г. Иркутск |
|
13 августа 2013 г. |
Дело N А10-3383/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителя администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия Груздева Владислава Викторовича (доверенность от 28.02.2013 N 485),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия на решение Арбитражного суда республики Бурятия от 15 февраля 2013 года по делу N А10-3383/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Ботоева В.И., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Никифорюк Е.О., Желтоухов Е.В.),
установил:
администрация муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия (далее - администрация, ОГРН 1020300796526, п. Нижнеангарск) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия (далее - Росприроднадзор, административный орган, ОГРН1020300982790) о признании недействительным предписания N АВЗТ-029/8 от 15.05.2012 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального казенного учреждения "Комитет по управлению муниципальным хозяйством".
Решением суда первой инстанции от 15 февраля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2013 года решение суда от 15 февраля 2013 года оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, администрация является финансируемым собственником казенным учреждением, которое не может являться субъектом права собственности.
Кроме того, полигоны как территории объектов размещения отходов переданы муниципальным районом в постоянное (бессрочное) пользование поселениям, таким образом, администрация не является субъектом обязанности, предусмотренной частью 3 статьи 12 Федерального закона 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Представитель администрации подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Иные лица, участвующие в судебном заседании, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, телеграммы, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании 1 августа 2013 года до 10 часов 25 минут 8 августа 2013 года, о чем сделано публичное извещение.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.
Как видно следует из материалов дела, на основании приказа от 10.04.2012 N АВЗТ-029 должностными лицами Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия в период с 16.04.2012 по 20.04.2012 в отношении администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" проведена плановая выездная проверка по соблюдению администрацией требований природоохранного законодательства, в том числе в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами производства и потребления, земельного и водного законодательства.
Проверкой установлено, что в нарушение части 3 статьи 12 Закона N 89-ФЗ не организовано ведение мониторинга состояния окружающей среды на полигонах ТБО в п. Нижнеангарск и в п. Новый Уоян, находящихся в реестре муниципального имущества муниципального образования "Северо-Байкальский район".
По результатам проверки составлен акт N АВЗТ-029 от 15.05.2012 и вынесено предписание N АВЗТ-029/8 от 15.05.2012 об организации и обеспечении ведения мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов (полигоны ТБО п. Нижнеангарск, п. Новый Уоян) в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона N 89-ФЗ.
Указанным предписанием N АВЗТ-029/8 от 15.05.2012 администрации предписано в срок до 30.04.2013 организовать и обеспечить ведение мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов (полигоны ТБО п. Нижнеангарск, п. Новый Уоян).
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения администрации в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрация, как орган управления муниципального образования, является субъектом, в отношении которого может быть вынесено оспариваемое предписание.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
Согласно статье 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Закона N 89-ФЗ собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В силу статьи 1 Закона N 89-ФЗ объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", подпункта 18 статьи 14, подпункта 9 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения муниципального района относится решение вопросов, связанных со сбором, вывозом, утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов.
Статьей 8 Закона N 89-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к полномочиям органов муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Также в соответствии с Уставом администрации к вопросам местного значения Северо-Байкальского района относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Северо-Байкальского района; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В реестре муниципального имущества объекты - полигон ТБО п. Новый Уоян балансовой стоимостью 174489 рублей и полигон ТБО п. Нижнеангарск балансовой стоимостью 976 рублей указаны как объекты, собственником которых является Администрация МО "Северо-Байкальский район".
Вступившим в законную силу постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 по делу N А10-2475/2012 установлено, что на основании свидетельства от 28.12.2011 администрация является собственником полигона ТБО, расположенного в п. Нижнеангарск Северо-Байкальского района Республики Бурятия.
Таким образом, обязанность по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов в Северо-Байкальском районе возложена на администрацию, которая обязана организовать эксплуатацию в муниципальном районе объекта размещения твердых бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проведенной в отношении администрации проверки Управлением Росприроднадзора выявлено несоблюдение администрацией части 3 статьи 12 Закона N 89-ФЗ в виде неисполнения обязанности по проведению мониторинга состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов.
С учетом изложенного, правильно применив положения статей 11, 12 Закона N 89-ФЗ, оценив представленные в материалах дела доказательства, суды установили законность вынесенного предписания и отсутствие оснований для признания его недействительным в судебном порядке.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку им апелляционным судом дана правовая оценка на основе исследования фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 февраля 2013 года по делу N А10-3383/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.