г. Иркутск |
|
13 августа 2013 г. |
Дело N А33-18179/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зуева А.О.,
судей: Бурковой О.Н., Скубаева А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Новиковой С.В.,
судебное заседание проводится с использованием систем видеоконференц-связи, при исполнении судебного поручения судьей Арбитражного суда Красноярского края Ишутиной О.В., при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия секретарем Сычевой О.В.,
в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, находясь в Арбитражном суде Красноярского края, принимают участие представители: от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю - Черепахина Олеся Викторовна (доверенность от 28.12.2012), от общества с ограниченной ответственностью "НАВИГАТОР ГРУПП" - Половинкин Алексей Владимирович (доверенность от 12.11.2012),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 декабря 2012 года по делу N А33-18179/2012 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Лесков Р.В.; суд апелляционной инстанции: Петровская О.В., Споткай Л.Е., Хасанова И.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НАВИГАТОР ГРУПП" (ОГРН: 1032401987309, г. Красноярск) (далее - ООО "НАВИГАТОР ГРУПП") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН: 2466124510) (далее - Управление), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН: 1027700485757) (далее - Учреждение) в лице филиала федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю", об определении на дату принятия решения по делу кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700264:42 в размере 10 627 000 рублей, соответствующем его рыночной стоимости определенной в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке N 1-зем/10/12 от 17.10.2012 и об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700264:42 в размере 10 627 000 рублей, равном его рыночной стоимости (с учетом уточнения).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена администрация г. Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 декабря 2012 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2013 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление и Учреждение обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами.
По мнению заявителей кассационных жалоб, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" являются ненадлежащими ответчиками по делу.
По мнению учреждения, установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости не относится к спорам о результатах определения кадастровой стоимости, подлежащим рассмотрению в судебном порядке.
Учреждение также обращает внимание суда на то обстоятельство, что отчету N 1-зем/05/12 от 28.07.2012 о рыночной стоимости объекта недвижимости судами не была дана оценка на соответствие действующему законодательству об оценочной деятельности.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель Управления Черепахина О. В. поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ООО "НАВИГАТОР ГРУПП" Половинкин А.В. на доводы кассационных жалоб Управления и Учреждения возразил, полагая их несостоятельными.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтовых отправлений N 04207), однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем, дело рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО "НАВИГАТОР ГРУПП" с 23.07.2012 является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700264:42, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование: место размещение производственной базы, общей площадью 18 961 кв.м., находящимся по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Грунтовая, что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 23.07.2012 серия 24 ЕК N 594645.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-П, вступившим в силу с 01.01.2012, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700264:42 на 01.01.2012 определена в размере 37 631 327 рублей 87 копеек (Приложение N1, таблица 48, строка 103956).
Обществом с ограниченной ответственностью "Альянс-Оценка" произведена оценка рыночной стоимости земельного участка, по результатам которой составлен отчет N 1-зем/10/12 от 17.10.2012, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700264:42 на 01.01.2011 определена в размере 10 627 000 рублей.
Согласно выданному Саморегулируемой организацией оценщиков Некоммерческим партнерством "Деловой союз оценщиков" положительному экспертному заключению N 764/10/12 от 29.10.2012 отчет N1-зем/10/12 соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Деловой союз оценщиков".
Ссылаясь на несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего является нарушение прав общества как собственника земельного участка и плательщика земельного налога, истец обратился в арбитражный суд с требованиями установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, об обязании уполномоченных лиц внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, пунктом 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 255, статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 135-ФЗ, разъяснениями, содержащимися в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, и исходил из обоснованности требований истца, предъявленных к органам кадастрового учета.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В связи с отсутствием имущественного интереса и финансовой заинтересованности в установлении кадастровой стоимости земельного участка, заявители кассационных жалоб полагают необоснованным привлечение их к участию в деле в качестве ответчиков.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационных жалоб, обсудив доводы жалоб, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения жалоб и отмены судебных актов, вынесенных в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" органом кадастрового учета в Российской Федерации определена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/146 утверждено Положение об управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Согласно пункту 1 Положения, Управление является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в том числе по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства на территории Красноярского края.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Учитывая вышеизложенное, а также принцип единства системы государственной власти выводы судов о том, что Управление Росреестра по Красноярскому краю как территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю являются надлежащими ответчиками по требованиям о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка равном его рыночной стоимости, является правильным.
Довод учреждения о том, что установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости не относится к спорам, подлежащим рассмотрению в судебном порядке является несостоятельным.
В соответствии с абзацем 1 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости, могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе в арбитражном суде.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Выбор способа защиты права и формулирование предмета иска являются правом истца.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сама по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленные истцом требования имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Также несостоятельным является довод Учреждения о том, что отчету о рыночной стоимости земельного участка судами не была дана оценка на соответствие действующему законодательству об оценочной деятельности.
Нормами статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Судами установлено, что на названый отчет Саморегулируемой организацией оценщиков Некоммерческое партнерство "Деловой союз оценщиков" дано положительное экспертное заключение N 764/10/12 от 29.10.2012.
Ответчик не оспорил представленный истцом отчет о рыночной стоимости земельного участка, не представил доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о доказанности действительной рыночной стоимости спорного земельного участка и установили кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости определенной в соответствии с отчетом N 1-зем/10/12 от 17.10.2012 по состоянию на 01.01.2011.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 декабря 2012 года по делу N А33-18179/2012 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2013 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 декабря 2012 года по делу N А33-18179/2012 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.О. Зуев |
Судьи |
О.Н. Буркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.