г. Иркутск |
|
8 июля 2013 г. |
N А19-20396/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Новогородского И.Б., Чупрова А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 января 2013 года по делу N А19-20396/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 апреля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Гаврилов О.В.; апелляционный суд: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.),
установил:
департамент недвижимости Администрации города Усть-Илимска (далее - департамент) (ОГРН 1063817009310, место нахождения: Иркутская область, г. Усть-Илимск) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным письма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области (далее - инспекция) (ОГРН 1043802007765, место нахождения: Иркутская область, г. Усть-Илимск) от 29.10.2012 N 09-20/014935 в части отказа в списании реструктурированной задолженности по пеням в сумме 97 743 рублей 71 копейки.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 января 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 апреля 2013 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция обратилась с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит их отменить и принять по делу судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов о соблюдении департаментом всех предусмотренных положениями пункта 16 Правил проведения реструктуризации задолженности, образовавшейся до 1 января 2001 г. у государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений по состоянию на 1 января 2010 г., по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 176 (далее - Правила) условий для списания задолженности по начисленным пеням не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, поскольку отсутствие в графике погашения реструктурированной задолженности по страховым взносам предопределяет невозможность реализации указанного механизма освобождения плательщика страховых взносов от уплаты задолженности по начисленным пеням и штрафам.
В отзыве на кассационную жалобу департамент, не соглашаясь с доводами заявителя, указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда, в связи с чем просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из оспариваемого письма от 29.10.2012 N 09-20/014935, основанием для отказа в списании реструктурированной задолженности по начисленным пеням в сумме 97 743 рублей 71 копейки явилось то обстоятельство, что задолженность по страховым взносам, на которую начислена сумма пени, полностью погашена департаментом до момента принятия инспекцией решения от 20.09.2012 N 11 о реструктуризации задолженности по пеням.
Согласно пункту 2 Правил реструктуризации подлежит: задолженность по страховым взносам - не более размера задолженности по состоянию на 1-е число месяца, в котором подано заявление о проведении реструктуризации задолженности по страховым взносам, начисленным пеням и штрафам; задолженность по пеням и штрафам, начисленным на задолженность по страховым взносам, - по данным учета налоговых органов на день принятия решения о реструктуризации задолженности.
Решение о реструктуризации задолженности принимается при условии полного внесения учреждением текущих налоговых платежей в течение 2 месяцев, предшествовавших месяцу подачи им заявления о проведении реструктуризации задолженности, и платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные (2010 и 2011 годы) и отчетный периоды, предшествовавшие месяцу подачи заявления о проведении реструктуризации задолженности (пункт 5 Правил).
Пунктом 8 Правил установлено, что в отношении учреждения одновременно проводится реструктуризация задолженности перед бюджетами всех государственных внебюджетных фондов путем предоставления рассрочки уплаты задолженности по страховым взносам на срок не более 6 лет, по начисленным пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по страховым взносам. Учреждение имеет право досрочно погасить реструктурированную задолженность по страховым взносам.
В соответствии с пунктом 16 Правил в случае погашения учреждением реструктурированной задолженности по страховым взносам досрочно в течение 3 лет со дня принятия решения о реструктуризации задолженности производится списание задолженности по начисленным пеням и штрафам. Списание задолженности по начисленным пеням и штрафам осуществляется налоговым органом в течение 10 рабочих дней со дня получения от учреждения, досрочно погасившего реструктурированную задолженность по страховым взносам, соответствующего заявления.
Из системного толкования приведенных норм законодательства следует, что условиями реализации права на списание реструктурированной задолженности по начисленным пеням и штрафам является полное погашение задолженности по страховым взносам, на которую они начислены, и отсутствие текущей задолженности по налоговым платежам, задолженности по страховым взносам за расчетные (2010 и 2011 годы) и отчетный периоды, предшествовавшие месяцу подачи заявления о проведении реструктуризации задолженности.
Иное толкование названных норм приводит к выводу о невозможности списания реструктурированной задолженности по пеням без наличия задолженности по страховым взносам, на которую они начислены, и, как следствие, к положению, в результате которого при прочих равных условиях плательщики страховых взносов, не имеющие задолженность по соответствующим взносам, оказываются в худшем правовом и экономическом положении, чем плательщики, имеющие такую задолженность.
Рассматривая заявленные требования, суды по результатам исследования доводов и возражений сторон, оценки в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всех представленных в материалы дела доказательств установили, что департаментом выполнены все необходимые условия для освобождения от уплаты реструктурированной задолженности по начисленным пеням и представлены все необходимые документы, подтверждающие установленные изложенными положениями Правил обстоятельства, в связи с чем пришли к законным и обоснованным выводам о неправомерности отказа инспекции в списании департаменту реструктурированной задолженности по пеням в сумме 97 743 рублей 71 копейки.
При оценке судами всех доказательств, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, правильном применении норм материального права доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие приведенные выводы судов, основаны на ошибочном толковании указанных норм материального права и направлены на переоценку изложенных выше обстоятельств, что не входит в пределы полномочий арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 января 2013 года по делу N А19-20396/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 апреля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.