г.Иркутск |
|
22 октября 2013 г. |
N А74-450/2009 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Уманя И.Н.,
судей Бандурова Д.Н., Некрасовой Н.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя Министерства финансов Республики Хакасия Солоненко Николая Николаевича (доверенность N 14-д от 02.07.2013 и паспорт),
представителя общества с ограниченной ответственностью "Форпост-Агро" Солоненко Николая Николаевича (доверенность от 17.12.2012 и паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Республики Хакасия и общества с ограниченной ответственностью "Форпост-Агро" на определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 16 апреля 2013 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2013 года по делу N А74-450/2009 (суд первой инстанции - Хабибулина Ю.В.; суд апелляционной инстанции - Магда О.В., Гурова Т.С., Петровская О.В.),
установил:
производство по делу N А74-450/2009 о признании несостоятельным (банкротом) акционерного общества закрытого типа "Буденновское", расположенного в с.Солеозерное Ширинского района Республики Хакасия и имеющего основной государственный регистрационный номер 1021900880418 в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - АОЗТ "Буденновское", должник), возбуждено на основании заявления должника, принятого определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 февраля 2009 года.
Определением от 25 марта 2009 года заявление признано обоснованным, в отношении АОЗТ "Буденновское" введено наблюдение, временным управляющим должника утвержден Федосеев Дмитрий Юрьевич.
Решением от 14 августа 2009 года АОЗТ "Буденновское" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство на три месяца, конкурсным управляющим утвержден Федосеев Д.Ю.
Определением от 3 ноября 2009 года признано обоснованным требование Министерства финансов и экономики Республики Хакасия (ныне - Министерство финансов Республики Хакасия) в размере 186.262 рублей 50 копеек основного долга, подлежащим включению в третью очередь реестра требований кредиторов АОЗТ "Буденновское".
Определением от 5 сентября 2011 года Федосеев Д.Ю. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего АОЗТ "Буденновское".
Определением от 12 сентября 2011 года новым конкурсным управляющим утвержден Михайлов Виктор Васильевич.
Конкурсное производство в отношении АОЗТ "Буденновское" неоднократно продлевалось, в том числе на три месяца определением от 12 ноября 2012 года.
13.12.2012 в Арбитражный суд Республики Хакасия обратилось общество с ограниченной ответственностью "Форпост-Агро" (далее - ООО "Форпост-Агро") с заявлением о замене в порядке процессуального правопреемства на основании статей 382,388 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации конкурсного кредитора - Министерства финансов Республики Хакасия на ООО "Форпост-Агро".
Заявление мотивировано тем, что по соглашению об уступке права требования (цессии) от 30.11.2012 (далее - соглашение от 30.11.2012) Министерство финансов Республики Хакасия передало ООО "Форпост-Агро" право требования от АОЗТ "Буденновское" долга в полном объеме.
Определением от 16 апреля 2013 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2013 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационных жалобах Министерство финансов Республики Хакасия и ООО "Форпост-Агро" просят отменить определение от 16 апреля 2013 года и постановление от 20 июня 2013 года, принять новый судебный акт.
Министерство финансов Республики Хакасия в кассационной жалобе выражает несогласие с выводом о том, что право требования, возникшее из долгового обязательства, неразрывно связано с личностью кредитора - Российской Федерации, в связи с чем не могло перейти к другому лицу в порядке процессуального правопреемства, содержащимся в обжалуемых судебных актах, указывает на то, что с момента подписания между Советом Министров Республики Хакасия и Министерством финансов Российской Федерации соглашения от 16.06.1995 N 11-431 Российская Федерация выбыла из долгового обязательства; на то, что Российская Федерация не является кредитором в отношении задолженности АОЗТ "Буденновское" перед бюджетом Республики Хакасия, а соответствующий вывод судов первой и апелляционной инстанций противоречит статьям 10,14,28,30,31 Бюджетного кодекса Российской Федерации; на то, что правоотношения, сложившиеся между АОЗТ "Буденновское" и Министерством финансов Республики Хакасия, регулируются параграфом первым главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которые распространяются положения статей 1 и 2 этого же Кодекса; на то, что долговое обязательство АОЗТ "Буденновское" перед Министерством финансов Республики Хакасия не содержит запрета на переход прав кредитора к другому лицу в порядке процессуального правопреемства; на то, что в реестр требований кредиторов АОЗТ "Буденновское" включено требование Министерства финансов Республики Хакасия, которое представляет интересы Республики Хакасия, при этом названный кредитор не наделен полномочиями на представление интересов Российской Федерации; на то, что кредиторы в обязательствах по возврату централизованных кредитов, выданных в 1993-1994 годах, неоднократно менялись, первоначальным кредитором являлся Центральный Банк Российской Федерации, затем Российская Федерация, после чего - Республика Хакасия; на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие вывод о существенном значении для должника личности кредитора относительно требования Министерства финансов Республики Хакасия, включенного в реестр требований кредиторов; на то, что заключение соглашения от 30.11.2012 не повлекло ухудшения положения должника, нарушения прав и законных интересов других кредиторов, а выводы судов о ничтожности соглашения от 30.11.2012 основаны на неправильном толковании действующего законодательства, на неполном исследовании доказательств; на то, что судом первой инстанции не дано оценки доводам, содержащимся в отзыве Министерства финансов Республики Хакасия, на предмет соответствия соглашения от 30.11.2012 антимонопольному законодательству.
