г. Иркутск |
|
18 июля 2013 г. |
N А69-1370/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Звечаровской Т.А.,
судей: Платова Н.В., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании председателя регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Республики Тыва Злочевского Федора Феликсовича (доверенность N 2-38/82 от 14.02.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы военного комиссариата Республики Тыва и Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 26 декабря 2012 года по делу N А69-1370/12 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Донгак О.Ш., суд апелляционной инстанции: Радзиховская В.В., Белан Н.Н., Бутина И.Н.),
установил:
региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Республики Тыва (ОГРН: 1101700000258, г. Кызыл, далее - Региональное отделение ДОСААФ России в Республике Тыва, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с иском к военному комиссариату Республики Тыва (ОГРН: 1021700512547, г. Кызыл, далее - военный комиссариат Республики Тыва) и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании 5 131 180 рублей затрат по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу, по направлениям военных комиссариатов и 1 233 763 рублей 07 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России).
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 26 декабря 2012 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2013 года, иск удовлетворен в полном объеме за счет военного комиссариата Республики Тыва, а при недостаточности у него денежных средств - за счет средств казны Российской Федерации в лице Минфина России.
Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 8, 120, 307, 309, 310, 395, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункты 2, 4, 5 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 7 статьи 1, пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", пункты 1, 3, 5, 10, 12 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Положение о Минобороны России), пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - постановление от 01.12.2004 N 704), пункты 2, 4 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила компенсации), пункт 26 раздела II Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132 (далее - Положение о военных комиссариатах), приказ Министра обороны Российской Федерации от 17.06.2005 N 251 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.07.2005 N 6802, далее - приказ от 17.06.2005 N 251), пункты 4 и 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", письмо Казначейства Российской Федерации от 26.04.2006 N 42-7.1-15/5.1-192 "О порядке компенсации расходов федеральных учреждений в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704".
Судебные акты мотивированы наличием обязанности по оплате оказанных истцом услуг, компенсация расходов на которые осуществляется через территориальные органы Минобороны России - военные комиссариаты, а при недостаточности денежных средств у последнего компенсируются Российской Федерацией за счет ее казны в лице Минфина России.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, военный комиссариат Республики Тыва и Минфин России обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами.
Военный комиссариат Республики Тыва просит решение от 26 декабря 2012 года и постановление суда апелляционной инстанции от 21 марта 2013 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с неправильным применением судами первой и апелляционной инстанций статей 200, 322 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 7 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", пункта 2 постановления от 01.12.2004 N 704, пунктов 2, 3, 4 Правил компенсации, приказа от 17.07.2005 N 251, Положений о военных комиссариатах и Минобороны России, приказа Министра обороны Российской Федерации от 03.05.2001 N 202 "Об утверждении Инструкции о подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования" (зарегистрировано в Минюсте РФ 12.07.2001 N 2798, далее - Инструкция о подготовке граждан по военно-учетным специальностям).
По мнению заявителя кассационной жалобы, возмещение расходов на подготовку граждан по военно-учетным специальностям должно осуществлять Минобороны России; кроме того, материалами дела подтверждено оказание услуг истцом по подготовке только 134 призывников.
Минфин России в кассационной жалобе просит решение от 26 декабря 2012 года и постановление суда апелляционной инстанции от 21 марта 2013 года отменить, в удовлетворении иска к ответчикам отказать в связи с неправильным применением судами статьей 196, 199, 203 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 67, 68, 167, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что судами первой и апелляционной инстанций сделаны противоречивые выводы об отсутствии договорных отношений между истцом и военным комиссариатом Республики Тыва и наличии договорных отношений (государственный контракт от 25.06.2009).
Военный комиссариат Республики Тыва и Минфин России полагают, что судами неправильно определено начало течения срока исковой давности.
Военный комиссариат Республики Тыва в отзыве на кассационную жалобу Минфина России заявил о своем согласии с содержащимися в ней доводами.
Региональное отделение ДОСААФ России в Республике Тыва в отзывах на кассационные жалобы заявило о своем согласии с обжалуемыми судебными актами, а также приложило доказательства исполнения в полном объеме обжалуемого решения суда первой инстанции военным комиссариатом.
Минобороны России отзыв на кассационную жалобу не представило, ходатайствовало о кассационном рассмотрении дела без участия его представителей.
Ответчики и третье лицо о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 05320, N 05321, N 05322, N 05323, N 05405, N 05406, N 05407, N 05408), однако своих представителей в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационные жалобы рассматриваются без их участия.
В судебном заседании представитель истца подтвердил доводы отзывов на кассационные жалобы.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационных жалобах и отзывах на них, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска являются требования о взыскании затрат по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу, по направлениям военных комиссариатов и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе" (далее - Положение о подготовке граждан к военной службе).
