г. Хабаровск |
|
09 июня 2023 г. |
А59-2843/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи М.Ю. Бурловой-Ульяновой,
судей В.А. Гребенщиковой, С.Н. Новиковой
при участии:
от истца: А.Г. Литус, представитель, доверенность от 17.05.2022
от ответчика: А.О. Рудаков, представитель, доверенность от 19.12.2022
от прокуратуры Сахалинской области: Н.С. Иванова
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДальЭнергоИнвест"
на решение от 27.12.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023
по делу N А59-2843/2022
Арбитражного суда Сахалинской области
по иску администрации муниципального образования "Южно-Курильский городской округ"
к обществу с ограниченной ответственностью "ДальЭнергоИнвест"
третьи лица: прокурор Сахалинской области, Министерство энергетики Сахалинской области
о взыскании 105 984 875 рублей
Администрация муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" (ОГРН 1036506400424, ИНН 6518001607, адрес: 694500, Сахалинская область, Южно-Курильский район, пгт. Южно-Курильск, пл. Ленина, 1; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ДальЭнергоИнвест" (ОГРН 1126501002980, ИНН 6501246670, адрес: 693020, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 246 А, оф. 209; далее - ООО "ДальЭнергоИнвест", общество) о взыскании 105 984 875 руб. задолженности в виде последствий признания сделки недействительной.
Иск нормативно обоснован положениями статей 166, 167 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивирован признанием ничтожным дополнительного соглашения N 10 к концессионному соглашению от 15.05.2013 вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Сахалинской области от 13.01.2022 по делу N А59-1044/2021, в рамках которого истцом произведено перечисление спорной денежной суммы.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечены: прокурор Сахалинской области (ОГРН 1026500531980, ИНН 6501025864, адрес: 693011, г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 28; далее - Прокурор), Министерство энергетики Сахалинской области (ОГРН 1086501004468, ИНН 6501195305, адрес: 693020, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, пр. Мира, д. 107; далее - Министерство).
постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
ООО "ДальЭнергоИнвест", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении иска отказать.
В обоснование своих возражений заявителем кассационной жалобы приведены доводы о том, что при рассмотрении настоящего спора судам следовало исходить из принципа сохранения договорных отношений и квалифицировать дополнительное соглашение N 10 к концессионному соглашению от 15.05.2013 как оспоримую сделку, не имеющую признаков нарушения публичных интересов. Также кассатором указано на ошибочное применение к настоящему правовому конфликту положений статьи 69 АПК РФ в отношении обстоятельств, которые установлены судами при рассмотрении дела N А59-1044/2021.
Администрацией и Прокурором представлены отзывы на кассационную жалобу, в которых выражено несогласие с позицией её заявителя, указано на законность и обоснованность принятых судебных актов.
В судебном заседании представители ООО "ДальЭнергоИнвест", Администрации и Прокурора поддержали доводы кассационной жалобы и отзывов на неё.
Министерство, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд округа не обеспечило, что не является в силу части 3 статьи 284 АПК РФ препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на неё, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Судами по материалам дела установлено, что по итогам проведенного аукциона между муниципальным образованием "Южно-Курильский городской округ" в лице Администрации (концедент), ГКУ "Дирекция по реализации Федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области" (Дирекция, третье лицо), выступающим на стороне концедента, и ООО "ДальЭнергоИнвест" (концессионер) заключено концессионное соглашение от 15.05.2013, предметом которого является реконструкция объектов электроэнергетики на о. Кунашир (пункт 1.1 соглашения).
В соответствии с пунктом 1.2 концессионного соглашения концессионер за свой счет обязуется обеспечить технически исправное содержание объекта, и осуществлять его последующую эксплуатацию в целях оказания услуг по производству, передаче и распределению электрической энергии, в том числе, оперативно-технологическое управление, обеспечивающее передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов, и технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, населению и потребителям муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" в соответствии с нормами и правилами, установленными для этого вида деятельности, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Объектом концессионного соглашения являются объекты электроэнергетики на о. Кунашир - Менделеевская ГеоТЭС с обустройством геотермальных скважин и разделом ООС. Пусковой комплекс N 2 в составе: обустройство скважин N101, 103, установка оборудования "Туман-2" и энергетическая геотермальная турбогенераторная установка "Туман-2А", описание которых приведены в приложении N 1 к соглашению. Объект соглашения принадлежит концеденту на праве собственности (пункты 2.1, 2.2 концессионного соглашения).
