г. Иркутск |
|
18 ноября 2013 г. |
N А58-2637/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Шелёминой М.М., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителя Нерюнгринской районной администрации - Курзаевой Елены Александровны (доверенность от 01.02.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Нерюнгринской районной администрации на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 сентября 2013 года по делу N А58-2637/2013 (суд первой инстанции: Эверстова Р.И., Андреев В.А., Столбов В.В.),
установил:
гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Жженых Андрей Любомирович (г. Якутск, ОГРН: 304143504100108, далее - индивидуальный предприниматель Жженых А.Л.) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Нерюнгринской районной администрации (далее - администрация) о признании не соответствующим Уставу муниципального образования "Нерюнгринский район", Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Конституции Российской Федерации постановления муниципального образования "Нерюнгринский район" от 30.06.2010 N 04 "Об утверждении условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации, эксплуатируемую ОАО "Нерюнгринский городской водоканал" и признании недействующим с момента его вынесения.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) решением от 10 сентября 2013 года признал недействующим с момента принятия постановление муниципального образования "Нерюнгринский район" от 30.06.2010 N 04 "Об утверждении условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации, эксплуатируемую ОАО "Нерюнгринский городской водоканал" как несоответствующее Уставу муниципального образования "Нерюнгринский район", Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и Конституции Российской Федерации.
В кассационной жалобе Нерюнгринская районная администрация ставит вопрос о проверке законности судебного акта, оспаривая вывод суда о том, что постановление от 30.06.2010 N 04 является нормативным правовым актом.
В отзыве на кассационную жалобу индивидуальный предприниматель Жженых А.Л. просит оставить судебный акт без изменения, считает оспариваемое постановление нормативным правовым актом, затрагивающим его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Нерюнгринской районной администрации поддержала доводы кассационной жалобы.
Индивидуальный предприниматель Жженых А.Л., надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомление о вручении почтового отправления N 05148, информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 15.10.2013), заявил ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебного акта.
Как установлено материалами дела и судом, постановлением муниципального образования "Нерюнгринский район" от 30.06.2010 N 04 "Об утверждении условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации, эксплуатируемую ОАО Нерюнгринский городской водоканал" за подписью главы муниципального образования "Нерюнгринский район", исполняющего полномочия главы Нерюнгринской районной администрации, утверждены условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации ОАО "Нерюнгринский городской водоканал" и согласован допустимый сброс загрязняющих веществ с производственными сточными водами абонентов в систему городской канализации на 2010-2012 годы.
Постановление принято на основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 17.04.1998 N 158 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", в целях обеспечения безаварийной работы сооружений и систем канализации ОАО "Нерюнгринский городской водоканал", а также их защиты от вредного воздействия загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах, обеспечения безопасной эксплуатации сетей и сооружений канализации, охраны жизни и здоровья населения.
Как признал суд, постановление (которым утверждены условия приёма сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации ОАО "Нерюнгринский городской водоканал") является нормативным правовым актом, принятым органом местного самоуправления в пределах его полномочий.
Не соглашаясь с рассмотрением судом дела по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации "Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов", заявитель кассационной жалобы указывает на то, что оспариваемым актом урегулированы индивидуальные правоотношения между ОАО "Нерюнгринский городской водоканал" и субъектами предпринимательской деятельности по вопросам приёма сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации.
Проверка названного довода показала следующее.
Постановлением от 30.06.2010 N 04 утверждены условия приёма сточных вод (приложение N 1), содержанию которых судом была дана надлежащая оценка; названное постановление содержит нормы, которыми вводятся в действие правовые нормы приложения N 1.
Как следует из пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (далее - постановление Пленума N 58), по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы. Положения нормативного характера могут быть включены в утвержденные нормативным правовым актом приложения.
В связи с этим при определении юридической природы оспариваемого акта арбитражным судам надлежит исходить, в том числе из оценки его содержания.
Поскольку оспариваемым постановлением утверждены Условия (приложение N 1), которые устанавливают правила поведения, рассчитаны на неоднократное применение и влекут юридические последствия для неопределённого круга лиц, суд правомерно рассмотрел дело по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель кассационной жалобы просит учесть, что постановление не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, а лишь права и обязанности ОАО "Нерюнгринский городской водоканал" и его контрагентов; законодательством Республики Саха (Якутия) не установлено, что глава административного района (улуса) принимает нормативные правовые акты по данному вопросу; исковое заявление могло быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда предпринимателю стало известно о нарушении его прав.
В соответствии с Положением о Нерюнгринской районной администрации, утвержденным решением Нерюнгринского районного Совета N 13-23 от 27.12.2010, Нерюнгринская районная администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования "Нерюнгринский район", наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. На основании пункта 3.3.4 указанного Положения к полномочиям администрации района относится организация проведения на территории муниципального района мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Как следует из положений части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, право на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта не ограничено сроком, на который указывает заявитель кассационной жалобы.
Не может быть учтён и довод заявителя кассационной жалобы о том, что постановление не затрагивало права и свободы граждан, а также их обязанности, а следовательно, по мнению заявителя жалобы, постановление не подлежало официальному опубликованию.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно части 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Из части 3 статьи 47 названного закона следует, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона N 131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.
Как следует из пункта 2 статьи 49 устава муниципального образования "Нерюнгринский район", муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования.
Постановление направлено, в том числе на охрану жизни и здоровья населения, устанавливает права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности, являющихся объединением граждан, в связи с чем подлежало официальному опубликованию.
При проверке заявления по существу арбитражный суд не вправе ограничиваться формальным установлением того, соблюдены ли порядок и форма принятия оспариваемого акта, кому адресован такой акт, прошел ли он государственную регистрацию, опубликован ли в установленном порядке, а должен выяснить, содержит ли оспариваемый акт положения нормативного характера.
В случае, когда с учетом положений пункта 1 настоящего постановления оспариваемый акт содержит положения нормативного характера, установление арбитражным судом нарушений требований к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и (или) введения в действие не является основанием для прекращения производства по делу, поскольку такой акт может применяться заинтересованными лицами, в результате чего могут быть нарушены права и законные интересы заявителя, а также иных лиц.
При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной) и (или) не опубликованные в предусмотренном порядке, не влекут правовых последствий как не имеющие юридической силы и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, арбитражный суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в арбитражный суд его отдельных положений) как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта (пункт 6.2 постановления Пленума N 58).
Поскольку администрация не представила доказательств официального опубликования нормативного правового акта, суд, правомерно исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 6.2 постановления Пленума N 58, признал постановление недействующим с момента его принятия.
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что оспариваемый акт, хотя и прекратил своё действие, однако затрагивает права, интересы и обязанности заявителя по делу, поскольку явился основанием для обращения ОАО "Нерюнгринский городской водоканал" в суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Жженых А.Л. задолженности за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ за третий квартал 2012 года.
При таких условиях ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что суд не устанавливал, какие именно права и законные интересы заявителя кассационной жалобы нарушены постановлением, не основаны на материалах дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку индивидуальный предприниматель Жженых А.Л. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением 07.05.2013, а постановление прекратило своё действие с 01.01.2013 года, то постановление не могло являться предметом судебного обжалования.
Названный довод не основан на положениях пункта 10 постановления Пленума N 58, поскольку, как установил суд, в период его действия постановление затрагивало права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 сентября 2013 года по делу N А58-2637/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
М.М. Шелёмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.