г. Хабаровск |
|
16 февраля 2023 г. |
А04-3254/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи М.Ю. Бурловой-Ульяновой
судей С.И. Гребенщикова, С.Н. Новиковой
при участии:
от истца: А.А. Шмаков, представитель, доверенность от 09.01.2023
от ответчика: С.Н. Дружинина, представитель, доверенность от 11.01.2023
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области
на решение от 08.08.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2022
по делу N А04-3254/2022
Арбитражного суда Амурской области
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области (ОГРН 1022800524163, ИНН 2801028065, адрес: 675028, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Воронкова, д. 26/2)
к государственному автономному учреждению здравоохранения Амурской области "Амурский областной онкологический диспансер" (ОГРН 1022800524031, ИНН 2801022793, адрес: 675005, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Октябрьская, 110)
третье лицо: акционерное общество "Страховая компания "Согаз-Мед" (ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427, адрес: 107045, г. Москва, пер. Уланский, д. 26, пом. 3.01)
о взыскании 5 861 534,62 руб. неосновательного обогащения
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области (далее - Фонд, ТФОМС Амурской области, Территориальный фонд) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Государственному автономному учреждению здравоохранения Амурской области "Амурский областной онкологический диспансер" (далее - Учреждение, ГАУЗ АО "АООД") о взыскании 5 861 534 руб. 62 коп. неосновательного обогащения, составляющих сумму дополнительного аванса, неправомерно перечисленного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 432 "Об особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией" (далее - Постановление Правительства РФ N 432).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в соответствии с положениями статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено акционерное общество "Страховая компания "Согаз-Мед" (далее - АО "СК "Согаз-Мед").
Решением Арбитражного суда Амурской области от 08.08.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2022, в удовлетворении исковых требований отказано.
Территориальный фонд, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель кассационной жалобы настаивает на ошибочности вывода судов о том, что ГАУЗ АО "АООД" в период действия ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) имело право на получение дополнительного финансирования независимо от того, что его деятельность не приостанавливалась. Судами без внимания оставлены доводы истца о том, что ответчик не нуждался в мерах финансовой поддержки в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства N 432. Также кассатор приводит доводы о необоснованности вывода судов о том, что Территориальный фонд не обладает правом на предъявление настоящего иска, поскольку спорные денежные средства были перечислены Учреждению страховыми организациями.
ГАУЗ АО "АООД" представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором выражено несогласие с позицией её заявителя, указано на законность и обоснованность принятых судебных актов.
АО "СК "Согаз-Мед" в отзыве на кассационную жалобу истца поддержало её доводы, настаивало на отмене обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области, представитель ТФОМС поддержал доводы кассационной жалобы, настаивал на её удовлетворении, против чего возражал представитель Учреждения.
АО "СК "Согаз-Мед", надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд округа не обеспечило, что не является в силу части 3 статьи 284 АПК РФ препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на неё, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Судами по материалам дела установлено, что 24.09.2020 Территориальный фонд направил в адрес Учреждения требование о предоставлении сведений по расходам, принятым и подлежащим возмещению за счет средств ОМС. ГАУЗ АО "АООД" предоставлены сведения об использовании средств на сумму 135 013 498 руб. 66 коп. за период с 01.04.2020 по 31.07.2020
Фонд 30.09.2020 направил АО "СК "Согаз-Мед" и АО "Страховая группа "Спасские ворота-М", признанному решением Арбитражного суда города Москвы от 23.04.2021 по делу N А40-21753/21-128-50 несостоятельным (банкротом), информацию по расчету размера средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию или возврату в бюджет ТФОМС.
АО "СК "Согаз-Мед" платежным поручением от 01.10.2020 N 4294 осуществило перевод на счет Учреждения денежной суммы в размере 5 754 070 руб. 92 коп. с указанием в назначении платежа: "КОСГУ 130 страховые выплаты на апрель - июль 2020 (доп. аванс) согласно смете от 01.10.2020 N 30 сумма 5754070-92".
Денежные средства в размере 107 463 руб. 70 коп. перечислены ответчику АО "Страховая группа "Спасские ворота-М".
Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 27.08.2021 по результатам проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании ТФОМС Амурской области в 2020 году и первом полугодии 2021 года составлен акт, в котором отражено нарушение подпунктов "в", "г" пункта 1 Постановления Правительства РФ N 432: расчет суммы средств, подлежащих дополнительному перечислению в медицинскую организацию, произведен в отношении всех медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, в том числе, оказывающих медицинскую помощь пациентам с онкологическими заболеваниями.