Согласно пункту 3.1 концессионного соглашения реконструкция объекта соглашения осуществляется в соответствии с проектной документацией "Развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах: первая очередь о. Кунашир, пгт. Южно-Курильск". Повышение надежности" (приложение N 7).
В соответствии с пунктом 3.2 концессионного соглашения объем средств, необходимых на реконструкцию объекта по пункту 3.1.1 на основании сметно-сводного расчета, составляет 860 602 200 руб. Сумма может быть изменена по результатам государственной экспертизы проектной документации.
В силу пункта 3.4 концессионного соглашения концедент принимает на себя часть расходов в размере 400 000 000 руб. на реконструкцию объекта соглашения по пункту 3.1.1 соглашения. Финансирование концедентом осуществляется за счет средств, предусмотренных на финансирование мероприятий государственной программы Сахалинской области "Экономическое развитие и инновационная политика Сахалинской области" (подпрограмма "Социально-экономическое развитие Курильских островов") на 2014-2020 годы, после подтверждения концессионером понесенных затрат (по реконструкции объекта) и подписания сторонами актов и справок выполненных работ формы КС-2, КС-3. Денежные средства для осуществления реконструкции объекта соглашения направляются концессионеру в объемах и сроки, указанных в приложении N 9 к настоящему соглашению.
Согласно пункту 3.5 концессионного соглашения концессионер обязан за свой счет осуществить реконструкцию объекта соглашения в соответствии с проектной документацией согласно пункту 3.1.1 настоящего соглашения в течение трех лет с момента подписания концессионного соглашения. Инвестиции концессионера в реконструкцию объекта соглашения осуществляются в объемах и сроках, указанных в приложении N 10 к настоящему соглашению, на общую сумму 460 602 200 руб. Расчет размера инвестиций концессионера произведен на основании Сводного сметного расчета стоимости строительства объекта "Развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах: первая очередь о. Кунашир, пгт. Южно-Курильск". Повышение надежности" (приложение N 8) и может быть изменен по результатам государственной экспертизы проектной документации.
В соответствии с пунктом 3.11 концессионного соглашения в течение 1 года с момента заключения настоящего соглашения в соответствии с Федеральным законом концессионер обязан за свой счет разработать и предоставить на согласование концеденту и Дирекции инвестиционную программу развития системы энергоснабжения в рамках настоящего концессионного соглашения. Все затраты по реконструкции, финансирование которых осуществляется концессионером, произведенные концессионером в период с даты подписания сторонами настоящего соглашения и до даты утверждения в установленном действующим законодательством порядке инвестиционной программы, подлежат полному возмещению путем включения в утверждаемую инвестиционную программу. Денежные средства, поступающие от источников финансирования инвестиционной программы, в первую очередь направляются на покрытие расходов концессионера, понесенных до утверждения инвестиционной программы.
Возмещение затрат концессионера осуществляется через тарифы на электрическую и тепловую энергию, при этом разница между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для потребителей, компенсируются за счет средств областного бюджета.
Расходы по реконструкции объекта соглашения, произведенные концессионером в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, подлежащие возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) и не возмещенные ему на момент окончания срока действия настоящего соглашения за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и за счет выручки концессионера, полученной от реализации производимых товаров, выполнения работ, оказания услуг, осуществляемых по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) подлежат возмещению концедентом ежеквартально равными долями в течение 3 лет со дня достижения соглашения о ее размере, либо со дня вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с пунктом 12.1 концессионного соглашения оно может быть изменено по согласию сторон в письменной форме.
Основанием для изменения условий настоящего соглашения является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении настоящего соглашения, включая невозможность обеспечения условий и порядка компенсации расходов концессионера по предоставленным им потребителям льготам, установленным федеральными законами, законодательством Сахалинской области, в том числе по льготам по оплате товаров, работ, услуг (пункт 12.2 концессионного соглашения).
