеницу фуражную, производитель ИП Белимов В.А., в отсутствие в ФГИС требующихся для оформления ВСД данных о подконтрольном товаре, в том числе данных о соответствии подконтрольного товара требованиям, установленным законодательством РФ, а именно: оформление эВСД осуществлялось без входящих ВСД.
Учитывая, что товар - пшеница фуражная включен в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648, оформление эВСД в отсутствие во ФГИС входящих ВСД, подтверждающих благополучие территорий его происхождения, не обеспечивает прослеживаемости при перемещении и переходе права собственности на товар, что свидетельствуют о несоблюдении учреждением Ветеринарных правил.
При таких обстоятельствах следует признать доказанным наличие в действиях учреждения признаков события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ, что соответствует вышеуказанным нормам права и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Вывод суда первой инстанции о пропуске Управлением Россельхознадзора двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ, соответствует статье 4.5 КоАП РФ, а также правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 12.02.2021 N 303-ЭС20-18228.
В связи с изложенным постановление от 16.02.2021 N 13-38/04 правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и исключения из мотивировочной части решения обжалуемых абзацев, поскольку окончательный вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении взаимосвязан с мотивами принятия судебного акта.
Вопреки доводу апелляционной жалобы мотивировочная часть решения суда соответствует пункту 13.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При указанных выше фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.07.2021 по делу N А73-3282/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судьи И.А. Мильчина
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3282/2021
Истец: КГБУ "Комсомольская горСББЖ", представитель Норка Максим Анатольевич
Ответчик: Управление Федеральной Службы по Ветеринарному и Фитосанитарному Надзору по Хабаровскому Краю и Еврейской Автономной Области