г. Иркутск |
|
01 июля 2013 г. |
N А74-4423/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 декабря 2012 года по делу N А74-4423/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Федулкина А.А.; суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Борисов Г.Н., Севастьянова Е.В.),
установил:
администрация муниципального образования Ширинский район (Республика Хакасия, Ширинский район, с. Шира, ОГРН: 1031900879768, далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Учреждение) о признании незаконными действий, выразившихся в государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 19:11:100807:236, расположенного по адресу: Ширинский район, территория МО Соленоозерный сельсовет, в 27,5 км. от с. Шира, слева от трассы Шира-Новоселово, с северо-западной стороны перешейка, западный берег Малого Плеса озера Беле; обязании снять указанный земельный участок с кадастрового учета.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Шенкнехт Татьяна Владимировна.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 декабря 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2013 года решение суда от 17 декабря 2012 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов двух инстанций фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что администрацией пропущен трёхмесячный срок для обжалования действий кадастровой палаты; право собственности администрации на земельные участки с кадастровыми номерами 19:11:000000:445 и 19:11:000000:446 было зарегистрировано на основании недействительных документов (постановлений главы муниципального образования Ширинский район от 06.10.2008 N 1949, от 30.10.2008 N 2143, от 04.12.2008 N 2353); исполнить судебные акты невозможно, поскольку принято решение от 28.02.2013 N 19/13-9374 об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 19:11:100807:236.
В отзыве на кассационную жалобу администрация муниципального образования Ширинский район считает судебные акты законными, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 28.05.2013), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается без участия их представителей.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, муниципальному образованию Ширинский район на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 19:11:990101:446 (свидетельство о регистрации права от 22.04.2011, взамен выданного 30.12.2010), 19:11:990101:445 (свидетельство о регистрации права от 30.12.2010).
21.02.2011 федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата по Республике Хакасия" (в настоящее время Учреждение) во исполнение решения Ширинского районного суда Республики Хакасия от 29.07.2010, принятого по результатам рассмотрения заявления Шенкнехт Т.В., вынесено решение о постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, в 27,5 км. от с. Шира, слева от трассы Шира-Новоселово, с северо-западной стороны перешейка, западный берег Малого плеса озера Беле с присвоением кадастрового номера 19:11:100807:236.
Администрация, полагая, что действия Учреждения, выразившиеся в постановке на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 19:11:100807:236, не соответствуют действующему законодательству и нарушают её права, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными упомянутых действий.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования администрации, исходили из следующего.
Администрации о нарушении её прав стало известно в связи с получением из государственного кадастра недвижимости выписки от 22.06.2012, в связи с чем при её обращении 17.09.2012 в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий кадастровой палаты не были нарушены сроки, предусмотренные частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды также пришли к выводу о том, что действия кадастровой палаты не соответствуют Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) и нарушают права и охраняемые законом интересы администрации.
Суды посчитали, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 19:11:100807:236 налагается на земельные участки с кадастровыми номерами 19:11:990101:446 и 19:11:990101:445 (сведения о которых имелись в кадастре недвижимости на день осуществления оспариваемых действий), то ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Хакасия в соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 2 статьи 26 Закона о кадастре должно было приостановить осуществление кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером 19:11:100807:236.
Выводы судов двух инстанций постановлены при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, с учётом установленных по делу фактических обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств.
Согласно частям 2, 3 статьи 1 Закона о кадастре государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Закона о кадастре).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 26 Закона о кадастре осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
Судами двух инстанций установлено и не оспаривается ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Хакасия, что кадастровая палата поставила на кадастровый учёт земельный участок с кадастровым номером 19:11:100807:236 при очевидном наложении названного земельного участка на земельные участки с кадастровыми номерами 19:11:990101:445 и 19:11:990101:446.
С учётом изложенного суды двух инстанций обоснованно посчитали, что действия кадастровой палаты не соответствуют Закону о кадастре и нарушают права и охраняемые законом интересы администрации муниципального образования Ширинский район.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Хакасия, оспаривая вывод судов о соблюдении администраций сроков, установленных частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при обращении 17.09.2012 в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий кадастровой палаты, указывает на то, что администрация о нарушении своих прав узнала при получении представителем администрации Тимофеевой И.В. решения от 21.02.2011 N 11/11-1-0139, что подтверждается подписью последней на указанном решении.
Довод заявителя кассационной жалобы проверен, однако не может быть учтён в связи со следующим.
Как установлено судами двух инстанций и не оспаривается заявителем жалобы, решение от 21.02.2011 N 11/11-1-0139 об исправлении кадастровой ошибки содержит подпись представителя администрации Тимофеевой И.В. в подтверждение получения упомянутого решения без указания даты получения (л.д.35, том 1).
При таких обстоятельствах суды правомерно посчитали, что материалами дела не подтверждается то, что администрация о нарушении своих прав узнала ранее 22.06.2012 (даты получения выписки из государственного кадастра недвижимости).
Заявитель кассационной жалобы полагает, что судами при принятии судебных актов не были учтены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела; ссылается на признание решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 3 ноября 2009 по делу N А74-3525/2009, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 февраля 2010 года, незаконными постановлений главы муниципального образования Ширинский район N 1949, N 2143, N 2453; указывает, что право собственности администрации на земельные участки с кадастровыми номерами 19:11:990101:445 и 19:11:990101:446 зарегистрировано на основании недействительных постановлений.
Между тем право собственности муниципального образования Ширинский район на земельные участки с кадастровыми номерами 19:11:990101:445 и 19:11:990101:446 подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 30.12.2010 серия 19АА N 338321, от 22.04.2011 (выданного взамен свидетельства от 30.12.2010) серия 19 АА N 349260.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Право муниципальной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 19:11:000000:445 и 19:11:000000:446 не оспорено в установленном законом порядке. Доказательств исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права администрации муниципального образования Ширинский район на указанные земельные участки ответчиком не представлено.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что кадастровая палата решением от 28.02.2013 N 19/13-9374 исключила из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 19:11:100807:236, в связи с чем решение суда неисполнимо.
Предметом рассмотрения по настоящему делу является законность действий Учреждения, выразившихся в государственном кадастровом учёте земельного участка с кадастровым номером 19:11:100807:236.
Поскольку оспариваемые действия были совершены на основании решения кадастровой палаты от 21.02.2011, то суды двух инстанций, установив несоответствие действий кадастровой палаты требованиям Закона о кадастре и нарушение прав и охраняемых законом интересов администрации на день совершения оспариваемых действий, правомерно с учётом положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признали эти действия незаконными и обязали Учреждение восстановить нарушенные права заявителя. Сведения о земельном участке были исключены из государственного кадастра недвижимости только 28.02.2013.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Хакасия, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 декабря 2012 года по делу N А74-4423/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
Л.Ю. Пущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.