г. Хабаровск |
|
23 мая 2023 г. |
А73-11452/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: Председательствующего судьи Падина Э.Э.
Судей: Дроздовой В.Г., Захаренко Е.Н.
при участии
от истца: Маркова Н.А., представитель по доверенности от 02.12.2022;
от ответчиков: Управления жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края - Батенчук Л.Ю., представитель по доверенности от 25.01.2023; Минфина Хабаровского края - Ткаченко О.А., представитель по доверенности от 24.09.2021; Министерства ЖКХ Хабаровского края - Вербинская Т.П., представитель по доверенности от 23.06.2022;
рассмотрел в судебном онлайн-заседании кассационную жалобу Управления жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края
на решение от 05.10.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022
по делу N А73-11452/2022 Арбитражного суда Хабаровского края
по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны по ВВО ЖКС
к Управлению жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края
третьи лица: Министерство финансов Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
о взыскании денежных средств
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (адрес: 105005, г. Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б) в лице филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны по ВВО ЖКС (681013, г.Комсомольск-на-Амуре, ул. Севастопольская, д. 55) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Управлению жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края (адрес: 682860, Хабаровский край, р-н Ванинский, рп. Ванино, площадь Мира, д. 1) о взыскании задолженности по выплате гранта в форме субсидии в размере 2 702 412,11 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Хабаровского края (адрес: 680002, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 72), Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 71).
постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанными судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что администрация не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, в связи с прекращением 01.03.2022 ее полномочий по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению. Кроме того, кассатор ссылается на отсутствие поступлений в период с 01.01.2022 по 28.02.2022 в муниципальный район ассигнования, предусмотренного на выплату данной компенсации.
Государственные полномочия Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, переданные Ванинскому муниципальному району Хабаровского края Законом Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению" были прекращены с 01.03.2022.
Лимиты бюджетных обязательств на исполнение переданных полномочий за январь - февраль 2022 были выделены в адрес Ванинского муниципального района только единожды, при перечислении субвенции на компенсацию организациям убытков в связи с производством (реализацией) тепловой энергии, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению в сумме 40 млн. руб. с конкретным указанием Министерства ЖКХ Хабаровского края о перечислении данных средств в адрес ООО "ИКС Ванино", осуществляющем деятельность ресурсоснабжающей организации в п.Ванино.
Таким образом, администрация района при отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств, не имеет возможности компенсировать организациям убытки, связанные с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению в январе - феврале 2022 года.
По мнению ответчика, им выполнены все условия, предусмотренные разделом 2 Порядка расчета компенсации убытков организациям от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению и Порядка предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета на компенсацию организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, утвержденного постановлением Правительства края от 01.02.2008 N 35-пр (далее - Порядок, Порядок N 35-пр) для предоставления субвенций, в то же время Министерством ЖКХ Хабаровского края условия Порядка не были соблюдены.
Истец в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклонил.
В соответствии со статьей 158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось; в порядке статьи 18 указанного Кодекса в составе суда произведена замена судьи.
В судебном онлайн-заседании представители сторон изложили свои процессуальные позиции по делу.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 02.03.20217 N 155 осуществляет деятельность по оказанию услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для нужд военных городов Министерства обороны на территории Хабаровского края п. Ванино, ул. Гарнизонная, 29, 30, 31, 32, 33.
Согласно требованиям пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является теплоснабжающей организацией.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 08.12.2021 N 39/61 внесены изменения в постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2020 N 41/28, установлен тариф на тепловую энергию для потребителей ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на период с 01.01.2022 по 30.06.2022 в размере 4 711,69 руб./Гкал (без НДС).
В период с 01.01.2022 по 28.02.2022 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России осуществляло предоставление услуг теплоснабжения, горячего водоснабжения, в том числе населению, проживающему на территории п. Ванино.
Расчеты с населением за оказываемые услуги истец осуществлял по тарифу 2 058,07 руб./Гкал (без НДС), установленному постановлением Губернатора Хабаровского края от 14.12.2021 N 130 "О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2022 год".
В целях компенсации убытков в связи с производством (реализацией) тепловой энергии, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению между истцом и ответчиком (получатель субсидии) заключено соглашение N 6 от 14.01.2022 о предоставлении из районного бюджета гранта в форме субсидии на 2022 год.
