г. Иркутск |
|
19 августа 2013 г. |
N А33-15057/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Воробьевой Н.М.,
судей: Зуева А.О., Скубаева А.И.,
при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края, помощником судьи Пластининой Н.Н.,
при участии присутствующих в Арбитражном суде Красноярского края представителя общества с ограниченной ответственностью "Белая Русь" Пасынковой Ольги Валерьяновны (доверенность от 14.11.2012 N 13),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 декабря 2012 года по делу N А33-15057/2012 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Баукина Е.А.; суд апелляционной инстанции: Хасанова И.А., Бабенко А.Н., Кироллова Н.А.),
установил:
департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Белая Русь" (далее - ООО "Белая Русь") о взыскании 1 303 116 рублей 84 копеек долга по арендной плате и 163 рублей 98 копеек пени.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, привлечено филиал федерального государственного бюджетного учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю",
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 декабря 2012 года в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2013 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает на ошибочный вывод судов о том, что расчет арендной платы по утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Красноярского края" кадастровой стоимости земельного участка должен производиться с 01.01.2013.
По мнению заявителя кассационной жалобы, расчет арендной платы по кадастровой стоимости земельного участка должен производиться с 01.01.2012.
ООО "Белая Русь" в отзыве на кассационную жалобу доводы департамента отклонило, указав на их необоснованность и законность обжалуемых судебных актов.
Присутствующий в судебном заседании в Арбитражном суде Красноярского края представитель ООО "Белая Русь" подтвердил возражения, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания (уведомления о вручении почтовых отправлений N N 07775, 07778, 07779), своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
На основании распоряжения администрации города Красноярска от 01.07.2008 N 2112-недв департамент (арендодатель) и ООО "Белая Русь" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 11.07.2008 N 1636 (далее - договор).
Согласно пункту 1.1. договора объектом аренды является земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, рекреационной стационарной зоны, с кадастровым номером 24:50:0100446:385, находящийся по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Лесная, 2А, строения 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, для использования в целях эксплуатации оздоровительно-образовательного детского лагеря в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к договору аренды и являющемся неотъемлемой частью договора, общей площадью 129470 кв. м, в том числе 9379 кв. м - охранная зона инженерных сетей.
В пункте 2.1 договора определен срок аренды с 01.07.2008 по 30.12.2020.
Согласно пункту 3.1 договора размер арендной платы за участок составляет 28159 рублей 73 копейки в месяц и устанавливается по 31.12.2008.
Пунктами 3.1, 6.3 договора установлено, что размер арендной платы пересматривается арендодателем автоматически в одностороннем порядке в соответствии с действующим федеральным, региональным, местным законодательством без дополнительного соглашения к договору, путем направления соответствующего уведомления с даты вступления в силу нормативного акта, послужившего основанием для изменения арендной платы, независимо от даты получения Арендатором такого уведомления.
В соответствии с пунктом 5.2 договора за нарушение срока внесения арендной платы арендатор выплачивает арендодателю пени за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой, действующей на календарный день просрочки процентной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
К договору аренды от 11.07.2008 N 1636 приложены: кадастровый паспорт земельного участка от 07.06.2008 N 50/08-9864, в котором указана кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100446:385 в размере 2 252 7780 рублей; расчет арендной платы; акт приема-передачи земельного участка арендодателем арендатору, в котором определена дата фактической передачи земельного участка в аренду - 01.07.2008.
Договор аренды земельного участка от 11.07.2008 N 1636 зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.12.2008, номер государственной регистрации 24-24-01/097/2008-834.
Согласно договору уступки прав и обязанностей по договору аренды от 03.02.2012 арендатор - ООО "Белая Русь" - передал свои права и обязанности по договору аренды земельного участка от 11.07.2008 N 1636 новому арендатору - главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю. Указанный договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.02.2012, номер государственной регистрации 24-24-01/013/2012-582.
ООО "Белая Русь" за период с 01.01.2012 по 20.02.2012 перечислило на счет Департамента арендную плату 28.12.2011 за январь 2012 года в сумме 28160 рублей, 10.02.2012 за февраль 2012 года в сумме 28160 рублей.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п с 01.01.2012 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100446:385 в размере 657 092 617 рублей 50 копеек.
Департамент доначислил арендную плату за январь и февраль 2012 года исходя из утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем ставка ежемесячной арендной платы составила 821 365 рублей 77 копеек.
Об увеличении размера арендной платы Департамент известил ООО "Белая Русь" уведомлением от 22.03.2012 N 15914, которое получено адресатом 04.04.2012.
Поскольку ООО "Белая Русь" не уплатило доначисленную сумму арендной платы за период с 01.01.2012 по 20.02.2012, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Возражая против заявленного требования, ООО "Белая Русь" указало на то, что кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает ее рыночную стоимость, что явилось основанием для ее оспаривания в деле N А33-18607/2012; арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка; учитывая, что новая кадастровая стоимость земельного участка утверждена постановлением правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п с 01.01.2012, то расчет арендной платы по новой кадастровой стоимости должен производиться с 01.01.2013.
Отказывая в удовлетворении исковых требований со ссылкой на статью 123 Конституции Российской Федерации, пункт 2 статьи 609, пункт 1 статьи 614, пункт 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22,26 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Президиума от 17.04.2012 N 15837/11, суд первой инстанции исходил из того, что расчет арендной платы по новой кадастровой стоимости земельного участка должен производиться с 01.01.2013 года. Учитывая, что ООО "Белая Русь" уплатило арендные платежи за спорный период в полном объеме по ставке, установленной договором аренды от 01.07.2008 N 2112-недв, в удовлетворении исковых требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции по аналогичным основаниям.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Земельному кодексу Российской Федерации) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - постановление N 582).
Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской от 25.01.2013 N 13) разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений".
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской от 25.01.2013 N 13 арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Согласно пункту 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.
Учитывая, что новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100446:385 в размере 657092 617 рублей 50 копеек, внесена в государственный кадастр недвижимости 27.01.2012, то с указанной даты произошло изменение кадастровой стоимости, а соответственно суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что расчет арендной платы по указанной кадастровой стоимости должен производиться с 01.01.2013.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что расчет арендной платы по новой кадастровой стоимости земельного участка должен производиться с 01.01.2012, основан на неправильном толковании Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Выводы арбитражных судов отвечают правилам доказывания и оценки доказательств. Оснований для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса не имеется.
Изложенные заявителем доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли бы на их обоснованность и законность либо опровергали выводы судов, вследствие чего основаниями для отмены судебных актов служить не могут.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 декабря 2012 года по делу N А33-15057/2012 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Воробьева |
Судьи |
А.О. Зуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.