г. Иркутск |
|
15 августа 2013 г. |
N А19-20637/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Пущиной Л.Ю., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирский правовой центр" Вилкова Сергея Юрьевича (доверенность от 11.05.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Финансового управления администрации Усть-Кутского муниципального образования на решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2013 года по делу N А19-20637/2012 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Шубина Т.Ю.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирский правовой центр" (ОГРН: 1093850028700, место нахождения: г. Иркутск, далее - ООО "ВСПЦ" общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Финансовому управлению администрации Усть-Кутского муниципального образования (ОГРН 1033802081796, место нахождения: Иркутская область, г. Усть-Кут, далее - финансовое управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 11 августа 2009 года по делу N А19-12268/09-69 и неприостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеский центр Усть-Кутского муниципального образования, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом управлении; об обязании финансового управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеский центр Усть-Кутского муниципального образования (ОГРН 1023802082380, место нахождения: Иркутская область, г. Усть-Кут, далее - детско-юношеский центр).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2013 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, финансовое управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на отсутствие нарушения им бюджетного законодательства (неисполнение исполнительного листа), поскольку задолженность детско-юношеского центра перед обществом погашена.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества отклонил доводы кассационной жалобы, указав на их несостоятельность.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом в порядке главы 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уведомления о вручении почтовых отправлений N N 03017, 03018, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" от 02.07.2013). Заявлением от 06.08.2013 N 420 финансовое управление попросило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 августа 2009 года по делу N А19-12268/09-69 с детско-юношеского центра в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Феникс" (определением Арбитражного суда Иркутской области от 2 мая 2012 года в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена взыскателя на правопреемника ООО "ВСПЦ") взыскана задолженность в сумме 147 861 рублей 96 копеек. На основании указанного решения суда выдан исполнительный лист от 28.09.2009 серии АС N 003387579.
Исполнительный лист поступил в адрес финансового управления для исполнения 06.08.2012.
Неисполнение финансовым управлением исполнительного листа от 28.09.2009 серии АС N 003387579 послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу, что финансовое управление допустило незаконное бездействие и не исполнило предусмотренные действующим законодательством обязанности по исполнению предъявленного исполнительного листа, в том числе не приостановило осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах детско-юношеского центра.
Изучив материалы дела и проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казённых учреждений, определён статьёй 242.5 Бюджетного кодекса.
Согласно статье 242.5 Бюджетного кодекса исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета (пункт 1); орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (пункт 2); при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя (пункт 7).
Судом первой инстанции установлено, что исполнительный лист от 28.09.2009 серии АС N 003387579 был принят финансовым управлением 06.08.2012.
В соответствии с положениями статьи 242.5 Бюджетного кодекса требования по указанному исполнительному листу должны быть исполнены в срок до 06.11.2012.
В предусмотренные законом сроки детско-юношеский центр не исполнил требования исполнительного документа, вследствие чего финансовое управление в силу положений пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса обязано было приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах детско-юношеского центра, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В нарушение приведенных норм права финансовое управление не предприняло никаких действий, что привело, как правильно посчитали суды, к не исполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 11 августа 2009 года по делу N А19-12268/09-69, то есть к нарушению принципа обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных актов, установленного статьёй 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали незаконным бездействие финансового управления по неисполнению решения суда от 11 августа 2009 года по делу N А19-12268/09-69 и по неприостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах детско-юношеского центра.
Доказательств исполнения указанного решения суда в материалы дела не представлено.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на обстоятельства, которые не были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не состоятельна и подлежит отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения от 31 января 2013 года и постановления от 16 апреля 2013 года, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2013 года по делу N А19-20637/2012 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
Л.Ю. Пущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.