Фонд 15.11.2021 направил Учреждению претензию о возврате денежных средств в размере 5 861 534 руб. 62 коп., в ответ на которую последнее ответило отказом, что послужило основанием для обращения ТФОМС Амурской области в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правовым основанием требований истца указаны нормы главы 60 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Из смысла приведенной нормы следует, что право на взыскание неосновательного обогащения имеет только то лицо, за счет которого ответчик приобрел имущество без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.
Необходимым условием возникновения обязательства из неосновательного обогащения является приобретение и сбережение имущества в отсутствие правовых оснований, то есть приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого, не основанное на законе, иных правовых актах, сделке (определения Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 20-КГ15-5, от 22.12.2015 N 306-ЭС15-12164).
ТФОМС Амурской области в обоснование наличия состава неосновательного обогащения на стороне ответчика ссылался на получение Учреждением спорных денежных средств в нарушение условий, регламентированных Постановлением Правительства N 432, поскольку последнее в силу подпункта "в" пункта 1 указанного акта не относится к медицинским организациям, деятельность которых была вынуждено приостановлена (ограничена) в период возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Судами установлено, что по договору от 30.06.2015 N 63 о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенному между ТФОМС Амурской области и ООО "СК "СОГАЗ-МЕД" (страховая медицинская организация), стороны предусмотрели, что территориальный фонд принимает на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования за счет целевых средств.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В силу пункта 209.2 приказа Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Приказ Минздрава России N 108н) объем финансового обеспечения медицинской помощи пересчитывается при изменении объемов предоставления медицинской помощи, распределенных медицинской организации (филиалу/представительству медицинской организации), и (или) тарифов на оплату медицинской помощи.
Частями 6 и 7 статьи 38 Закона N 326-ФЗ установлено, что в случае превышения установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту, территориальный фонд принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда; обращение страховой медицинской организации за предоставлением целевых средств сверх установленного объема средств на оплату медицинской помощи для данной страховой медицинской организации из нормированного страхового запаса территориального фонда рассматривается территориальным фондом одновременно с отчетом страховой медицинской организации об использовании целевых средств.
В условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, Правительством РФ принято Постановление N 432, которым регламентирован ряд мер финансовой поддержки медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Согласно подпункту "м" пункта 1 указанного постановления финансовое обеспечение расходов страховых медицинских организаций и медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляется в порядке ежемесячного авансирования оплаты медицинской помощи в размере до одной двенадцатой объема годового финансового обеспечения объема предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, распределенного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, без учета фактического выполнения объемов предоставления медицинской помощи.
Подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства РФ N 432 (в редакции Постановления Правительства РФ от 02.12.2020 N 1995) медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляют расходы по оплате труда своих работников, уплате налогов и сборов, страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации, и расходов, связанных с оплатой коммунальных услуг и содержанием имущества, за счет средств обязательного медицинского страхования независимо от объема оказанной ими медицинской помощи. Указанные медицинские организации в дополнение к постоянным расходам могут осуществлять расходы на цели, предусмотренные частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и связанные с необходимостью надлежащего исполнения принятых ими обязательств по заключенным гражданско-правовым договорам, за счет средств обязательного медицинского страхования независимо от объема оказанной ими медицинской помощи в размере, не превышающем 5 процентов размера постоянных расходов медицинской организации за соответствующий период. На сумму оплаты расходов, указанных в настоящем подпункте, уменьшается сумма кредиторской задолженности медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, перед страховыми медицинскими организациями. Оставшиеся после оплаты указанных расходов средства обязательного медицинского страхования подлежат возврату в бюджет соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования.
На территории Амурской области ограничительные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции приняты Постановлением Правительства Амурской области от 07.04.2020 N 190 и начали действовать с 07.04.2020.
Фондом во исполнение Постановления Правительства РФ N 432 произведен расчет суммы средств, подлежащих дополнительному перечислению Учреждению, за период с 01.04.2020 по 31.07.2020 в размере 5 861 534 руб. 62 коп. Указанная сумма перечислена ответчику страховыми медицинскими организациями, которые получили денежные средства от Фонда в порядке финансового обеспечения обязательного медицинского страхования.
