г. Иркутск |
|
20 ноября 2013 г. |
N А33-13943/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2013 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 20 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И,
судей: Воробьевой Н.М., Зуева А.О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Селетковой В.И.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Севрюковой Н.И., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарём судебного заседания Якимовым Д.О.,
при участии в Арбитражном суде Красноярского края представителя общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом" Каданова Александра Ивановича (доверенность от 14.01.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2013 года по делу N А33-13943/2012 Арбитражного суда Красноярского края (суд апелляционной инстанции: Петровская О.В., Белан Н.Н., Споткай Л.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом" (ОГРН 1022400555572, далее - ООО "Торговый дом", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю (ОГРН 1027700485757, г. Красноярск, далее - Кадастровая палата, учреждение), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ОГРН 1042402980290, г. Красноярск, далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю, регистрационный орган):
1. об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101001:21, общей площадью 45 853 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилых зданий Шумковского ДСЗ и прилегающей территории, адрес (местонахождения) объекта: местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, район Березовский, рп. Березовка, ул. Декабристов, 5, равной его рыночной стоимости в размере 11 660 000 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2011 в заключении от 01.07.2013 эксперта общества с ограниченной ответственностью "Аудит-Стандарт";
2. об обязании Кадастровой палаты по Красноярскому краю внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101001:21 в размере 11 660 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования поселок Березовка Березовского района Красноярского края (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 апреля 2013 года в удовлетворении иска отказано.
Cуд первой инстанции не рассмотрел по существу изначально заявленное требование в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101001:21, указав на отсутствие идентичности данного земельного участка и земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1, указанного в уточнении искового заявления, и отсутствие доказательств определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1 в размере 39 973 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, в связи с тем, что суд первой инстанции в результате ошибочного принятия уточнения к рассмотрению требования в отношении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400350:1, спор об установлении кадастровой стоимости по которому рассматривается в другом арбитражном деле, не рассмотрел требование в отношении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:04:6101001:21.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2013 года решение суда первой инстанции от 23 апреля 2013 года отменено, по делу принят новый судебный акт, иск удовлетворен частично. Кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена равной его рыночной стоимости в размере 11 660 000 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2011 в заключении от 01.07.2013 эксперта общества с ограниченной ответственностью "Аудит-Стандарт". В остальной части иска отказано.
Судебный акт принят со ссылкой на статьи 12, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.12, 24.17, 24.19, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), статьи 3, 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и мотивирован обоснованностью требований истца, предъявленных к органам кадастрового учета - Управлению Росреестра по Красноярскому краю и Кадастровой палате, являющимся надлежащими ответчиками по делу. Суд признал, что установление судом новой рыночной стоимости земельного участка в силу прямого указания закона влечет возникновение обязанности у органов кадастрового учета по исполнению настоящего решения о внесении новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, её установившего.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, учреждение обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам спора, в удовлетворении иска к учреждению отказать.
Кадастровая палата указывает, что судом неверно истолкован пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. В настоящем деле рыночная оценка проведена после момента осуществления кадастровой оценки, в связи с чем у органа, утвердившего результаты кадастровой оценки, отсутствуют основания для установления кадастровой стоимости в размере рыночной. По мнению заявителя, надлежащим ответчиком по настоящему делу является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший результаты кадастровой оценки. Кроме того, судом сделаны неправомерные выводы, основанные на правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11. Заявителем также указано, что поскольку рыночная стоимость определена по состоянию на 01.01.2011, то она действительна только на 01.01.2011, а не на момент рассмотрения дела судом.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает её доводы несостоятельными, просит оставить судебный акт без изменения. Представитель истца в судебном заседании подтвердил доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N N 5750, 5752, 5753, 5754, 5755; информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, Управление Росреестра по Красноярскому краю ходатайствовало о кассационном рассмотрении дела без участия его представителей, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражениях на неё, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено арбитражными судами, спорный земельный участок, приобретенный по договору купли-продажи от 29.06.2012 N 167, принадлежит истцу на праве собственности (свидетельство от 20.07.2012 24ЕК 469626).
