г. Иркутск |
|
24 июля 2013 г. |
N А19-16214/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании председателя Правления Усольского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов Пономарева Александра Ильича (паспорт), представителя Усольского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов Иринцевой Александры Федоровны (доверенность от 01.07.2013), Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области Черемных Михаила Валерьевича (доверенность от 09.01.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Усольского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 января 2013 года по делу N А19-16214/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Ананьина Г.В., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н., Ткаченко Э.В.),
установил:
Усольский районный отдел Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов (далее - Усольский РО, организация, ОГРН 1033800002367, г. Усолье-Сибирское) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе по охране и использованию животного мира Иркутской области (далее - Служба) о признании незаконным решения от 27.07.2012 N 84-37-1335 об отказе в установлении квоты добычи охотничьих ресурсов в сезоне охоты 2012-2013 годов.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 января 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2013 года решение суда от 25 января 2013 года оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, организация обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, пользование животным миром осуществляется юридическими лицами как на основании охотхозяйственных соглашений, так и до мая 2017 года на основании долгосрочных лицензий, а право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром прекращается при условии, что указанное лицо или группа лиц не воспользовалась правом на заключение охотхозяйственных соглашений в соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте" в течение 5 лет со дня вступления в силу приказа N 137.
В судебном заседании представитель общественной организации подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Службы считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, распоряжением заместителя главы администрации Иркутской области от 27.04.2007 N 183-рз Усольскому РО предоставлена в долгосрочное пользование сроком на 25 лет, территория (акватория), необходимая для осуществления пользования животным миром, отнесенным к объектам охоты, площадью 555 000 га, в границах территории согласно приложению. Территория охотничьих угодий находится в административных границах Усольского районного муниципального образования Иркутской области.
28.04.2007 Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу районному отделу Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов выдана долгосрочная лицензия серии О N 0003206, срок действия - до 28.04.2032 г.
10.04.2012 Усольским РО подана в уполномоченный орган - Службу по охране и использованию животного мира Иркутской области, заявка на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов на период 01.08.2012 по 01.08.2013.
Письмом от 27.07.2012 N 84-37-1335 Служба отказала в установлении квоты добычи охотничьих ресурсов, указав на отсутствие заключенного между Усольским РО и специально уполномоченным государственным органом Иркутской области по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления использования животным миром, что в свою очередь лишает Усольский РО права на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.
Полагая, что отказ Службы в установлении квоты добычи охотничьих ресурсов не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Усольского РО в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, организация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя и соответствует требованиям действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания незаконным ненормативного правового акта необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) определено, что охотничьи ресурсы - это объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты; лимитом добычи охотничьих ресурсов является объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов; квота добычи охотничьих ресурсов - это часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья.
Как следует из материалов дела, организация обратилась 10.04.2012 в Службу с заявлением, которым представила заявку на установление квоты добычи на 2012 год, приложив данные о добыче волка, данные о добыче охотничьих ресурсов, данные о плодовитости охотничьих ресурсов (млекопитающие, птицы), данные численности охотничьих ресурсов.
Письмом от 27.07.2012 N 84-37-1335 Служба отказала организации в установлении квоты добычи охотничьих ресурсов.
В основание отказа Служба со ссылкой на статью 37 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", часть 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ указала на отсутствие договора, заключенного между Усольским РО и специально уполномоченным государственным органом Иркутской области по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления использования животным миром, что в свою очередь лишает Усольский РО права на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.
Из частей 3, 5 - 10 статьи 24 Закона N 209-ФЗ следует, что лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года (часть 3). При исчислении лимита добычи охотничьих ресурсов учитываются их численность, размещение в среде обитания, динамика состояния и другие данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированная информация государственного охотхозяйственного реестра, данные федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (часть 5). Лимит добычи охотничьих ресурсов исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов (часть 6). В документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов указываются объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, при необходимости их пол и возраст, а также квота добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья (часть 7). Состав документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, порядок подготовки, принятия этого документа и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 8). Квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (часть 9). В случае, если квота добычи охотничьих ресурсов в отношении закрепленного охотничьего угодья устанавливается в меньшем объеме, чем объем, определенный предусмотренной частью 9 настоящей статьи заявкой, обосновываются причины такого несоответствия (часть 10).
Таким образом, квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 27 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 настоящего Федерального закона земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (часть 2 Закона N 209-ФЗ).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 настоящего Федерального закона (часть 3 Закона N 209-ФЗ).
Распоряжением заместителя главы администрации Иркутской области от 27.04.2007 N 183-рз Усольскому РО предоставлена в долгосрочное пользование сроком на 25 лет, территория (акватория), необходимая для осуществления пользования животным миром, отнесенным к объектам охоты, площадью 555 000 га, в границах территории согласно приложению, территория охотничьих угодий находится в административных границах Усольского районного муниципального образования Иркутской области.
28.04.2007 Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому Автономному округу организации выдана долгосрочная лицензия серии О N 0003206, срок действия - до 28.04.2032.
Таким образом, право долгосрочного пользования животным миром возникло у юридического лица на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до 01.04.2010, дня вступления в силу Закона N 209-ФЗ.
Статьей 71 указанного Федерального закона предусмотрено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 1); юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 2).
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 1256-0 отсутствие договора о предоставлении в пользование территорий, необходимых для ведения охотничьего хозяйства, исключает возможность осуществления права долгосрочного пользования животным миром на основании одной лишь неаннулированной долгосрочной лицензии на пользование животным миром. Названное право сохраняется до истечения срока действия лицензии при наличии у пользователя животным миром как самой лицензии, выданной до вступления в силу Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", так и действующего договора о предоставлении в пользование территории или акватории. Право же заключить охотхозяйственное соглашение в отношении охотничьих угодий без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений признается за лицом, только если у него имеется действующий договор о предоставлении в пользование территории или акватории.
Следовательно, квота добычи охотничьих ресурсов определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с указанным федеральным законом, вне зависимости от времени получения такими лицами долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира. В свою очередь указанное соглашение является безусловным основанием для предоставления лицу его заключившего квоту добычи охотничьих ресурсов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, организация охотхозяйственного соглашения с уполномоченным органом не заключала, в связи с чем данной организации не может быть согласована квота добычи охотничьих ресурсов, до заключения организацией такого соглашения.
Доказательств, что организация исчерпала все законные меры по заключению указанного соглашения, с учетом того, что наличие долгосрочной лицензии у данного лица в силу части 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ предоставляет ему право заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя и соответствует требованиям действующего законодательства, является правильным.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 января 2013 года по делу N А19-16214/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.