г. Иркутск |
|
10 октября 2013 г. |
N А19-21921/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области Ресчикова Владимира Викторовича (доверенность от 10.01.2013 N 4),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 марта 2013 года по делу N А19-21921/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Красько Б.В., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н.),
установил:
Администрация города Усть-Илимска (ОГРН 1023802004643, г. Усть-Илимск Иркутской области) (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительными предписания по устранению выявленных нарушений от 12.10.2012 N 11 и представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 12.10.2012 N 59 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области (ОГРН 1043801756756, г. Иркутск) (далее - ТУ ФСФБН в Иркутской области, государственный орган) в части раздела II "незаконное использование средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием" (по нарушению "заключены соглашения и предоставлена субсидия на возмещение затрат на создание собственного бизнеса 6 субъектам малого и среднего предпринимательства, не на приоритетные направления экономической деятельности (производство, строительство, сельское хозяйство, научные исследования и разработки), а на торговлю автозапчастями, лакокрасочной продукцией для автомобилей, косметической продукцией, ювелирными изделиями" в сумме 1 551 660 рублей 70 копеек.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 6 марта 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2013 года, заявленные требования удовлетворены.
ТУ ФСФБН в Иркутской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами пункта 25 Положения о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат на создание собственного бизнеса, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Усть-Илимск от 06.07.2011 N 500 (далее - Положение N 500), пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ), части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о незаконности представления и предписания государственного органа в названной части, ссылаясь на то, что 6 субъектов малого и среднего предпринимательства, набравшие в сумме "0" баллов по каждому из трех критериев, не могли получить названную субсидию, поскольку не соответствовали критериям отбора, установленным Положением N 500; субсидии предоставлены указанным субъектам на возмещение затрат на создание собственного бизнеса не на приоритетные направления экономической деятельности, определенные Положением N 500, а на торговлю автозапчастями, лакокрасочной продукцией для автомобилей, косметической продукцией, ювелирными изделиями.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), Администрация своих представителей в суд кассационной инстанции не направила, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель ТУ ФСФБН в Иркутской области в судебном заседании подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ТУ ФСФБН в Иркутской области в соответствии с планом контрольной работы на 2012 год, по поручению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 27.12.2011 N 43-01-02-25/6327 проведена плановая проверка соблюдения бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также исполнения бюджета города Усть-Илимска в части предоставленных средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являлись межбюджетные трансферы из федерального бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета Иркутской области в рамках государственной поддержки реализации мероприятий комплексного инвестиционного плана по модернизации монопрофильного муниципального образования город Усть-Илимск Иркутской области в Администрации города Усть-Илимска за 2011 год.
В ходе проверки ТУ ФСФБН в Иркутской области выявлено, в том числе, что в нарушение пункта 25 Положения N 500 при рассмотрении заявлений на предоставление за счет бюджетных средств субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат на создание собственного бизнеса комиссией 20.12.2011 удовлетворены заявления шести субъектов малого и среднего предпринимательства, оценка документов которых составила 0 баллов. С данными предпринимателями заключены соглашения о предоставлении субсидии и в период с 29.12.2011 по 30.12.2011 бюджетные средства в общей сумме 1 551 660 рублей 70 копеек перечислены на счета указанных шести субъектов малого и среднего предпринимательства.
Результаты проверки отражены в акте от 07.09.2012.
ТУ ФСФБН в Иркутской области выдано предписание по устранению выявленных нарушений от 12.10.2012 N 11, которым мэру города Усть-Илимска предписано устранить допущенное нарушение - "заключены соглашения и предоставлена субсидия на возмещение затрат на создание собственного бизнеса 6 субъектам малого и среднего предпринимательства, не на приоритетные направления экономической деятельности (производство, строительство, сельское хозяйство, научные исследования и разработки), а на торговлю автозапчастями, лакокрасочной продукцией для автомобилей, косметической продукцией, ювелирными изделиями" в сумме 1 551 660 рублей 70 копеек, в срок не позднее 90 дней со дня получения предписания принять меры к взысканию с виновных лиц незаконно выплаченных сумм и перечислить их в доход бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 раздела II предписания).
12.10.2012 ТУ ФСФБН в Иркутской области Администрации выдано представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса N 59, которым мэру города Усть-Илимска предложено в срок до 60 дней с даты получения представления рассмотреть настоящее представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения следующих нарушений законодательства Российской Федерации: "заключение соглашения и предоставление субсидии на возмещение затрат на создание собственного бизнеса шести субъектам малого и среднего предпринимательства, не на приоритетные направления экономической деятельности (производство, строительство, сельское хозяйство, научные исследования и разработки), а на торговлю автозапчастями, лакокрасочной продукцией для автомобилей, косметической продукцией, ювелирными изделиями" в сумме 1 551 660 рублей 70 копеек (пункт 1 раздела II представления).
Администрация, полагая, что названные предписание и представление не соответствуют закону и нарушают ее права и законные интересы, обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемые ненормативные акты ТУ ФСФБН в Иркутской области противоречат требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемых ненормативных правовых актов) установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг (часть 1). Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.