ООО "Форпост-Агро" в кассационной жалобе указывает на то, что при заключении соглашения от 30.11.2012 соблюдены требования действующего законодательства; на то, что Российская Федерация не является участником спорных правоотношений, учитывая наличие у должника по данному требованию обязательства лишь перед бюджетом Республики Хакасия; на то, что от должника не требовалось согласия на уступку права требования, при этом подписание соглашения от 30.11.2012 привело к погашению в полном объеме задолженности АОЗТ "Буденновское" перед Республикой Хакасия.
Определением от 20 мая 2013 года Михайлов В.В. отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего АОЗТ "Буденновское".
Определением от 1 июля 2013 года новым конкурсным управляющим утвержден Курбатов Александр Васильевич (далее - конкурсный управляющий).
В отзыве на кассационную жалобу, поступившую от ООО "Форпост-Агро", конкурсный управляющий сообщает о том, что создание в процедуре конкурсного производства необъяснимого препятствия погашению имевшегося перед бюджетом субъекта Российской Федерации (Республики Хакасия) долга, не отвечает целям и задачам, определенным законодательством о банкротстве, противоречит принципам разумности.
Определения от 3 сентября 2013 года о назначении на 16 часов 22.10.2013 судебного заседания для рассмотрения кассационных жалоб Министерства финансов Республики Хакасия и ООО "Форпост-Агро" на определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 16 апреля 2013 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2013 года по делу N А74-450/2009 размещены 04.09.2013 на общедоступных сайтах Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет", а их копии вручены лицам, заинтересованным в рассмотрении кассационных жалоб, в том числе конкурсному управляющему 09.09.2013 и 16.09.2013 (уведомления о вручении регистрируемых почтовых отправлений NN 66402566020908, 66402566034141), ООО "Форпост-Агро" 12.09.2013 и 23.09.2013 (уведомления о вручении регистрируемых почтовых отправлений NN 66402566020885, 66402566034127), Министерству финансов Республики Хакасия 09.09.2013 и 16.09.2013 (уведомления о вручении регистрируемых почтовых отправлений NN 66402566020892, 66402566034134).
В суд кассационной инстанции явился представитель заявителей кассационных жалоб Солоненко Н.Н.
Дело рассмотрено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, в порядке, установленном главой 35 этого же Кодекса.
Представитель Министерства финансов Республики Хакасия и ООО "Форпост-Агро" Солоненко Н.Н. поддержал в судебном заседании доводы кассационных жалоб.
Выслушав представителя Министерства финансов Республики Хакасия и представителя контрагента конкурсного кредитора по соглашению от 30.11.2012, проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Хакасия и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам, правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит кассационные жалобы подлежащими удовлетворению.
Как видно из материалов дела, выдача централизованных кредитов в 1994- 1995 годах была предусмотрена в качестве государственной программы принятия неотложных мер по государственной поддержке товаропроизводителей агропромышленного комплекса за счет средств федерального бюджета на основании постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 126 "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1994 году".
