г. Иркутск |
|
31 октября 2013 г. |
N А78-2728/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Пущиной Л.Ю., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителей: Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Ефремова Сергея Павловича (доверенность от 14.10.2013), Пятаковой Жаннэты Анатольевны (доверенность от 14.10.2013), открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" Тереховой Татьяны Владимировны (доверенность от 22.05.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 июля 2013 года по делу N А78-2728/2013 (суд первой инстанции: Клишина Ю.Ю., Судакова Ю.В., Бочкарникова Л.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1027501154042, г. Красноярск) (далее - ОАО "МРСК Сибири", общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании недействующим с 01.01.2013 приказа от 20.12.2012 N 626 Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН 1087536008790, г. Чита) (далее - РСТ Забайкальского края, регулирующий орган) "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края на 2013 год", как несоответствующего Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 15 июля 2013 года заявленные требования удовлетворены частично. Приказ РСТ Забайкальского края от 20.12.2012 N 626 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края на 2013 год" признан недействующим, как несоответствующий Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
РСТ Забайкальского края обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом норм материального права и нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом неправомерно не принято во внимание, что РСТ Забайкальского края, учитывая согласование передачи в аренду филиалу ОАО "МРСК Сибири" - "Читаэнерго" на 2013 год объектов ЕНЭС в полном объеме, в соответствии с пунктом 7 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 12.04.2012 N 53-э/1 (далее - Порядок N 53-э/1), не согласилась с предложениями филиала общества по формированию сводного прогнозного баланса на 2013 год и внесла в предложения корректировки; расчет котловых тарифов выполнен РСТ Забайкальского края с учетом сводного прогнозного баланса, утвержденного ФСТ России на 2013 год (с учётом последней мили), в рамках предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФСТ России на 2013 год для сетевых организаций Забайкальского края, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и в пределах своих полномочий; поскольку формирование и утверждение сводного прогнозного баланса относится к полномочиям ФСТ России, заявителю необходимо было обжаловать сводный прогнозный баланс.
Как считает заявитель кассационной жалобы, судом не учтено постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2013 N 403 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования территориальных сетевых организаций", которое предусматривает внесение изменений в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2013 год, а также пересмотр цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, установленных на 2013 год, в связи с прекращением действия договоров "последней мили" или частичным снижением потребления через договор "последней мили". В соответствии с данным постановлением в сводный прогнозный баланс на 2013 год приказом ФСТ России от 28.06.2013 N 124-э/2 были внесены соответствующие изменения по предложениям филиала ОАО "МРСК Сибири", согласованным с ОАО "ФСК ЕЭС" и РСТ Забайкальского края.
Заявитель кассационной жалобы также указывает на неправомерное применение судом Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, которые не применяются в части государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "МРСК Сибири" считает ее доводы несостоятельными, решение суда - законным и обоснованным.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
Представители РСТ Забайкальского края и ОАО "МРСК Сибири" в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 17 октября 2013 года до 24 октября 2013 года до 15 часов 00 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Забайкальского края норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом РСТ Забайкальского края от 20.12.2012 N 626 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края на 2013 год" установлены и введены в действие с календарной разбивкой единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края согласно приложению к данному приказу.
Названный приказ опубликован в газете "Азия - Экспресс" N 51/1 от 21.12.2012.
ОАО "МРСК Сибири", полагая, что данный приказ нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не учитывает снижение планового объёма передачи электроэнергии по сетям общества на 45,6 процента и не соответствует Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2, обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, правомерно рассмотрев заявление по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как требование о признании недействующим нормативного правового акта уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов, пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ РСТ Забайкальского края не соответствует Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон об электроэнергетике), Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), поскольку издан без учёта того, что плановый объём передачи электроэнергии по сетям филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Читаэнерго" снизился на 45,6 процента.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению по следующим мотивам.
Согласно частям 4, 5, 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В силу статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (пункт 1). При государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала (пункт 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования).
В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - прогнозный баланс). Формирование прогнозного баланса, а также внесение в него изменений и уточнений осуществляются в соответствии с разделом V настоящего документа и порядком, определяемым Федеральной службой по тарифам.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке, в том числе единые (котловые) тарифы (пункт 63 Основ).
Пунктом 64 Основ ценообразования установлено, что при установлении тарифов, указанных в пунктах 62 и 63, регулирующие органы обязаны учитывать, в том числе макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год; изменения видов и объемов топлива, используемого для производства электрической энергии, а также цен на него; изменение объема поставляемой гарантирующим поставщиком потребителям электрической энергии (мощности), в том числе за счет получения потребителем электрической энергии (мощности) права на участие в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке, заключения такими потребителями договоров на розничном рынке с производителями электрической энергии (мощности) или энергосбытовыми организациями и перехода потребителей электрической энергии (мощности) на собственные источники электроснабжения.
В качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, используются объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом (пункт 81 Основ).
Согласно пункту 15 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. При этом расчетный годовой объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого ФСТ России сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции на основании исследования и оценки материалов дела, между ОАО "ФСК ЕЭС" и ОАО "МРСК Сибири" 21.10.2011 был заключен договор аренды объектов электросетевого хозяйства N 04.7500.1269.11 (договор "последней мили"), объекты переданы ОАО "МРСК Сибири", согласно акту приема-передачи 01.01.2012. Посредством указанных объектов осуществлялась передача электрической энергии до объектов ОАО "РЖД", в интересах которых выступало ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ". Данный договор был расторгнут сторонами, объекты возвращены ОАО "ФСК ЕЭС". В связи с расторжением договора оказания услуг по передаче электроэнергии плановый объём передачи электроэнергии по сетям филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Читаэнерго" снизился на 45,6%.
Согласно пункту 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Судом установлено, что филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Читаэнерго" обращалось в РСТ Забайкальского края письмами от 30.03.2012 N 18/01/1475, от 10.08.2012 N 18/01/3822, от 17.08.2012 N 1/01/1822 с заявлением о согласовании прогнозного баланса электроэнергии на 2013 год, указывая, что при составлении баланса электроэнергии (мощности) объем передачи по объектам "последней мили" в части Забайкальской железной дороги исключен из баланса. Однако РСТ Забайкальского края сформирован баланс электрической энергии (мощности) и предложения по технологическому расходу электрической энергии (потерям) в электрических сетях филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Читаэнерго" в условиях сохранения в 2013 году договоров "последней мили" в полном объеме, и данные предложения направлены в ФСТ России без учёта и без направления предложений сетевой организации.
В силу пункта 6 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам России от 12.04.2012 N 53-э/1, основой для формирования сводного прогнозного баланса являются предложения, разрабатываемые участниками оптового рынка, организациями, осуществляющими экспортно-импортные операции и получившими статус субъектов оптового рынка, заключившими обязательные для участников оптового рынка договоры и совершившие необходимые для осуществления торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке действия в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка (далее - организации, осуществляющие экспортно-импортные операции), производителями (поставщиками) электрической энергии розничного рынка и сетевыми организациями, в том числе и организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, оказывающими услуги по передаче электрической энергии (мощности), в части объемов электрической энергии (мощности) на компенсацию технологического расхода электрической энергии (мощности) при ее передаче (далее - потерь) с учетом экспортно-импортных операций и объемов межгосударственной передачи электрической энергии и мощности, а также величин присоединенной и заявленной мощности потребителей услуг сетевых организаций.
Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии на 2013 год, утверждённый приказом ФСТ России от 28.07.2012 N 160-э/1, сформирован на основании представленных РСТ Забайкальского края данных без учёта прекращения обществом передачи электроэнергии по объектам "последней мили". Уточнённый сводный прогнозный баланс, утверждённый приказом ФСТ России от 25.10.2012 N 249-э/1, также сформирован с учётом объёмов передачи по объектам "последней мили".
В дальнейшем с учётом данного сводного прогнозного баланса, утверждённого приказом ФСТ России, РСТ Забайкальского края произведён расчёт единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края.
Учитывая названные установленные судом первой инстанции обстоятельства и принимая во внимание вышеприведённое правовое регулирование, суд кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции о том, что при установлении оспариваемым по данному делу приказом единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Забайкальского края РСТ Забайкальского края были нарушены требования, установленные Законом об электроэнергетике, Основами ценообразования.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данный вывод суда, со ссылкой на то, что расчет котловых тарифов выполнен РСТ Забайкальского края с учетом сводного прогнозного баланса, утвержденного ФСТ России на 2013 год, который регулирующий орган обязан был принят за основу; формирование и утверждение сводного прогнозного баланса относится к полномочиям ФСТ России и заявителю необходимо было обжаловать сводный прогнозный баланс, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая установленные судом вышеизложенные обстоятельства формирования сводного прогнозного баланса на основании данных, представленных РСТ Забайкальского края без учёта предложений сетевой организации.
Довод кассационной жалобы о неправомерном применении судом Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, которые не применяются в части государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, проверен, однако также не может служить основанием для отмены судебного акта, поскольку выводы суда не противоречат вышеприведённым нормам Основ ценообразования, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
Иные доводы кассационной жалобы не влияют на правильность названных выводов суда первой инстанции, в связи с чем также не могут быть приняты во внимание.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, не установлено.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки выводов суда и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судом фактических обстоятельств.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем решение Арбитражного суда Забайкальского края в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 июля 2013 года по делу N А78-2728/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Л.Ю. Пущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.