Во исполнение условий концессионного соглашения по акту приема-передачи от 24.05.2013 объекты недвижимого имущества: "Менделеевская ГеоТЭС с обустройством геотермальных скважин и разделом ООС на о. Кунашир. Пусковой комплекс N 2", в составе: обустройство скважин N101, 103, установка оборудования "Туман-2" и энергетическая геотермальная турбогенераторная установка "Туман-2А" переданы Администрацией обществу.
Обществом 03.09.2013 получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, включая смету и результаты инженерных изысканий N 65-1-5-0108-13, из которого следует, что сметная стоимость объекта с учетом ее корректировки в ценах 1 квартала 2013 года составила 900 593 190 руб., которая впоследствии была утверждена постановлением Администрации от 19.11.2013 N 865.
Администрация перечислила ООО "ДальЭнергоИнвест" 400 000 000 руб. согласно условиям концессионного соглашения о размере затрат концедента.
Все затраты по реконструкции, финансирование которых осуществляется концессионером, произведенные концессионером в период с даты подписания сторонами настоящего соглашения, и до даты утверждения в установленном действующим законодательством РФ порядке инвестиционной программы, подлежат возмещению в сумме, не превышающей 304 182,2 тыс. руб. после подтверждения концессионером понесенных затрат и подписания сторонами актов выполненных работ формы КС-2, КС-3 и включаются в утвержденную инвестиционную программу. Денежные средства, поступающие от источников финансирования инвестиционной программы, в первую очередь направляются на покрытие расходов концессионера, понесенных до утверждения инвестиционной программы. Возмещение затрат концессионера по реконструкции в сумме, превышающей затраты концессионера, возмещенные ему в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, осуществляется через тарифы на электрическую и тепловую энергию, при этом разница между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для потребителей, компенсируются за счет средств областного бюджета.
Расходы по реконструкции объекта соглашения, произведенные концессионером в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, подлежащие возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) и не возмещенные ему на момент окончания срока действия настоящего соглашения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и за счет выручки концессионера, полученной от реализации производимых товаров, выполнения работ, оказания услуг, осуществляемых по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) подлежат возмещению концедентом ежеквартально равными долями в течение 3 лет со дня достижения соглашения о ее размере либо со дня вступления в законную силу решения суда.
Администрация на основании актов формы КС-2 и справок формы КС-3 дополнительно перечислила обществу возмещение затрат по концессионному соглашению в размере 304 182 200 руб.
Впоследствии стороны подписали дополнительное соглашение от 26.07.2017 N 10, и, помимо согласования нового срока окончания реконструкции объекта соглашения (не позднее 30.12.2018), также внесли изменения в пункт 3.2 концессионного соглашения, изложив его в следующей редакции: "Объем средств, необходимых на реконструкцию объекта "Развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах: первая очередь, о. Кунашир, пгт. Южно-Курильск. Повышение надежности", на основании обоснования расчета (цены) соглашения на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства составляет 1 007 752,80 тыс. рублей с НДС".
Кроме того, концессионное соглашение дополнено приложением N 11 "Обоснование (расчет) цены Соглашения на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства", приложением N 12 "Объемы и сроки финансирования концессионером реконструкции объекта соглашения", приложением N 13 "Объемы и сроки финансирования концедентом реконструкции объекта соглашения", приложением N14 "Порядок возмещения затрат концессионера" и приложением N15 "График выполнения работ". Приложения N 9 и N 10 к концессионному соглашению признаны утратившими силу.
Также пункт 3.11 концессионного соглашения дополнен абзацем 5, в котором указано, что возмещение затрат концессионера возможно путем прямого финансирования со стороны концедента.
Так в дополнительно подписанном сторонами приложении N 13 к концессионному соглашению указано, что размер финансирования объекта концедентом составил 461 120,853 тыс. руб. согласно следующему графику: 2014 год - 346 127,176 тыс. руб.; 2015 год - 53 872,824 тыс. руб.; 2016 год - 61 120,853 тыс. руб.
Впоследствии 28.02.2019 между Министерством и Администрацией заключено соглашение о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования Сахалинской области и областного бюджета (капвложения) на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, в том числе по объекту "Развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах: первая очередь, о. Кунашир, пгт. Южно-Курильск". Повышение надежности", сметной или предполагаемой (предельной) стоимостью 60 892 600 руб. (размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета в 2019 году).