Грант предоставляется в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края от 29.04.2021 N 400.
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения, грант предоставляется в 2022 году в размере 24 335 760 руб.
05.04.2022 дополнительным соглашением N 1 стороны расторгли соглашение от 14.01.2022 N 6.
Из подписанного сторонами дополнительного соглашения N 1 следует, что бюджетное обязательство Управления жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края исполнено в размере 0 руб.; обязательство получателя исполнено в размере 2 702 412,11 руб. (пункты 2.1, 2.2)
Управление жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края в течение 5 дней со дня расторжения соглашения от 14.01.2022 N 6 обязалось перечислить получателю сумму гранта в размере 2 702 412,11 руб. (пункт 2.3).
В связи с неисполнением Управления жизнеобеспечения района обязанности по дополнительному соглашению N 1 от 05.04.2022 в адрес ответчика направлена претензия от 24.05.2022 N 370/У/4/2/4/1525 с требованием погасить возникшую задолженность.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд, который удовлетворяя исковые требования в полном объеме за счет Управления жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края исходил из отсутствия не исполненных обязательств краевого бюджета перед бюджетом Ванинского муниципального района по предоставлению субвенций на 2022 год, а также фактического оказания истцом в спорный период (январь, февраль 2022 года) услуг по теплоснабжению.
Апелляционный суд при пересмотре дела повторно поддержал позицию суда первой инстанции, оставив обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, являясь судами факта, рассматривающими спор по существу, обязаны правильно квалифицировать спорные правоотношения, определить предмет доказывания по делу, сформулировать круг юридически значимых обстоятельств и распределить бремя их доказывания (часть 2 статьи 65, части 1 статьи 133 АПК РФ, пункт 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции").
Суд округа считает, что судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего дела не учтено следующее.
Пунктами 4 и 5 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) определено, что тарифы на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию.
Согласно части 3 статьи 8 Закона N 190-ФЗ, подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
В силу части 2 статьи 10 Закона N 190-ФЗ срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление Пленума N 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3 Постановления Пленума N 87).
Согласно части 2 статьи 63 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
В случае передачи органам местного самоуправления данных полномочий на них возлагается и сопутствующая обязанность компенсировать теплоснабжающим организациям межтарифную разницу. По смыслу приведенных законоположений, эта обязанность может быть возложена на органы местного самоуправления и в качестве самостоятельного государственного полномочия с соблюдением установленного федеральным законодательством порядка, а именно как указано в статье 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", путем принятия закона субъекта Российской Федерации, который должен отвечать установленным данной статьей требованиям и вводиться в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, при условии, что в нем предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 5 февраля 2009 года N 250-О-П, является обязательным во всех случаях.
Механизм предоставления компенсации от разницы в тарифах организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, установлен Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон Хабаровского края N 222).
Согласно статьям 2, 3 данного Закона возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф. Возмещение таких убытков является расходным обязательством Хабаровского края и их финансирование производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
Определение размера возмещения убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, потребляющего горячую воду (пункт 1 статьи 4 Закона Хабаровского края N 222).
Обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством Хабаровского края, предусмотрена в Законе Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 (далее - Закон Хабаровского края N 150).
Порядок расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах, урегулирован в постановлении Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр (Порядок, Порядок N35-пр).
Наличие у органа местного самоуправления государственных полномочий края непосредственно связано с указанным Порядком и соответственно возможностью компенсации ответчиком заявленных истцом затрат, вызванных межтарифной разницей.
Как следует из Апелляционного определения Верховного Суда Российской Федерации от 21.08.2019 N 58-АПА19-11 с целью оптимизации указанных полномочий, доступности и своевременности получения субсидий на возмещение убытков организациями коммунального комплекса, полномочия переданы органам местного самоуправления в соответствии с Законом Хабаровского края N 150. Положения данного закона определяют права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению. Именно в соответствии с названным законом принят Порядок N 2 (пункт 1.1), следовательно, оба названных нормативных правовых акта взаимосвязаны.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Порядка органами местного самоуправления в сроки, установленные подпунктом 1 подпункта 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 Порядка, представляется в Министерство жилищно-коммунального хозяйства края расчет объема средств на возмещение убытков. Перечисление субвенций органам местного самоуправления осуществляется министерством ежемесячно на основании расчетов на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований края.
