г. Иркутск |
|
12 августа 2013 г. |
Дело N А19-21285/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
с участием в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирский правовой центр" Вилкова Сергея Юрьевича (доверенность от 11.05.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Финансового управления администрации Усть-Кутского муниципального образования на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 февраля 2013 года по делу N А19-21285/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Шубина Т.Ю., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н., Сидоренко В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирский правовой центр" (далее - ООО "Восточно-Сибирский правовой центр", общество, ОГРН 1093850028700, г. Иркутск) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Финансовому управлению администрации Усть-Кутского муниципального образования (далее - Финансовое управление, ОГРН 1033802081796) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 29 июля 2009 года по делу N А19-12275/09-19, признании незаконным бездействия, выразившегося в неприостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 13 Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в Финансовом управлении; обязании Финансового управления с целью устранения нарушения прав взыскателя исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июля 2009 года по делу N А19-12275/09-19, приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального общеобразовательного учреждения детский сад N 13 Усть-Кутского муниципального образования, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в Финансовом управлении, до полного исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 29 июля 2009 года по делу N А19-12275/09-19.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 февраля 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2013 года решение суда от 11 февраля 2013 года оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, у Финансового управления отсутствовали основания для применения такой меры принуждения, как приостановление операций по расходованию средств с лицевых счетов должника, так как обществом получены денежные средства в сумме 165 925 рублей 55 копеек в рамках исполнения обязательств по договорам от 21.04.2006 N 9.19-Т, N 9.19-В, N 9.9-ТБО, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 10 387 рублей 09 копеек по платежному поручению от 19.10.2012 N 32480.
В отзыве на кассационную жалобу, общество считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании 30 июля 2013 года до 14 часов 10 минут 6 августа 2013 года, о чем сделано публичное извещение.
Лица, участвующие в судебном заседании, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, телеграммы, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 июля 2009 года по делу N А19-12275/09-19 удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Феникс" о взыскании с третьего лица - Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 13 Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области 176 312 рублей 64 копейки, в том числе: сумма основного долга - 165 925 рублей 55 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами 10 387 рублей 09 копеек.
01.03.2010 на основании указанного выше решения ООО "Управляющая компания "Феникс" выдан исполнительный лист АС N 000511157.
Определением арбитражного суда от 3 мая 2012 года по делу N А19-12275/09-19 на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена взыскателя - ООО "Управляющая компания "Феникс" на общество с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирский правовой центр".
ООО "Восточно-Сибирский правовой центр" письмом от 16 июля 2012 года N 28/31 направило исполнительный документ для исполнения в Финансовое управление администрации Усть-Кутского муниципального образования.
Требования, содержащиеся в исполнительном документе, в установленный статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок, финансовым органом не исполнены, операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника приостановлены не были.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих совершение финансовым органом действий, направленных на полное и своевременное исполнение решения суда от 29 июля 2009 года по делу N А19-12275/09-19.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Согласно положениям пункта 2 указанной статьи орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи и (или) средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Как установлено судами, исполнительный лист АС N 000511157 поступил в управление 6 августа 2012 года и до 6 ноября 2012 года не был исполнен. При этом управлением действия, предусмотренные указанными выше положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, произведены не были.
При таких условиях суды двух инстанций правильно признали незаконным бездействие управления и правомерно обязали управление устранить допущенные нарушения путем исполнения исполнительного листа в порядке, установленном действующим законодательством.
Довод заявителя жалобы о неисполнении названного исполнительного документа вызвано тем, что предъявленная к исполнению задолженность фактически была уплачена должником по исполнительному листу, выданному на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 19.09.2011 по делу N А19-13122/2011, проверен судом кассационной инстанции.
Названный довод проверен судами двух инстанций, однако признан необоснованным, так в соответствии со статьей 7 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и частями 1, 2 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влекут за собой ответственность, установленную данным Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 3 вышеуказанной статьи обязательность судебных актов не лишает лиц, участвовавших в деле, возможности обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных этими актами их прав и законных интересов путем обжалования указанных актов.
Суды правомерно посчитали, что материалы настоящего дела не содержат доказательств обжалования и отмены решений Арбитражного суда Иркутской области от 29.07.2009 по делу N А19-12275/09-19 и от 19.09.2011 по делу N А19-13122/2011.
Также суды пришли к правильному выводу о том, что полномочия на проведение оценки вступивших в законную силу судебных актов арбитражного суда по настоящему делу отсутствуют.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для их переоценки и учета доводов кассационной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом не установлено.
По результатам рассмотрения жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 февраля 2013 года по делу N А19-21285/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.