В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться, в том числе меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 7 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ определены основные принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: 1)заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; 2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; 3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах; 4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; 5) открытость процедур оказания поддержки. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная статьей 17 настоящего Федерального закона, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых (часть 4 статьи 14). В оказании поддержки должно быть отказано в случае, если: 1) не представлены документы, определенные соответствующими федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы; 2) не выполнены условия оказания поддержки; 3) ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли; 4) с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года (часть 5 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования город Усть-Илимск, в рамках реализации Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведомственной целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования город Усть-Илимск на 2010-2012 годы", утвержденной постановлением администрации города Усть-Илимска от 18.08.2010 N 497, в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации Администрацией утверждено Положение N 500, которое устанавливает условия и порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - Субъекты МСП) на создание собственного бизнеса (далее - субсидии), в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие Субъекты МСП); категории лиц, имеющих право на получение субсидии; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 8 Положения N 500, устанавливающим категории лиц, имеющих право на получение субсидий, субсидии предоставляются Субъектам МСП - физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, соответствующим условиям, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ, относимым к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, зарегистрированным на территории муниципального образования город Усть-Илимск менее одного года со дня государственной регистрации до дня подачи заявления на предоставление субсидий.
Из раздела III Положения N 500, регламентирующего условия предоставления субсидий, следует, что право на получение субсидий имеют следующие Субъекты МСП: 1) не имеющие просроченной задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты любого уровня и государственные внебюджетные фонды, а также не допускавшие нецелевого использования ранее предоставленных субсидий из бюджета любого уровня; 2) не находящиеся в процессе реорганизации или ликвидации, а также в отношении которых не осуществляется процедура банкротства; 3) прошедшие краткосрочное обучение в сфере предпринимательской деятельности (пункт 10 Положения). В предоставлении субсидий отказывается в случае, если: 1) ранее в отношении Субъекта МСП было принято решение о предоставлении субсидии и сроки оказания финансовой поддержки не истекли; 2) с момента признания Субъекта МСП допустившим нарушение порядка и условий предоставления финансовой поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования бюджетных средств, прошло менее чем три года; 3) субъект МСП не соответствует условиям, установленным пунктом 10 настоящего Положения (пункт 11 Положения N 500).
В рассматриваемом случае государственным органом и судами не установлено, что указанные шесть субъектов малого и среднего предпринимательства, которым в числе прочих предоставлены субсидии на возмещение затрат на создание собственного бизнеса, не относятся к субъектам МСП, имеющим право на получение субсидий, или не соответствуют условиям, установленным пунктом 10 настоящего Положения.
К порядку предоставления субсидий относится пункт 25 Положения N 500, которым предусмотрено, что представленные Субъектом МСП документы, переданные в Комиссию, оцениваются по следующим критериям:
1) осуществление экономической деятельности: производство - 10 баллов; научные исследования и разработки - 10 баллов; строительство - 10 баллов; деятельность транспорта - 8 баллов; предоставление бытовых услуг населению - 6 баллов; сельское хозяйство - 4 балла;
2) создание новых рабочих мест: свыше 10 новых рабочих мест - 10 баллов; от 8 до 10 новых рабочих мест - 8 баллов; от 5 до 7 новых рабочих мест - 5 баллов; от 2 до 4 новых рабочих мест - 2 балла;
3) бюджетная эффективность - отношение объема налоговых отчислений в бюджеты всех уровней в текущем финансовом году к размеру предоставляемой субсидии: свыше 80 процентов - 10 баллов; от 60 - 80 процентов - 8 баллов; от 40 - 60 процентов - 5 баллов; от 20 - 40 процентов - 2 балла.
Комиссия в ходе заседания формирует рейтинг Субъектов МСП исходя из суммы набранных баллов каждого Субъекта МСП. Субсидии предоставляются Субъектам МСП на основании результатов рейтинга, в пределах общего размера субсидии.
Принимая во внимание приведенные нормы права в их системной взаимосвязи, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, и учитывая, что шестью субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими по результатам оценки представленных ими документов 0 баллов, было подтверждено наличие права и условий на получение субсидий, поскольку ими представлен полный пакет документов, необходимых для получения субсидий и предусмотренных Положением N 500, а также учитывая достаточность средств выделенных субсидий; то, что государственным органом не представлены доказательства получения преференций субъектами, оценка документов которых составила 0 баллов перед субъектами, имеющими более высокую бальную оценку, суды пришли к обоснованному и мотивированному выводу о недоказанности в действиях Администрации по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, получившим по результатам оценки представленных ими документов 0 баллов, нарушения в виде незаконного использования средств федерального бюджета, не являющегося нецелевым использованием.
Оценивая довод ТУ ФСФБН в Иркутской области, заявленный и в кассационной жалобе, о том, что указанные 6 субъектов МСП, набравшие в сумме "0" баллов по каждому из трех критериев, не могли получить названную субсидию, поскольку не соответствовали критериям отбора, установленным Положением N 500, суды правильно посчитали, что это не является обстоятельством, исключающим возможность предоставления им субсидий, поскольку пункты 8, 10 Положения такого критерия для определения наличия/отсутствия права на получение субсидии не содержат. Кроме того пункт 11 Положения N 500 не предусматривает данное обстоятельство в качестве самостоятельного основания для отказа в предоставлении субсидий. Применительно к приведенным нормам Положения N 500 суды двух инстанций обоснованно признали, что в рассматриваемом конкретном случае применение рейтинга оценки представленных документов могло быть целесообразно и обоснованно в случае превышения количества претендентов на получение субсидии над суммой субсидии, что в данном случае не установлено.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что субсидии предоставлены указанным субъектам на возмещение затрат на создание собственного бизнеса не на приоритетные направления экономической деятельности, определенные пунктом 25 Положения N 500, а на торговлю автозапчастями, лакокрасочной продукцией для автомобилей, косметической продукцией, ювелирными изделиями, проверен, однако не может быть учтен судом кассационной инстанции как основанный на ошибочном толковании Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ и Положения N 500, которыми не установлено, что при осуществлении этих видов деятельности, субъекту малого и среднего предпринимательства не предоставляются субсидии.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и доказательств по делу, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 марта 2013 года по делу N А19-21921/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Л.Ю. Пущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.