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2011 утверждена кадастровая стоимость названного земельного участка в размере 47 218 502 рублей 34 копеек (строка 7760, таблицы 4 приложения N 1).
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) от 28.06.2012 N 261-ЗУ, подготовленному обществом с ограниченной ответственностью "РосЗемБизнесКонсалтинг", рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составляет 7 144 000 рублей. На отчет от 28.06.2012 N 261-ЗУ получено положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 29.06.2012 N 240/01-12.
ООО "Торговый дом" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011, и об обязании уполномоченных лиц внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Кодекса).
В соответствии со статьёй 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно требованиям статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью (в 6,6 раз), определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу общества, судом апелляционной инстанции назначена экспертиза этого отчета в целях его проверки, и согласно заключению эксперта ННП "СМАОс" Гнездилова Н.В., работающему в должности начальника отдела оценки ООО "Аудит-Стандарт", установлено, что отчет от 28.06.2012 N 261-ЗУ соответствует требованиям Федерального Закона от 29.07.1998 N 135 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки: "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), "Цель оценки и виды стоимости "(ФСО N 2), "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3); при этом рыночная оценка земельного участка не производилась.
По ходатайству администрации поселка Березовка судом назначена экспертиза оценки рыночной стоимости земельного участка. По заключению эксперта ННП "СМАОс" Гнездилова Н.В. рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 01.01.2011 в рамках сравнительного подхода составляет 11 660 000 рублей.
Суд установил что, в рассматриваемом случае в отчете эксперта ННП "СМАОс" Гнездилова Н.В. рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 01.01.2011 - на ту же дату, когда была определена кадастровая стоимость указанного земельного участка.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о доказанности действительной рыночной стоимости спорного земельного участка и, руководствуясь нормами пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, указал на наличие у органа кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в решении суда.
Судом правомерно установлена обязанность кадастрового органа по внесению в кадастр установленной судебным актом рыночной стоимости земельного участка, как правовое последствие судебного пересмотра кадастровой стоимости в связи с её несоответствием рыночной стоимости в силу прямого указания закона.
Выводы судов согласуются с изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указавшего на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством определения его рыночной стоимости.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что он не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, не принимаются, поскольку требовать изменения стоимости земельного участка, зафиксированной в государственном кадастре недвижимости, можно только от тех лиц, которые способны такие изменения внести.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе, функции по оказании государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки. Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения).
Приказом Росреестра от 19.04.2010 N П/146 утверждено Положение об управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Согласно пункту 1 указанного Положения, управление является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в том числе по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства т.п. на территории Красноярского края.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
В силу статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2013 года полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, за исключением полномочий, установленных статьями 24.17 и 24.18 Закона об оценочной деятельности (в редакции настоящего Федерального закона), также реализует орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Статья 24.20 Закона об оценочной деятельности предусматривает, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
Учитывая, что функции по ведению государственного кадастра недвижимости и осуществлению государственного учета недвижимого имущества на данный момент закреплены за кадастровой палатой, и то, что внесение изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка является изменением в государственный кадастр недвижимости в целом, что отнесено в силу вышеизложенных положений законодательства к компетенции органов кадастрового учета, для внесения сведений по результатам оспаривания кадастровой стоимости необходимы действия как органа государственной кадастровой оценки, функции которого выполняет Управление Росреестра по Красноярскому краю, так и органа кадастрового учета, функции которого осуществляет кадастровая палата Росреестра по Красноярскому краю.
При таких обстоятельствах выводы суда о том, что территориальный орган Росреестра, каковым является Управление Росреестра по Красноярскому краю, наряду с "Федеральной кадастровой палатой Росреестра" по Красноярскому краю являются надлежащими ответчиками по требованиям об установлении размера кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, и внесению изменений в государственный кадастр недвижимости, являются правильными.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела по заявленным требованиям, судом апелляционной инстанции установлены с учетом подлежащих применению к спорным правоотношениям норм материального права, исследованы судом полно и всесторонне.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку обстоятельств дела и представленных доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2013 года основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2013 года по делу N А33-13943/2012 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
Н.М. Воробьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.