г. Иркутск |
|
25 ноября 2013 г. |
N А33-15922/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2013 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 25 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И,
судей: Воробьевой Н.М., Зуева А.О.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 5 июня 2013 года по делу N А33-15922/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Шишкина И.В.; суд апелляционной инстанции: Петровская О.В., Бабенко А.Н., Радзиховская В.В.),
установил:
закрытое акционерное общество "АМК-фарма" (ОГРН 1037704019308, г. Москва, далее - ЗАО "АМК-фарма", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю (ОГРН 1027700485757, г. Красноярск, далее - Кадастровая палата, учреждение), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ОГРН 1042402980290, г. Красноярск, далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю, регистрационный орган) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:6, площадью 100 002,0 кв.м., расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, пр-т Котельникова, 9, в размере 43 059 000 рублей, соответствующем его рыночной стоимости определенной в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке от 14.06.2012 N 6-зем/05/12.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Управление Росреестра по Красноярскому краю, общество с ограниченной ответственностью "Альянс-Оценка", администрация Солонцовского сельсовета, администрация Емельяновского района Красноярского края, Правительство Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 5 июня 2013 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2013 года, иск удовлетворен, кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена равной его рыночной стоимости - 94 802 000 рублей.
Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 12, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.12, 24.17, 24.19, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), статьи 3, 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и мотивированы обоснованностью требований истца, предъявленных к органам кадастрового учета - Управлению Росреестра по Красноярскому краю и Кадастровой палате, являющимся надлежащими ответчиками по делу. Суды признали, что установление судом новой рыночной стоимости земельного участка в силу прямого указания закона влечет возникновение обязанности у органов кадастрового учета по исполнению настоящего решения о внесении новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, её установившего.
Не согласившись с принятыми судебными актами, учреждение обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, в удовлетворении иска к учреждению отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, надлежащим ответчиком по настоящему делу является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший результаты кадастровой оценки. Кроме того, судом сделаны неправомерные выводы, основанные на правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11. Заявителем также указано, что поскольку рыночная стоимость определена по состоянию на 01.01.2011, то она действительна только на 01.01.2011, а не на момент рассмотрения дела судом.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N N 8369, 8370, 8371, 8372, 8373, 8374, 8375, 8376, 8377, 8378, 8379, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, Управление Росреестра по Красноярскому краю и ЗАО "АМК-фарма" ходатайствовали о кассационном рассмотрении дела без участия их представителей, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края, Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено арбитражными судами, спорный земельный участок принадлежит истцу на праве собственности (свидетельство от 09.06.2011 N 24Ек 181702).
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2011 утверждена кадастровая стоимость названного земельного участка в размере 198 085 961 рублей 64 копеек.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) от 14.06.2012 N 6-зем/05/12, подготовленному обществом с ограниченной ответственностью "Альянс-Оценка", рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составляет 43 059 000 рублей, НДС не облагается. На отчет от 14.06.2012 N 6-зем/05/12 получено положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства СРО "Деловой союз оценщиков" от 04.09.2012 N 651/09/12.
ЗАО "АМК-фарма" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Кодекса).
В соответствии со статьёй 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно требованиям статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
По ходатайству истца и администрации г. Красноярска судом назначена экспертиза оценки рыночной стоимости земельного участка. По заключению N 03-2013 эксперта ООО "Траст-Аудит" Лукина А.А. рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 01.01.2011 составляет 94 802 000 рублей.
Суд установил что, в рассматриваемом случае в отчете эксперта ООО "Траст-Аудит" Лукина А.А. рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 01.01.2011 - на ту же дату, когда была определена кадастровая стоимость указанного земельного участка.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о доказанности действительной рыночной стоимости спорного земельного участка и, руководствуясь нормами пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, указали на наличие у органа кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в решении суда.
Выводы судов согласуются с изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указавшего на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством определения его рыночной стоимости.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что он не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, не принимаются, поскольку требовать изменения стоимости земельного участка, зафиксированной в государственном кадастре недвижимости, можно только от тех лиц, которые способны такие изменения внести.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе, функции по оказании государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки. Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения).
Приказом Росреестра от 19.04.2010 N П/146 утверждено Положение об управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Согласно пункту 1 указанного Положения, управление является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в том числе по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства т.п. на территории Красноярского края.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
В силу статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2013 года полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, за исключением полномочий, установленных статьями 24.17 и 24.18 Закона об оценочной деятельности (в редакции настоящего Федерального закона), также реализует орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Статья 24.20 Закона об оценочной деятельности предусматривает, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
Учитывая, что функции по ведению государственного кадастра недвижимости и осуществлению государственного учета недвижимого имущества на данный момент закреплены за кадастровой палатой, и то, что внесение изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка является изменением в государственный кадастр недвижимости в целом, что отнесено в силу вышеизложенных положений законодательства к компетенции органов кадастрового учета, для внесения сведений по результатам оспаривания кадастровой стоимости необходимы действия как органа государственной кадастровой оценки, функции которого выполняет Управление Росреестра по Красноярскому краю, так и органа кадастрового учета, функции которого осуществляет кадастровая палата Росреестра по Красноярскому краю.
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что территориальный орган Росреестра, каковым является Управление Росреестра по Красноярскому краю, наряду с "Федеральной кадастровой палатой Росреестра" по Красноярскому краю являются надлежащими ответчиками по требованиям об установлении размера кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, и внесению изменений в государственный кадастр недвижимости, являются правильными.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела по заявленным требованиям, судами установлены с учетом подлежащих применению к спорным правоотношениям норм материального права, исследованы судом полно и всесторонне.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку обстоятельств дела и представленных доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 5 июня 2013 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2013 года основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 5 июня 2013 года по делу N А33-15922/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
Н.М. Воробьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.