Согласно пункту 2.1 Порядка субвенции предоставляются Министерством ЖКХ Хабаровского края в соответствии с распределением субвенций и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период на указанные цели в текущем финансовом году.
Согласно пункту 2.5 раздела 2 Порядка по итогам отчетного финансового года и по результатам рассмотрения расчетов, отчетов и (или) документов Министерством между Министерством и администрацией муниципального образования составляется акт сверки расчетов.
Итоги актов сверок расчетов учитываются Министерством в текущем финансовом году при уточнении бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в законе о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период на реализацию Закона Хабаровского края N 150 (пункт 2.5.3. Порядка).
Пунктом 4.2 Порядка определено, что субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Следовательно, обязанность компенсировать теплоснабжающим организациям межтарифную разницу, образовавшуюся вследствие установления тарифа в размере ниже экономически обоснованного, может быть возложена на муниципальные образования лишь при наличии соответствующих полномочий и в случае выделения из бюджета субъекта РФ соответствующих субвенций, в пределах которых производится компенсация.
Статьей 1 Закона Хабаровского края от 17.02.2020 N 264 "О прекращении осуществления органами местного самоуправления Амурского муниципального района Хабаровского края, Ванинского муниципального района Хабаровского края переданных им государственных полномочий Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, и о внесении изменения в статью 1 закона Хабаровского края "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению", прекращено с 1 марта 2022 года осуществление органами местного самоуправления Амурского муниципального района Хабаровского края, Ванинского муниципального района Хабаровского края переданных им государственных полномочий Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее - государственные полномочия), в связи с нецелесообразностью их дальнейшего осуществления (далее - Закон Хабаровского края N 264).
Неиспользованные остатки субвенций, предоставленных бюджету Амурского муниципального района края, бюджету Ванинского муниципального района края для осуществления государственных полномочий, подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (статья 2 Закона Хабаровского края N 264).
Согласно пункту 4 статьи 9 Закона Хабаровского края N 150 прекращение осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий влечет за собой прекращение финансирования переданных органам местного самоуправления государственных полномочий и возврат неиспользованных финансовых и материальных средств.
Таким образом, с момента прекращения осуществления органами местного самоуправления Ванинского муниципального района Хабаровского края переданных им государственных полномочий Хабаровского края, у них отсутствует право на перечисление средств субсидии ресурсоснабжающим организациям в целях компенсации неполученных (выпадающих) доходов.
В связи с изложенным, суд округа находит заслуживающими внимание доводы кассатора о том, что Управление жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края является ненадлежащим ответчиком по заявленному бюджетным учреждением иску.
Как следует из материалов дела и фактических обстоятельств, установленных судами, в целях компенсации организации убытков в связи с производством (реализацией) тепловой энергии, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Ванинского муниципального района, между бюджетным учреждением и Управлением жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края заключено соглашение N 6 от 14.01.2022 о предоставлении из районного бюджета гранта в форме субсидии, что на 2022 год составило 24 335 760 руб. (том 1 л.д. 9 - 13).
В соответствии с Порядком N 35-пр уполномоченным органом по предоставлению из краевого бюджета субвенций определено Министерство ЖКХ Хабаровского края, формирующее отчеты как главный распорядитель средств краевого бюджета.
Согласно представленному Министерством ЖКХ Хабаровского края отчету об использовании субвенций из краевого бюджета на компенсацию организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению по Ванинскому муниципальному району за январь - февраль 2022 (том 1 л.д. 115-116) теплоснабжающим организациям указанного района (по списку) было начислено субвенций на общую сумму 190 117 896, 39 рублей, в том числе по ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России 2 702 412,11 рублей. Из начисленной суммы 190 117 896, 39 рублей по списку теплоснабжающих организаций в январе-феврале 2022 из краевого бюджета в муниципальный бюджет района фактически было перечислено субвенций только на сумму 40 000 000 рублей в адрес конкретного получателя - ООО "ИКС - Ванино" (строка по данной организации в разделе 7 приведенного отчета).
