Резолютивная часть постановления объявлена 5 июля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Воробьевой Н.М.,
судей: Горячих Н.А., Соколовой Л.М.,
при участии представителей: комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского муниципального образования Новикова Ивана Михайловича (доверенность от 26.12.2011 N 34), администрации города Ангарска Веретенниковой Ирины Анатольевны (доверенность от 02.07.2012 N 1/15-1559-А),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Ангарского муниципального образования в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского муниципального образования на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 января 2012 года по делу N А19-15350/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции: Грибещенко Г.Н.; суд апелляционной инстанции: Капустина Л.В., Макарцев А.В., Скажутина Е.Н.),
установил:
Муниципальное образование "Город Ангарск" в лице администрации города Ангарска (ОГРН 1053801125014, г. Ангарск, далее - муниципальное образование "Город Ангарск") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Ангарскому муниципальному образованию в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского муниципального образования (ОГРН 1033800515957, г. Ангарск, далее - Ангарское муниципальное образование) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании передать объекты недвижимого имущества, а именно: двухэтажное кирпичное нежилое здание с подвалом, с одноэтажным кирпичным пристроем - здание ЖЭК, общей площадью 886,80 кв. м, инвентарный N 1319, литеры А, А1, расположенное по адресу: г. Ангарск, 94 квартал, д. 17, и нежилое 1-этажное помещение, общей площадью 415,10 кв. м, расположенное по адресу: г. Ангарск, 6 мкр., д. 14, пом. 101.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 января 2012 года исковые требования удовлетворены полностью.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2012 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Ангарское муниципальное образование обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Как полагает заявитель кассационной жалобы, обжалуемые судебные акты приняты с неправильным применением норм материального права и с нарушением норм процессуального права, а также нарушают права и законные интересы Ангарского муниципального образования.
По мнению заявителя кассационной жалобы, обязательство по передаче муниципального имущества в порядке разграничения между муниципальным районом и возникшим на его территории муниципальным поселением возникает только из правового акта субъекта Российской Федерации.
Администрация города Ангарска в отзыве на кассационную жалобу доводы заявителя кассационной жалобы отклонила, указав на их необоснованность и законность обжалуемых судебных актов.
Присутствующие в судебном заседании представители сторон подтвердили свои требования и возражения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Ангарского муниципального образования на следующие объекты недвижимого имущества:
- 2-этажное кирпичное нежилое здание с подвалом с 1-этажным пристроем - здание ЖЭК-8, общей площадью 886,80 кв. м, инвентарный N 1319, литеры А, А1, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, квартал 94, д. 17;
- 1-этажное нежилое помещение, общей площадью 415,10 кв. м, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, мкр. 6, д. 14, пом. 101 (далее - спорное имущество).
Ответчик имеет на эти нежилые помещения свидетельства о государственной регистрации права серии 38 АД N 218535 от 13.05.2010 и серии 38 АД N 028354 от 20.08.2009 соответственно.
Спорное имущество получено в муниципальную собственность Ангарского муниципального образования в процессе разграничения государственной собственности по уровням, в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что вновь созданному муниципальному образованию "Город Ангарск" спорное имущество необходимо для решения вопросов местного значения по организации содержания жилищного фонда в связи с тем, что спорное имущество используется для размещения жилищно-эксплуатационных организаций, а ответчик уклоняется от передачи спорного имущества истцу.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 14, 50, 83, 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) и исходил из обоснованности исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, с его выводами согласился.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежащими отмене по следующим основаниям.
Защита нарушенных прав осуществляется способами, установленными гражданским законодательством (статьи 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации). Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и не является исчерпывающим. Так, согласно абзацу 13 названной нормы права, защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с абзацами 10, 11, 13, 14, 17 части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) следует, что разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу. Перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вопросы, связанные с передачей имущества между соответствующими муниципальными образованиями, в том числе: порядок согласования перечня подлежащего передаче имущества и направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Иркутской области уполномоченному органу государственной власти Иркутской области, урегулированы Законом Иркутской области от 16.05.2008 N 14-оз.
В соответствии со статьями 3 и 4 названного Закона Иркутской области уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных образований, имущество которых подлежит разграничению, направляют согласованные предложения в виде перечня имущества, подлежащего передаче, уполномоченному исполнительному органу государственной власти Иркутской области. Разграничение имущества между муниципальными районами, поселениями, городскими округами Иркутской области осуществляется законом Иркутской области, принимаемым по согласованным предложениям уполномоченных органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П "По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Постановлению N 8-П), положения части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, применяются лишь в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
По смыслу названных положений части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ во взаимосвязи с другими ее положениями, безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов, исключил возможность принятия федеральным органом исполнительной власти решения о безвозмездной передаче того или иного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в федеральную собственность в одностороннем порядке.
Принцип волеизъявления обеих сторон применим и при передаче имущества из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, поскольку абзацем 2 пункта 1 Постановления N 8-П установлено, что конституционно-правовой смысл положений части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, выявленный в данном Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Уполномоченным органом Ангарского муниципального образования решение о даче согласия на безвозмездную передачу в собственность муниципального образования "Город Ангарск" спорного муниципального имущества не принималось.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требования об обязании Ангарского муниципального образования передать спорные объекты недвижимости муниципальному образованию "Город Ангарск".
Поскольку судебные акты по настоящему делу приняты с нарушением норм материального права, решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 января 2012 года по делу N А19-15350/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2012 года по тому же делу на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но ими неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по делу об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 января 2012 года по делу N А19-15350/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2012 года по тому же делу отменить.
В иске отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.М. Воробьева |
Судьи |
Н.А. Горячих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.