В соответствии с пунктом 20, подпунктом "а" пункта 25 Положения о подготовке граждан к военной службе подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин (далее именуются - военно-учетные специальности) проводится в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
Министерство обороны Российской Федерации ежегодно определяет количество граждан, проходящих подготовку по военно-учетным специальностям, и в соответствии с этим заключает с общественными объединениями договоры о подготовке граждан по военно-учетным специальностям.
Согласно абзацу 2 пункта 44 Инструкции о подготовке граждан по военно-учетным специальностям договоры на оказание услуг по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям заключаются Министерством обороны Российской Федерации с общественными объединениями и образовательными учреждениями по итогам конкурсов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции обоснованно признали доказанными: факт оказания истцом услуг по подготовке 193 граждан, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям ("водитель категории С", "водитель категории В, С"), факт приемки указанных услуг по акту от 30.06.2009, подписанному председателем Совета РОСТО (ДОСААФ) и временным исполняющим обязанности военного комиссара Республики Тыва, а также факт отсутствия оплаты оказанных истцом услуг (абзацы 6-8 стр. 3, последний абзац стр. 5, абзацы 1-2 стр. 6, абзацы 4-5 стр. 8 решения, абзацы 1-3, 12 стр. 4, абзацы 2-6 стр. 5 постановления).
Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Из материалов дела усматривается, что государственный контракт заключен 25.06.2009, то есть после того, как истцом были оказаны услуги, и не распространяет свое действие на период до его заключения.
Исходя из установленных судами обстоятельств, до заключения государственного контракта от 25.06.2009 между сторонами сложились внедоговорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 и пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", пунктом 1 Положения о подготовке граждан к военной службе, пунктами 3, 44 Инструкции о подготовке граждан по военно-учетным специальностям, пунктом 2 постановления от 01.12.2004 N 704, подпунктом 4 пункта 2, пунктами 3, 4 Правил компенсации, пунктом 4 приказа от 17.06.2005 N 251 компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с осуществлением мероприятий по подготовке граждан по военно-учетным специальностям, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется Минобороны России, выступающим государственным заказчиком указанных мероприятий. Финансирование подготовки граждан по военно-учетным специальностям в образовательных учреждениях осуществляется Минобороны России на договорной основе за счет и в пределах средств, утвержденных для Минобороны России в федеральном бюджете на соответствующий год. Выплата компенсации осуществляется через военные комиссариаты.
Следовательно, военные комиссариаты заказчиками услуг в данном случае не являются и выступают от имени и в интересах Минобороны России.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.
Таким образом, выделенные Минобороны России в 2008 году денежные средства на оплату компенсации расходов организаций и граждан, связанных, с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям, были возвращены в бюджет Российской Федерации по завершении 2008 финансового года. Следовательно, при отсутствии доказательств повторного финансирования понесенных в 2008 году организациями и гражданами указанных расходов их взыскание возможно только с Российской Федерации за счет ее казны в лице Минфина России.
В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета. По настоящему делу Минфином России не доказано, что главному распорядителю бюджетных средств - Минобороны России, в 2009 году повторно или в 2012 году дополнительно были выделены бюджетные средства для перечисления истцу, поэтому спорная сумма должна быть взыскана с Российской Федерации за счет ее казны в лице Минфина России.
Вывод судов первой и апелляционной инстанций о взыскании спорных расходов с военного комиссариата Республики Тыва, а при недостаточности у него средств - с Российской Федерации в лице Минфина России является ошибочным, судами неправильно применена норма материального права - статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку субсидиарная ответственность Минфина России по правилам указанной нормы права наступает только в ситуации, когда Минфин России является собственником казенного учреждения, которое отвечает по своим обязательствам. В данном случае военный комиссариат не имеет своих обязательств по компенсации расходов, выступает в правоотношениях от имени Минобороны России.
Вместе с тем, в данном конкретном случае это не привело к принятию неправильного решения, поскольку взыскание должно было производиться и в результате произведено с Российской Федерации за счет ее казны в лице Минфина России. Кроме того, военный комиссариат Республики Тыва представил доказательства полной оплаты истцу спорной суммы.
Доводы кассационных жалоб о пропуске истцом срока исковой давности, а также доводы военного комиссариата Республики Тыва о доказанности оказания истцом услуг по подготовке только 134 призывников по существу направлены на переоценку доказательств (акта от 30.06.2009, актов и оценочных ведомостей выпускных экзаменов), в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Тыва от 26 декабря 2012 года по делу N А69-1370/12 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2013 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 26 декабря 2012 года по делу N А69-1370/12 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Звечаровская |
Судьи |
Н.В. Платов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.