В ходе сверки взаиморасчетов между ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и администрацией района по использованию целевой субсидии на компенсацию неполученных (выпадающих) доходов за период с 01.01.2022 по 28.02.2022 было установлено по состоянию на 28.02.2022 наличие долга перед учреждением в сумме 15 649 436, 93 рублей (- долг), в том числе 2 702 412,11 рублей за спорный период, что следует из приложения к отзыву администрации, представленного в дело в электронном виде 21.09.2022 (том 1 л.д. 137-139, 144, приложение N 5 "акт сверки").
Поскольку, исходя из имеющихся в деле документов, из краевого бюджета в январе - феврале 2022 в муниципальный бюджет района не была перечислена субвенция в целях компенсации бюджетному учреждению соответствующих затрат по теплоснабжению населения Ванинского муниципального района Хабаровского края на сумму 2 702 412 рублей 11 копеек, данное обстоятельство лишило ответчика возможности в спорном периоде реализовать делегированные государственные полномочия Хабаровского края и предоставить субсидию указанной теплоснабжающей организации. Соответственно не перечисление в период полномочий муниципального образования краевой субвенции в местный бюджет и прекращение с 01.03.2022 (статья 1 Закона Хабаровского края N 264) этих полномочий администрации района, в силу пункта 1 статьи 3 Закона Хабаровского края N 222, означают, что рассматриваемая компенсация с указанной даты является расходным обязательством края в лице его уполномоченного органа (Министерство ЖКХ Хабаровского края).
На основании вышеизложенного, при установленных судами обстоятельствах, в удовлетворении иска к Управлению жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края следовало отказать, как предъявленного к ненадлежащему ответчику.
При этом, суд округа не вправе удовлетворить исковые требования за счет Министерства ЖКХ Хабаровского края, поскольку 22.09.2022 суд первой инстанции по ходатайству истца исключил его из числа ответчиков, с изменением процессуального статуса ответчика на статус третьего лица не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 13), судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся, в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
Под денежным обязательством согласно статье 6 БК РФ понимается обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Следовательно, осуществив в спорный период деятельность по теплоснабжению населения по установленным льготным тарифам, истец вправе требовать компенсации своих финансовых потерь, что является в данном споре, исходя из фактических обстоятельств дела денежным обязательством Министерства ЖКХ Хабаровского края.
Окружная коллегия, рассмотрев заявленные по кассационной жалобе возражения отзыва ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России, устные возражения Министерства ЖКХ Хабаровского края, которые поддержаны Министерством финансов Хабаровского края, пришла к следующему.
Доводы Министерства ЖКХ Хабаровского края о том, что у ответчика обязательства по спорной компенсации затрат учреждения за январь - февраль 2022 возникли в период, когда муниципальное образование еще было наделено государственными полномочиями края, судом округа признаются несостоятельными, в связи с тем, что в указанный период Министерство ЖКХ Хабаровского края не предоставило из краевого бюджета субвенцию местному бюджету района, что было предусмотрено Законом Хабаровского края N 150 и Порядком N35-пр при наделении муниципального образования такими полномочиями.
Ссылки Министерства ЖКХ Хабаровского края на наличие положительного сальдо на конец 2021 года (505,6 млн. руб. по состоянию на 01.01.2022) которое возможно использовать для возмещения спорных затрат истца за январь - февраль 2022, окружной коллегией отклоняются, поскольку данное сальдо является переходящим и образовалось за длительный предшествующий период, что не оспаривалось участниками процесса.
Данное сальдо не отражает реальное нахождение его составляющих денежных средств на лицевом счете муниципального образования района, а только статистически показывает общую сумму авансирования ресурсоснабжающих организаций (РСО) района в предыдущие годы по субвенциям, предоставленным Министерством ЖКХ Хабаровского края в авансовом порядке в местный бюджет и представленных в таком же порядке в качестве субсидий муниципальным образованием конкретным теплоснабжающим организациям в рамках нормативно установленного бюджетного взаимодействия Министерства ЖКХ Хабаровского края и администрации района (Порядок N 35-пр) за вычетом сумм расходование которых в дальнейшем соответствовало целям компенсации и их надлежащее использование было подтверждено РСО документально, то есть сальдо показывает общую сумму неиспользованных теплоснабжающими организациями остатков субвенций (фактическое перефинансирование). Объемы предоставляемых Министерством субвенций и последующего субсидирования формировались в разрезе перечня теплоснабжающих организаций (Разделы 2 и 3 данного Порядка) со строгим целевым назначением субвенций (пункт 4.2. Порядка).