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.1994 N 1220 "О мерах по оздоровлению финансового положения предприятий и организаций агропромышленного комплекса" в случае недостатка средств у предприятий и организаций агропромышленного комплекса для погашения задолженности по централизованным кредитам, выданным в 1993 и 1994 годах, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации до 20.11.1994 могли ходатайствовать с представлением соответствующих материалов Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации о рассрочке погашения кредитов, не обеспеченных возвратом в 1994 году, в том числе под свои гарантии.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.12.1994 N 2218 "О переоформлении задолженности предприятий и организаций агропромышленного комплекса по централизованным кредитам, выданным в 1993-1994 годах" Министерству финансов Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации поручено переоформить в декабре 1994 года задолженность не имеющих источников возврата сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности, а также предприятий и организаций по первичной переработке льна и шерсти, ремонту мелиоративных систем и сельскохозяйственной техники, материально-техническому снабжению предприятий агропромышленного комплекса, сельских строительных предприятий и организаций, осуществлявших строительство объектов агропромышленного комплекса и предприятий розничной торговли потребительской кооперации в сельской местности по централизованным кредитам, предоставленным в 1993-1994 годах и подлежавшим погашению в текущем году, в сумме до 5,6 трлн. рублей в задолженность указанных предприятий и организаций Министерству финансов Российской Федерации по согласованию с ними и под соответствующие гарантии субъектов Российской Федерации, с погашением, начиная с 1995 года в течение 10 лет равными долями и уплатой 10 процентов годовых.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.04.1995 N 46-ФЗ "О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса, а также организаций осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности" (далее - Федеральный закон от 24.04.1995 N 46-ФЗ) в целях стабилизации финансового состояния организаций агропромышленного комплекса, организаций потребительской кооперации, а также организаций, осуществлявших завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, не имеющая источников возврата задолженность по состоянию на 01.04.1995 по централизованным кредитам, предоставленным в 1992-1994 годах, и процентам по ним сельскохозяйственных организаций всех форм собственности и других организаций агропромышленного комплекса, организаций потребительской кооперации, которые не были рассрочены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.12.1994 N 2218, в общей сумме до 18 трлн. рублей, а также задолженность по процентам за централизованные кредиты организаций, осуществлявших завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в сумме до 5 трлн. рублей переоформляется в государственный внутренний долг Российской Федерации.
Согласно статье 2 вышеназванного Закона задолженность переоформляется в задолженность указанных в статье 1 организаций Минфину России и относится на государственный внутренний долг Российской Федерации путем выдачи Минфином России Центральному банку Российской Федерации векселей со сроками погашения в течение 10 лет, начиная с 1998 года, ежегодно равными долями с уплатой 10 процентов годовых под соответствующие гарантии субъектов Российской Федерации.
Порядок переоформления задолженности по централизованным кредитам установлен письмом Минфина России от 06.05.1995 N 09-02-02 "О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам", согласно которому переоформление задолженности осуществляется на основании принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений по перечислению конкретных ссудозаемщиков под соответствующую гарантию субъектов Российской Федерации и получения долговых обязательств от каждого конкретного ссудозаемщика.
В соответствии с указанными выше нормативно-правовыми актами были приняты:
- Советом Министров Республики Хакасия постановление от 06.12.1994 N 299 "О погашении задолженности предприятий и организаций агропромышленного комплекса по централизованным кредитам",
- Президиумом Совета Министров Республики Хакасия постановление от 14.06.1995 N 128-п "О переоформлении задолженности по централизованным кредитам, предоставленным в 1992-1994 годах и процентов по ним",
- Президиумом Совета Министров Республики Хакасия постановление от 07.07.1995 N 142-п "О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и процентам по ним, погашенным без уплаты средств заемщиками".
16.06.1995 Министерство финансов Российской Федерации и Совет Министров Республики Хакасия заключили на основании Федерального закона от 24.04.1995 N 46-ФЗ соглашение N 11-431, по условиям которого Совет Министров Республики Хакасия переоформил на себя обязательства организаций, осуществлявших завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, расположенных на территории Республики Хакасия, по централизованным кредитам, предоставленным в 1993-1994 годах, и процентам по ним, не имеющим источников возврата задолженности.