Между Министерством и Администрацией 26.11.2019 заключено дополнительное соглашение N 2 к соглашению о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования Сахалинской области из областного бюджета от 28.02.2019 N 35/19/МО, согласно которому объект "Развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах: первая очередь, о. Кунашир, пгт. Южно-Курильск". Повышение надежности" разделен на 2 этапа и сметная или предполагаемая (предельная стоимость) составила 105 647 600 руб. (размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета в 2019 году).
Согласно данному дополнительному соглашению срок строительства по первому этапу - 2019 год; по второму этапу - 2025 год.
Платежными поручениями от 19.09.2019 N 286 и от 05.12.2019 N 241 Министерство перечислило в финансовое управление МО "Южно-Курильский городской округ" субсидию по вышеуказанному соглашению о предоставлении субсидии. Платежными поручениями от 24.09.2019 N 288201, N 288202, от 14.10.2019 N 356015, от 04.12.2019 N 539038, от 09.12.2019 N 533204 Администрация перечислила обществу 105 984 875 руб.
Письмом от 02.10.2020 N 0210/2 Администрация сообщила ответчику об окончании срока действия концессионного соглашения и просила в срок до 05.10.2020 осуществить приемку оборудования и имущества, входящего в состав объекта "Развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах: о. Кунашир, пгт. Южно-Курильск. Повышение надежности" с подписанием соответствующего акта.
Между сторонами 27.11.2020 подписан акт приема-передачи N 1 муниципального имущества по концессионному соглашению в отношении объектов электроэнергетики на о. Кунашир муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" от 15.05.2013 по объектам "Развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах: Первая очередь, о. Кунашир, пгт. Южно-Курильск" и "Развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах: Первая очередь, о. Кунашир, пгт. Южно-Курильск. Повышение надежности" 1 этап". Согласно данному акту истец передал ответчику, а последний принял имущество по 1 этапу общей стоимостью 1 694 551 832 руб.
В рамках дела N А59-1044/2021 судами отказано в удовлетворении иска ООО "ДальЭнергоИнвест" к Администрации о взыскании 64 698 227 руб. основного долга по концессионному соглашению и о понуждении принять объект концессионного соглашения.
Отказывая в удовлетворении указанного иска, суды исходили из следующего: общество в нарушение добровольно принятых на себя обязательств не разработало и не утвердило в установленный концессионным соглашением срок инвестиционную программу по реконструкции объекта концессии, что не позволило ему получить соответствующее возмещение понесенных расходов за счет тарифов; Администрация, напротив, в полном объеме перечислила истцу предусмотренное дополнительным соглашением от 30.10.2015 N 5 финансирование и не может нести ответственность за бездействие самого концессионера; дополнительное соглашение от 26.07.2017 N 10 и приложения N 11-13 к концессионному соглашению в части увеличения сметной стоимости объекта на 14,6% и порядка возмещения расходов общества заключены сторонами с нарушением части 3 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N115-ФЗ) в отсутствие необходимого решения уполномоченного органа местного самоуправления и без получения положительного заключения государственной экспертизы, что влечет недействительность таких соглашений и приложений в указанной части в силу статей 166, 168 ГК РФ и пункта 75 Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N25); возмещение ООО "ДальЭнергоИнвест" всех понесенных им расходов в полном объеме направлено на освобождение концессионера от вложения собственных инвестиций в реконструкцию спорного объекта, что не отвечает правовой природе, сути и целям концессионных правоотношений и трансформирует их в подрядные, что свидетельствует о недобросовестности общества; неполучение концессионером ожидаемой прибыли от эксплуатации объекта соглашения, в том числе ввиду невозмещения затрат посредством тарифного регулирования, относится к предпринимательским рискам самого общества и является прямым следствием бездействия последнего; сам по себе убыточный характер деятельности общества не свидетельствует о нарушении Администрацией принятых на себя обязательств; результат выполненных обществом работ принят Администрацией в полном объеме, наличие имущества отражено в приложении N1 к акту N3 от 26.01.2021, в связи с чем права общества в этой части не нарушены и оснований для возложения на администрацию обязанности принять спорное имущество по акту приема-передачи не имеется.
