г. Иркутск |
|
17 октября 2013 г. |
N А10-3385/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Пущиной Л.Ю., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителя администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия Груздева Владислава Викторовича (доверенность от 28.02.2013 N 485),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 марта 2013 года по делу N А10-3385/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Пунцукова А.Т., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
администрация муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия (ОГРН 1020300796526, п. Нижнеангарск, Северо-Байкальский район Республики Бурятия) (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействительным предписания от 15.05.2012 N АВЗТ-029/10 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия (ОГРН 1020300982790, г. Улан-Удэ) (далее - Управление Росприроднадзора по Республике Бурятия, административный орган) об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" (далее - МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством", Комитет).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 марта 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2013 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой и пояснениями к ней, в которых просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), части 8 статьи 37, части 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что Администрация как юридическое лицо не занимается деятельностью в области обращения с отходами, поскольку данная деятельность осуществляется МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" как самостоятельным юридическим лицом; указывает, что сырье, материалы, иные товары (продукция), используемые Администрацией при осуществлении управленческой деятельности, приобретает от своего имени Комитет, который осуществляет фактическое распоряжение административным зданием, от его имени заключены договоры на сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), Управление Росприроднадзора по Республике Бурятия и МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 3 октября 2013 года до 10 октября 2013 года до 15 часов 00 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Росприроднадзора от 10.04.2012 N АВЗТ-029 должностными лицами административного органа в период с 16 по 20 апреля 2012 года проведена плановая проверка деятельности Администрации по соблюдению требований экологического законодательства.
В ходе проверки установлено, что при осуществлении Администрацией хозяйственной деятельности по эксплуатации административного здания образуются следующие виды отходов производства и потребления: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (I класс опасности); отходы из выгребных ям жидкие, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (IV класс опасности); отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, смёт с территории (V класса опасности).
В числе выявленных нарушений административным органом установлено, что Администрацией в 2011 году и за истекший период 2012 года не произведен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов IV-V классов опасности на объекте размещения отходов), предусмотренный приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 15.05.2012 N АВЗТ-029.
Предписанием Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия от 15.05.2012 N АВЗТ-029/10 Администрации предписано в срок до 20.07.2012 произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов) за 2011 год, 1 и 2 кварталы 2012 года, согласовать с Управлением Росприроднадзора по Республике Бурятия, внести плату в бюджет.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения Администрации в Арбитражный суд Республики Бурятия с названным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что Администрация, как орган управления муниципального образования, является субъектом, в отношении которого может быть вынесено оспариваемое предписание.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене в силу следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, плановая выездная проверка проведена административным органом в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о защите прав юридических лиц под обязательными требованиями, на предупреждение, выявление и пресечение нарушений которых направлен государственный контроль (надзор), понимаются требования, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Оспариваемое предписание о необходимости произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов) за 2011 год, 1 и 2 кварталы 2012 года, основано на необходимости соблюдения Администрацией требований статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ), приказов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204, от 08.06.206 N 557.
Суды согласились с доводами административного органа о наличии у Администрации обязанности произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов), поскольку в результате деятельности Администрации образуются отходы и расчет платы за указанный выше период произведен не был. Суд апелляционной инстанции также посчитал, что Администрация была привлечена за данное нарушение к административной ответственности на основании статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дело N А10-2575/2012 Арбитражного суда Республики Бурятия).
Между тем судами не учтено следующее.
Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе размещение отходов производства и потребления.
Согласно статье 1 Закона об отходах размещением отходов является хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В связи с изменениями, внесенными в Закон об отходах Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона об охране окружающей среды и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 13.03.2012 N 15331/11 определена правовая позиция, согласно которой под обращением с отходами следует понимать деятельность по накоплению, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, при этом названные виды деятельности (за исключением накопления отходов) вправе осуществлять специализированные организации, имеющие специальное разрешение (лицензию).
В подтверждение наличия у Администрации обязанности произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов) суды сослались на то обстоятельство, что, Администрация осуществляет хозяйственную деятельность, приводящую к образованию отходов: как установлено в акте проверки, в 2011 году Администрацией вывезено 23 куб. м твердых бытовых отходов и 49,25 куб. м жидких бытовых отходов в соответствии с договором от 01.01.2011 с ООО "Управляющая компания "Молокон". За период с января по март 2012 года вывезено 6,0 куб. м твердых бытовых отходов и 29,75 жидких бытовых отходов в соответствии с договорами от 01.01.2012 с ООО "Байкальский северный транзит" (договор на оказание услуг по вывозу ТБО N Т-14/12, договор на оказание услуг по вывозу ЖБО N Ж-14/12).
Из акта проверки также следует, что Администрация производила накопление отходов из выгребных ям жидких - в заглубленной емкости рядом с административным зданием, а также мусора от бытовых помещений организаций несортированный, смёт с территории, отходы бумаги и картона о канцелярской деятельности и делопроизводства - в металлическом контейнере на открытой площадке рядом с административным зданием; по мере заполнения емкости, откачку и вывоз отходов на полигон ТБО п. Нижнеангарск производит ООО "Байкальский северный транзит" согласно договору от 01.01.2012 N Ж-14/12.
Между тем в нарушение требований части 3 статьи 9, частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды не установили все имеющие значение для правильного разрешения данного спора обстоятельства с учетом вышеприведенной правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а именно: осуществляет ли Администрация деятельность в области обращения с отходами (размещение отходов) в смысле, придаваемом этой деятельности Законом об отходах; происходит ли в результате деятельности Администрации такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Договоры от 01.01.2011 с ООО "Управляющая компания "Молокон" и от 01.01.2012 с ООО "Байкальский северный транзит", позволяющие оценить характер оказываемых названными организациями услуг, в материалах дела отсутствуют. Из судебных актов по делу N А10-2475/2012 Арбитражного суда Республики Бурятия не следует, что Администрация привлекалась к административной ответственности на основании статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непроизведение расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов).
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, которое могло привести к принятию неправильного решения, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене на основании частей 1, 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом судебном разбирательстве суду следует с учётом вышеизложенного и принимая во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 13.03.2012 N 15331/11, от 17.03.2009 N 14561/08, полно и всесторонне исследовать доказательства, имеющие значение для настоящего дела, дать им оценку, и принять законное, обоснованное и мотивированное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 марта 2013 года по делу N А10-3385/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2013 года по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Л.Ю. Пущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.