Судами установлено, что расходы ГАУЗ АО "АООД" за период с 01.04.2020 по 31.07.2020 составили 135 013 498 руб. 66 коп.: заработная плата - 94 999 240 руб., налоги и сборы, страховые выплаты - 30 207 345 руб. 33 коп., коммунальные услуги - 2 816 024 руб. 66 коп., расходы на содержание имущества - 6 990 888 руб. 38 коп.
Факт целевого использования ответчиком денежных средств обязательного медицинского страхования, предоставленных в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 432 (заработная плата; налоги, сборы и страховые выплаты; оплата коммунальных услуг; содержание имущества) подтвержден Фондом по результатам проверки 11.03.2022 и не опровергнут истцом в ходе рассмотрения настоящего спора судом.
Установив, что денежные средства в размере 5 861 534 руб. 62 коп. получены и использованы Учреждением в соответствии с Постановлением Правительства N 432, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии неосновательного обогащения на стороне ответчика.
При этом истцом в материалы дела не представлены доказательства того, что ответчику помимо денежных средств, предоставленных в порядке авансирования в рамках реализации указанного постановления, выделены иные финансовые инструменты на аналогичные цели.
Утверждения Фонда о том, что Постановление Правительства РФ N 432 распространяло свое действие только в отношении медицинских организаций, деятельность которых была приостановлена, в то время как медицинская помощь пациентам с онкологическими заболеваниями оказывалась Учреждением в полном объеме, являются ошибочными, поскольку из буквального толкования пункта 1 указанного постановления такой вывод не следует.
Более того, подпункты "м" и "н" пункта 1 Постановления Правительства РФ N 432, устанавливающие порядок финансового обеспечения расходов медицинских организаций, не содержат какого-либо исключения по сфере их деятельности, а определяют лишь общее понятие - осуществление деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.
Ссылка Фонда на разъяснения, содержащиеся в инструктивном письме ФФОМС от 17.11.2020 N 00-10-50-06/5, о том, что выполнение подпункта "н" пункта 1 Постановления Правительства РФ N 432 необходимо осуществлять с учетом особенностей, указанных в подпунктах "а" и "б", отклоняется судом округа, поскольку указанное письмо издано до внесения соответствующих изменений в подпункт "н", распространивших своё действие с 01.04.2020 и исключивших указание на организации, вынужденно приостановивших (ограничивших) работу.
Вывод судов о том, что ТФОМС Амурской области не обладает правом на предъявление настоящего иска, поскольку спорная денежная сумма перечислена Учреждению страховыми медицинскими организациями, не поддерживается судом округа, поскольку в соответствии с положениями Закона N 326-ФЗ, Приказа Минздрава России N 108н, Устава Федерального Фонда обязательного медицинского страхования обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 N 857, Фонд является распорядителем денежных средств обязательного медицинского страхования, лицом, наделенным контрольными функциями по их распределению и расходованию.
Вместе с тем, данный ошибочный вывод судов не повлиял на правильный результат рассмотрения настоящего спора по существу.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность судебных актов, поэтому не могут служить поводом для их отмены.
Нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.08.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2022 по делу N А04-3254/2022 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Ю. Бурлова-Ульянова |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка Фонда на разъяснения, содержащиеся в инструктивном письме ФФОМС от 17.11.2020 N 00-10-50-06/5, о том, что выполнение подпункта "н" пункта 1 Постановления Правительства РФ N 432 необходимо осуществлять с учетом особенностей, указанных в подпунктах "а" и "б", отклоняется судом округа, поскольку указанное письмо издано до внесения соответствующих изменений в подпункт "н", распространивших своё действие с 01.04.2020 и исключивших указание на организации, вынужденно приостановивших (ограничивших) работу.
Вывод судов о том, что ТФОМС Амурской области не обладает правом на предъявление настоящего иска, поскольку спорная денежная сумма перечислена Учреждению страховыми медицинскими организациями, не поддерживается судом округа, поскольку в соответствии с положениями Закона N 326-ФЗ, Приказа Минздрава России N 108н, Устава Федерального Фонда обязательного медицинского страхования обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 N 857, Фонд является распорядителем денежных средств обязательного медицинского страхования, лицом, наделенным контрольными функциями по их распределению и расходованию."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 февраля 2023 г. N Ф03-188/23 по делу N А04-3254/2022