На основании вышеназванных нормативных правовых актов в 1995 году должник подписал три долговых обязательства, по условиям которых принял на себя обязательство уплачивать Министерству финансов Республики Хакасия в течение 8 лет, начиная с 1995 года, 194.700.000 неденоминированных рублей; в течение 8 лет, начиная с 1998 года, 872.400.000 неденоминированных рублей; в течение 10 лет, начиная с 1995 года, 795.525.000 неденоминированных рублей.
18.05.2005 Министерство финансов Российской Федерации и Правительство Российской Федерации подписали соглашение N 4/64, подпунктом "а" пункта 2.2 которого предусмотрено право Республики Хакасия, начиная с 2005 года, ежегодно в декабре месяце в течение трех лет уменьшать на 30 процентов сложившуюся по состоянию на 01.01.2005 задолженность по централизованным кредитам, выданным в 1992-1994 годах.
01.07.2009 Министерство финансов Республики Хакасия обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о включении в реестр требований кредитора должника 186.262 рублей 50 копеек, из которых задолженность по долговому обязательству на сумму 194.700.000 рублей составляла 19.470 рублей, по долговому обязательству на сумму 872.400.000 рублей - 87.240 рублей, по долговому обязательству на сумму 795.525.000 рублей - 79.552 рубля 50 копеек.
Определением от 3 ноября 2009 года в третью очередь реестра требований кредиторов АОЗТ "Буденновское" включено требование Министерства финансов Республики Хакасия в размере 186.262 рублей 50 копеек.
По соглашению об уступке права требования (цессии), заключенному 30.11.2012 между Министерством финансов Республики Хакасия и ООО "Форпост-Агро", первое, именуемое в договоре цедентом, передало второму, именуемому цессионарием, право требования Республики Хакасия, включенное в реестр требований кредиторов третьей очереди АОЗТ "Буденновское", установленное в деле N А74-450/2009, по денежному обязательству в размере 186.262 рублей 50 копеек основного долга, принадлежащее цеденту, в том числе по долговому обязательству от 07.07.2005 на сумму 194.700.000 рублей в размере 19.470 рублей; по обязательству на сумму 872.400.000 рублей в размере 87.240 рублей; по обязательству на сумму 795.525.000 рублей в размере 79.552 рублей 50 копеек.
Согласно пункту 6 соглашения от 30.11.2012 ООО "Форпост-Агро" обязалось оплатить Министерству финансов Республики Хакасия 186.262 рубля 50 копеек путем перечисления денежных средств на счет конкурсного кредитора в течение пяти дней с момента подписания настоящего соглашения.
По акту приема-передачи от 30.11.2012 Министерство финансов Республики Хакасия передало ООО "Форпост-Агро" заверенные копии документов, связанных с уступленным правом требования.
О состоявшейся уступке права требования Министерство финансов Республики Хакасия уведомило конкурсного управляющего АОЗТ "Буденновское" Михайлова В.В., а также кредиторов должника - индивидуального предпринимателя Герасимович Ирину Юрьевну и Федеральную налоговую службу.
Факт оплаты цессионарием 186.262 рублей 50 копеек цеденту подтвержден платежным поручением N 399 от 07 декабря 2012 года, в котором в качестве назначения платежа названо соглашение от 30.11.2012.
Отказывая в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве, Арбитражный суд Республики Хакасия исходил из того, что право требования, возникшее из долгового обязательства, неразрывно связано с личностью кредитора - Российской Федерации, в связи с чем не могло перейти к другому лицу; из того, что согласие должника на заключение соглашения от 30.11.2012 не было получено; из того, что соглашение от 30.11.2012 не соответствует требованиям статей 382,388 Гражданского кодекса Российской Федерации и в силу статьи 168 этого же Кодекса является ничтожным, не влекущим юридических последствий; из того, что в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о соответствии соглашения от 30.11.2012 пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Третий арбитражный апелляционный суд признал правильными обстоятельства, установленные определением от 16 апреля 2013 года, и по результатам повторного рассмотрения дела по апелляционным жалобам Министерства финансов Республики Хакасия и ООО "Форпост-Агро" оставил его без изменения.
Суд кассационной инстанции при проверке законности определения от 16 апреля 2013 года и постановления от 20 июня 2013 года пришел к выводу о том, что они приняты с нарушением норм права, в связи с чем обжалуемые судебные акты не отвечают требованиям части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Как предусмотрено статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Статьей 384 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали на момент перехода права.
