г. Иркутск |
|
6 декабря 2013 г. |
N А19-20764/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Новогородского И.Б., Парской Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Аптека 36 и 6+" Царёвой Елены Александровны (доверенность N 8 от 07.10.2013, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 мая 2013 года по делу N А19-20764/2012, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Мусихина Т.Ю., апелляционный суд: Ткаченко Э.В., Басаев Д.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Аптека 36 и 6+" (далее - ООО "Аптека 36 и 6+", общество) (ОГРН 1103850029447, место нахождения: г. Иркутск) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения филиала N 1 государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Иркутское отделение ФСС РФ, фонд) (ОГРН 1023801012905, место нахождения: г. Иркутск) от 15.08.2012 N 988.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 мая 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2013 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Иркутское отделение ФСС РФ обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель кассационной жалобы просит проверить законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, как принятых с нарушением норм материального права, поскольку судами не учтено, что положения пункта 10 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) предоставляют аптечным организациям право на применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении лишь выплат и вознаграждений работникам, имеющим право в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на занятие фармацевтической деятельностью, что подтверждается наличием соответствующего образования и сертификата специалиста.
В отзыве на кассационную жалобу общество, не соглашаясь с доводами заявителя, указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда, в связи с чем просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель ООО "Аптека 36 и 6+" полагал требования кассационной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Фонд о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направил, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, филиалом N 1 Иркутского отделения ФСС РФ проведена камеральная проверка ООО "Аптека 36 и 6+" на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 1 квартал 2012 года, по результатам которой принято решение от 15.08.2012 N 988.
Согласно данному решению фонд, исходя из того, что обществом не представлены сертификаты на сотрудников, имеющих право заниматься фармацевтической деятельностью, и, как следствие, не подтверждено право на применение пониженного тарифа страховых взносов, установленного для аптечных организаций в отношении выплат и вознаграждений таким сотрудникам, пришел к выводу о неправомерном применении пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, доначислил соответствующие суммы страховых взносов и предложил внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета и расчет Форма 4-ФСС РФ, устранить выявленные нарушения законодательства об обязательном социальном страховании, а также уплатить доначисленные суммы страховых взносов.
ООО "Аптека 36 и 6+", полагая свои права и законные интересы нарушенными решением от 15.08.2012 N 988, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
На основании части 1 статьи 18 и пункта 1 части 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в переходный период 2011-2027 годов для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, применяются пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
Согласно пункту 35 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Пунктом 33 статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ определено, что фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
В силу части 1 статьи 52 данного закона фармацевтическая деятельность осуществляется, в том числе аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе, аптечными организациями. В соответствии с пунктом 2 данного Положения фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Системное толкование приведенных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что фармацевтическая деятельность - это вид предпринимательской деятельности, в рассматриваемом случае - юридического лица, включающий комплекс хозяйственных операций (изготовление, продажа, хранение, перевозка), для осуществления которых, как и для осуществления деятельности в целом, привлекаются не только работники, имеющие фармацевтическое образование и соответствующие иным требованиям 2 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", но и работники иной профессиональной специализации.
Следовательно, основанием возникновения права на применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых всем работникам, в связи с осуществлением плательщиком страховых взносов фармацевтической деятельности имеет правовое значение наличие у последнего статуса аптечной организации и применение им системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, а не наличие у каждого работника фармацевтического образования и сертификата специалиста.
По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, доводов и возражений сторон суды установили, что общество является аптечной организацией, осуществляющей фармацевтическую деятельность на основании соответствующей лицензии, и уплачивает налоги в соответствии со специальным налоговым режимом в порядке главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем пришли к законному и обоснованному выводу о наличии оснований для применения последним пониженных тарифов страховых взносов в соответствии с положениями пункта 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в отношении выплат и вознаграждений, производимых всем работникам общества, и, как следствие, об отсутствии правовых оснований для отказа в установлении пониженного тарифа страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений работникам общества, доначисления фондом и предложения к уплате недоимки по страховым взносам, внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета и расчет по страховым взносам, устранения выявленных проверкой нарушений.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, оспаривающие данные выводы судов, основаны на ошибочном толковании заявителем вышеприведенных норм материального права, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции как несостоятельные.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 мая 2013 года по делу N А19-20764/2012, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.