Вопросы эффективности (или не эффективности) бюджетного контроля Министерства ЖКХ Хабаровского края и районной администрации, связанного с формированием с нарастающим итогом на протяжении нескольких лет переходящего положительного сальдо по авансовым субвенциям и субсидиям, своевременное принятие мер по его снижению не входят в предмет настоящего спора.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России не числится в перечне теплоснабжающих организаций, имеющих авансовую переплату за предыдущие годы (положительное сальдо 505,6 млн. руб. по состоянию на 01.01.2022).
Министерство ЖКХ Хабаровского края подтверждая, что за январь - февраль 2022 субвенция для ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России не предоставлялась, в ходе рассмотрения настоящего дела последовательно поддерживало свой довод о том, что в рассматриваемом случае администрация района после прекращения (с 01.03.2022) делегированных ей бюджетных полномочий края за спорный период (январь - февраль 2022) должна выплатить компенсационную субсидию учреждению в сумме 2 702 412,11 рублей за счет числящегося в отчетной документации положительного сальдо авансового перефинансирования других теплоснабжающих организаций и получения денежных средств по результатам претензионной работы администрации и инициированных ею судебных процессов к таким должникам.
Суд округа полагает, что данный довод Министерства ЖКХ Хабаровского края подлежит отклонению, поскольку действующее законодательство, в том числе Порядок N 35-пр не предусматривают такого варианта компенсации муниципальным образованием района ресурсоснабжающим организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию поставляемую населению.
Согласно статье 2 Закона Хабаровского края N 264 неиспользованные остатки субвенций, предоставленных бюджету Амурского муниципального района края, бюджету Ванинского муниципального района края для осуществления государственных полномочий, подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае после прекращения (с 01.03.2022) делегированных администрации района бюджетных полномочий края проведение ею досудебной и судебной работы по возврату авансовых переплат носит самостоятельный характер, производится в рамках бюджетного контроля и межбюджетных отношений между Министерством ЖКХ Хабаровского края и администрацией района, целевой результат данной работы направлен на возврат неиспользованных остатков субвенций в краевой бюджет (статья 2 Закона Хабаровского края N 264) (пункт 4 статьи 9 Закона Хабаровского края N 150).
Таким образом, с момента прекращения осуществления органами местного самоуправления Ванинского муниципального района Хабаровского края переданных им государственных полномочий Хабаровского края, у них отсутствует право на перечисление средств субсидии ресурсоснабжающим организациям для компенсации неполученных (выпадающих) доходов, поэтому излишне перечисленные средства субсидии подлежат возврату муниципальным образованием в бюджет края, как остаток неизрасходованной субвенции и администрация района в случае получения от должников (теплоснабжающих организаций) переплаты по ранее выданной субсидии не вправе ее направлять на иные цели, в том числе по дополнительному соглашению N 1 от 05.04.2022 "о расторжении соглашения N 6 от 14.01.2022 о предоставлении из районного бюджета гранта в форме субсидии" с ЦЖКУ Минобороны России (том 1 л.д. 14 - 15), которое было подписано администрацией с учреждением уже после прекращения ее наделения бюджетными полномочиями края.
Кроме того, рассматриваемая компенсация ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России не может ставиться в зависимость от результатов проводимой в рамках межбюджетных отношений с Министерством ЖКХ края работы администрации района по возврату неиспользованных средств авансовых субвенций и субсидий, выделенных иным теплоснабжающим организациям района.
В силу разъяснений, приведенных в абзаце четвертом пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, если установленные судами фактические обстоятельства соответствуют имеющимся в деле доказательствам и позволяют правильно применить нормы права, подлежащие применению.
Поскольку установленные судами фактические обстоятельства соответствуют имеющимся в деле доказательствам и позволяют правильно применить нормы права, подлежащие применению, суд округа полагает возможным на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить постановленные судебные акты и принять новый судебный акт.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022 по делу N А73-11452/2022 отменить, в удовлетворении иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Э. Падин |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 13), судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся, в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
Под денежным обязательством согласно статье 6 БК РФ понимается обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 мая 2023 г. N Ф03-1196/23 по делу N А73-11452/2022