В связи с признанием решением Арбитражного суда Сахалинской области от 13.01.2022 по делу N А59-1044/2021, оставленным без изменения постановлениями Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 и Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.09.2022, дополнительного соглашения N 10 ничтожным, Администрация 11.05.2022 направила в адрес общества претензию N 900 с требованием возвратить 105 984 875 руб. задолженности, выплаченных в счет исполнения дополнительного соглашения N 10.
Поскольку указанная претензия оставлена ООО "ДальЭнергоИнвест" без удовлетворения, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском, удовлетворяя который суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (пункт 2 статьи 166 ГК РФ).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (часть 2 статьи 168 ГК РФ).
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов (пункт 75 Постановления N 25).
Согласно пункту 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением связанных с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Судами установлено и ответчиком в ходе рассмотрения настоящего дела не отрицалось, что спорная денежная сумма получена обществом в рамках исполнения Администрацией условий дополнительного соглашения от 26.07.2017 N 10 к концессионному соглашению.
Указанное дополнительное соглашение в рамках дела N А59-1044/2022, имеющего в силу положений статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, признано ничтожной сделкой, поскольку заключено сторонами с нарушением части 3 статьи 13 Закона N 115-ФЗ в отсутствие необходимого решения уполномоченного органа местного самоуправления и без получения положительного заключения государственной экспертизы.
Факт нарушения указанной сделкой публичных интересов, вопреки утверждениям кассатора, определяется сферой её регулирования и тем правовым результатом, который должен был быть достигнут в результате исполнения, а также основаниями признания её недействительной. В связи с чем, судом округа отклоняются доводы ООО "ДальЭнергоИнвест" о неверной квалификации спорной сделки, как ничтожной.
Позиция кассатора об ошибочности применения к настоящему правовому конфликту положений статьи 69 АПК РФ в отношении обстоятельств, которые установлены судами при рассмотрении дела N А59-1044/2021, основана на неверном толковании указанной нормы процессуального права и фактически преследует своей целью преодоление выводов судов, сделанных при разрешении указанного спора при признании дополнительного соглашения от 26.07.2017 N 10 к концессионному соглашению ничтожной сделкой.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 166, 167, 168 ГК РФ, статьи 69 АПК РФ, суды применили последствия недействительности сделки - дополнительного соглашения от 26.07.2017 N 10 к концессионному соглашению, удовлетворив исковые требования Администрации.
Отклоняя доводы общества о наличии признаков недобросовестного поведения в действиях Администрации, суды исходили из содержания статьи 10 ГК РФ и того обстоятельства что настоящий иск предъявлен с целью защиты публичных интересов неопределенного круга лиц.
Иных доводов и аргументов, опровергающих правильность выводов судов, положенных в основу принятых по настоящему делу судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
Нарушений либо неправильного применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и (или) процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судом округа не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 283, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.12.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023 по делу N А59-2843/2022 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебных актов по настоящему делу, принятое на основании определения Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.05.2023.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Ю. Бурлова-Ульянова |
Судьи |
В.А. Гребенщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Позиция кассатора об ошибочности применения к настоящему правовому конфликту положений статьи 69 АПК РФ в отношении обстоятельств, которые установлены судами при рассмотрении дела N А59-1044/2021, основана на неверном толковании указанной нормы процессуального права и фактически преследует своей целью преодоление выводов судов, сделанных при разрешении указанного спора при признании дополнительного соглашения от 26.07.2017 N 10 к концессионному соглашению ничтожной сделкой.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 166, 167, 168 ГК РФ, статьи 69 АПК РФ, суды применили последствия недействительности сделки - дополнительного соглашения от 26.07.2017 N 10 к концессионному соглашению, удовлетворив исковые требования Администрации.
Отклоняя доводы общества о наличии признаков недобросовестного поведения в действиях Администрации, суды исходили из содержания статьи 10 ГК РФ и того обстоятельства что настоящий иск предъявлен с целью защиты публичных интересов неопределенного круга лиц."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 июня 2023 г. N Ф03-2174/23 по делу N А59-2843/2022
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2023 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2174/2023
07.03.2023 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-693/2023
01.03.2023 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-694/2023
27.12.2022 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-2843/2022
13.09.2022 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5409/2022