В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в законную силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.
Требование Министерства финансов Республики Хакасия, предъявленное к должнику в размере 186.262 рублей 50 копеек, являлось предметом рассмотрения Арбитражного суда Республики Хакасия, вступившим в законную силу определением от 3 ноября 2009 года, вынесенным по данному делу, оно признано обоснованным и включено в реестр требований кредиторов АОЗТ "Буденновское" на основании статей 100,142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", определяющих порядок установления требований кредиторов в конкурсном производстве.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве, суды первой и апелляционной инстанций не учли того, что факт перехода к Республике Хакасия права требования долга от АОЗТ "Буденновское" по централизованным кредитам, выданным в 1992-1994 годах, установлен ранее, при проверке обоснованности требования Министерства финансов Республики Хакасия, предъявленного к должнику.
Определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 3 ноября 2009 года по делу N А74-450/2009 не было обжаловано лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном процессуальным законом.
При наличии вступившего в законную силу определения Арбитражного суда Республики Хакасия от 3 ноября 2009 года по делу N А74-450/2009, которым установлен субъект, имеющий право требовать от должника получения задолженности (Республика Хакасия), у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали правовые основания для вывода о том, что право требования долга принадлежит иному субъекту - Российской Федерации.
В соответствии со статьей 382 Гражданского кодекса Российской Федерации, право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования). При этом для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом.
Долговое обязательство не содержат запрета на уступку права требования или условий о том, что личность кредитора для должника имеет существенное значение. Замена кредитора в реестре требований кредиторов не привела и не могла привести, в данном случае, к увеличению долга АОЗТ "Буденновское" по долговому обязательству.
Соглашение от 30.11.2012 не содержит условий, противоречащих нормам права, содержащимся в параграфе 1 главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом переход права требования не находится в неразрывной связи с личностью кредитора. Условия осуществления прав нового кредитора не ухудшили положения должника в отношении обязательства, обоснованность которого проверена арбитражным судом и включена в реестр требований кредиторов.
Правоотношения, возникшие между АОЗТ "Буденновское" и Министерством финансов Республики Хакасия в связи с наличием долгового обязательства, имеют гражданско-правовой характер, поэтому оснований для применения к таковым статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации не имелось.
Поскольку соглашение от 30.11.2012 соответствует предъявляемым к нему требованиям, а фактические обстоятельства, являющиеся основанием для правопреемства, подтверждены доказательствами, которым уже ранее была дана оценка при вынесении в данном деле определения от 3 ноября 2009 года, поэтому у Арбитражного суда Республики Хакасия отсутствовали правовые основания для признания соглашения от 30.11.2012 ничтожным и для отказа в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве, а у суда апелляционной инстанции - для оставления без изменения определения от 16 апреля 2013 года.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм права, повлекшем неправильное разрешение заявления о процессуальном правопреемстве, в связи с чем они подлежат отмене на основании пункта 1 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пункт 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет суду кассационной инстанции право отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но при этом допущено неправильное применение норм права, поэтому определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 16 апреля 2013 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2013 года по делу N А74-450/2009 подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве.
Статья 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает уплаты государственной пошлины за рассмотрение кассационных жалоб на судебные акты, принятые арбитражным судом по результатам рассмотрения заявлений о процессуальном правопреемстве.
Руководствуясь статьями 274,286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 16 апреля 2013 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2013 года по делу N А74-450/2009 отменить.
Заявление о замене конкурсного кредитора - Министерства финансов Республики Хакасия на общество с ограниченной ответственностью "Форпост-Агро" в реестре требований кредиторов акционерного общества закрытого типа "Буденновское" в правоотношении, установленном определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 3 ноября 2009 года по делу N А74-450/2009, удовлетворить.
Произвести процессуальное правопреемство в правоотношении, установленном определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 3 ноября 2009 года по делу N А74-450/2009, заменить в реестре требований кредиторов акционерного общества закрытого типа "Буденновское" конкурсного кредитора - Министерство финансов Республики Хакасия на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Форпост-Агро".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Форпост-Агро" из бюджета государственную пошлину в сумме 2.000 рублей, перечисленную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению N 250 от 17 июля 2013 года.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Н.Умань |
Судьи |
Д.Н.Бандуров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.