г. Иркутск |
|
11 октября 2013 г. |
N А78-1740/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
при участии представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Забайкальскому краю Фалилеева Л.А. (доверенность N 2.2-06 от 28.06.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Забайкальскому краю на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2013 года по делу N А78-1740/2013 Арбитражного суда Забайкальского края (суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
гаражный кооператив "Техника" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Забайкальскому краю (далее - регистрирующий орган) от 02.08.2011 об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц кооператива как прекратившего свою деятельность юридического лица и обязании налоговой инспекции аннулировать в Едином государственном реестре юридических лиц запись от 02.08.2011 за государственным номером 2117505005594, восстановив статус кооператива как действующего юридического лица.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 29 апреля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2013 года решение суда отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, регистрирующий орган обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности и обоснованности в связи с нарушением судом норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом не принято во внимание, что действия регистрирующего органа по исключению кооператива как недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц соответствуют требованиям законодательства. Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" на регистрирующие органы не возложена обязанность по проверке действительного осуществления (неосуществления) юридическим лицом предпринимательской деятельности
В отзыве на кассационную жалобу кооператив указал на обоснованность обжалуемого судебного акта и просил оставить его без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участвующий в судебном заседании представитель регистрирующего органа поддержал доводы жалобы.
Кооператив, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направил.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения апелляционным судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено Четвертым арбитражным апелляционным судом, регистрирующий орган, установив у кооператива наличие признаков недействующего юридического лица (справка о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; справка об отсутствии сведений об открытых юридического лица банковских счетов), принял решение от 08.04.2011 N 96 о предстоящем исключении кооператива из Единого государственного реестра юридических лиц. Указанное решение опубликовано в "Вестнике государственной регистрации" от 13.04.2011 N 14.
В связи с отсутствием заявлений кредиторов и иных заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы могли быть затронуты исключением кооператива из Единого государственного реестра юридических лиц, регистрирующим органом 02.08.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения об исключении его из реестра, о чем внесена запись за государственным регистрационным номером 2117505005594.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения кооператива в арбитражный суд с заявлением о признании решения регистрирующего органа недействительным.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из соблюдения регистрирующим органом установленной процедуры исключения из Единого государственного реестра юридических лиц недействующего юридического лица.
Арбитражный апелляционный суд не согласился с указанным выводом суда первой инстанции и удовлетворил заявленные требования, исходя при этом из того, что материалами дела подтверждается ведение кооперативом деятельности, предусмотренной его уставом. Суд также указал, что налоговая инспекция должна была убедиться в фактическом прекращении деятельности кооператива, поскольку отсутствие у кооператива банковских счетов не является доказательством прекращения им деятельности, учитывая, что кооператив является некоммерческой организацией.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит выводы Четвертого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 4 названного Закона единство и сопоставимость сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок ведения государственных реестров определен в Правилах ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации).
Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации).
Как установлено судом апелляционной инстанции, кооператив являлся действующим юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность как до исключения его из реестра как недействующего юридического лица, так и после исключения.
Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела документами и не опровергнуто налоговой инспекцией.
При этом, апелляционный суд, установив, что кооператив, являясь некоммерческой организацией, не открывал расчетные счета в кредитных учреждениях, правильно пришел к выводу, что отсутствие расчетного счета не может являться основанием для признания его недействующим юридическим лицом. В силу Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять свою деятельность без совершения банковских операций.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что понятие "отсутствие расчетного счета у юридического лица" не является равнозначным понятию "отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету". Следовательно, регистрирующий орган, установив, что у кооператива - некоммерческой организации - отсутствует расчетный счет, должен был установить фактическое прекращение им своей деятельности.
Согласно статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
В соответствии со статьями 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обладают правами и несут определенные Кодексом обязанности. В частности налоговые органы обязаны: бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
По смыслу изложенного налоговые органы обязаны контролировать деятельность налогоплательщиков в отведенных законом рамках.
Как установлено судом апелляционной инстанции, налоговыми органами не были предприняты действия по осуществлению в отношении кооператива мероприятий налогового контроля за соблюдением налогового и бухгалтерского законодательства и по установлению фактов действительного осуществления (прекращения) кооперативом уставной деятельности.
Регистрирующим органом данные выводы суда не опровергнуты.
В кассационной жалобе регистрирующий орган приводит доводы об отсутствии у него обязанности по проверке фактического прекращения юридическим лицом своей деятельности.
Довод кассационной жалобы об отсутствии у регистрирующего органа обязанности по проверке прекращения юридическим лицом своей деятельности судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку судом апелляционной инстанции правомерно установлено наличие у регистрирующего органа права исключить из Единого государственного реестра юридических лиц юридические лица, действительно прекратившие осуществление своей предпринимательской деятельности.
В рассматриваемом случае проверяемым юридическим лицом является некоммерческая организация, для которой в силу положений Федерального закона "О некоммерческих организациях" открытие банковского счета не является обязательным. Непредставление же налоговой и бухгалтерской отчетности само по себе не может являться основанием для признания юридического лица недействующим и исключения его из единого реестра.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.12.2011 N 26-П "критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности".
В указанном постановлении Конституционным Судом Российской Федерации также указано, что непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения некоммерческой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности при том, что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли некоммерческая организация фактически осуществлять свою уставную деятельность.
При изложенных обстоятельствах вывод арбитражного апелляционного суда об отсутствии у регистрирующего органа правовых оснований для исключения кооператива из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица и об удовлетворении заявленных кооперативом требований является правильным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, однако не свидетельствуют о неправильном применении Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального или процессуального права, являются позицией налоговой инспекции по делу и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судом, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статьях 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2013 года по делу N А78-1740/2013 Арбитражного суда Забайкальского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Парская |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.