г. Иркутск |
|
25 февраля 2013 г. |
N А10-2227/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Новогородского И.Б., Первушиной М.А.,
при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия Бальчиновой А.В. (доверенность N 6 от 07.02.2013) и открытого акционерного общества "ИНТЕР РАО ЕЭС" Гуровой И.С. (доверенность от 23.01.2013), Хамнуева В.Г. (доверенность от 23.01.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 августа 2012 года по делу N А10-2227/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 ноября 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции - Дружинина О.Н.; суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О., Желтоухов Е.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ОГРН 1040302983093, место нахождения: г. Улан-Удэ, далее - ОАО "ОГК-3", общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия (ОГРН 1040302994401, место нахождения: г. Улан-Удэ, далее - налоговая инспекция), о признании недействительными: решения от 20.03.2012 N 13-4 "О привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение", требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 15890 по состоянию на 29.03.2012 и обязании налоговой инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 августа 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 ноября 2012 года на основании части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству заявителя в связи с реорганизацией произведена замена стороны по настоящему делу открытого акционерного общества "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" на его правопреемника - открытое акционерное общество "ИНТЕР РАО ЕЭС" (ОГРН 1022302933630, место нахождения: г. Москва, далее - ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС").
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 ноября 2012 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционной инстанции, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с нарушением судом норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, истребованные у общества документы касаются деятельности проверяемого налогоплательщика ОАО "Омскэнергосбыт", участвующего в хозяйственных операциях, связанных с выполнением договорных отношений, в связи с чем налоговая инспекция вправе в порядке статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации истребовать у его контрагента и иных лиц документы об их деятельности с другими организациями, имеющие отношение к предмету соответствующей налоговой проверки, в том числе и карточку аналитического учета расчетов с дебиторами и кредиторами, с целью последующего сопоставления их данных с данными, отраженными в документах самого проверяемого налогоплательщика.
В отзыве на кассационную жалобу налоговой инспекции общество указывает на необоснованность ее доводов.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участвующий в судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы.
Представители общества против доводов жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено Арбитражным судом Республики Бурятия, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области в адрес налоговой инспекции 11.01.2012 направлено поручение N 05-11/КЕИ/10569 об истребовании документов (информации) у ОАО "ОГК-3", касающихся деятельности ОАО "Омская энергосбытовая компани" в связи с истребованием документов (информации) у контрагента проверяемого лица или у лица, располагающего информацией по проверяемому лицу, при проведении выездной налоговой проверки в отношении ОАО "Омская энергосбытовая компания" за период с 01.01.2010 по 31.12.2010.
На основании указанного поручения в адрес общества налоговой инспекцией направлено требование N 14-10478 о представлении документов (информации), касающихся деятельности ОАО "Омская энергосбытовая компания" при проведении выездной налоговой проверки. А именно:
договор (контракт, соглашение), заключенный между продавцом ОАО "ОГК-3" и покупателем ОАО "Омскэнергосбыт"; акт приема-передачи к договору (контракту, соглашению); счета-фактуры; карточки аналитического учета расчетов с дебиторами и кредиторами за период с 01.10.2010 по 31.12.2010;
а также следующую информацию: является ли ОАО "ОГК-3" производителем реализуемой в адрес ОАО "Омская энергосбытовая компания" электроэнергии (мощности); какими филиалами ОАО "ОГК-3" производилась реализация (выработка) электроэнергии (мощности) в адрес ОАО "Омская энергосбытовая компания"; в каких точках генерации переданы электроэнергия и мощность.
К требованию о представлении документов приложена копия поручения от 11.01.2012 N 10569.
Данное требование получено 20.01.2012 представителем общества по доверенности Трусковым А.Б.
На основании заявления общества от 23.01.2012 N ОГК3/БГ/48 налоговой инспекцией продлен срок представления документов до 03.02.2012.
26 января 2012 года общество направило в адрес налогового органа письмо, к которому приложило копии документов, согласно требованию N 14-10478 (договор (контракт, соглашение), заключенный между продавцом ОАО "ОГК-3" и покупателем ОАО "Омскэнергосбыт"; акт приема-передачи к договору (контракту, соглашению); счета-фактуры, выставленные ОАО "ОГК-3") и представило пояснения, что документы, запрашиваемые в пункте 4 требования, не относятся к документам, служащим основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов проверяемого налогоплательщика налоговым органом, направившим поручение, поэтому обществом не представляются.
Налоговой инспекцией составлен акт от 21.02.2012 N 13-4 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях, в связи с непредставлением обществом документов по пункту 4 требования о представлении документов (информации) от 17.01.2012 N 14-10478 - карточек аналитического учета по счетам бухгалтерского учета.
29 февраля 2012 года общество направило в налоговую инспекцию пояснения (исх. N ОГК3/БГ/230), где указало, что ОАО "ОГК-3" считает обязанность по представлению документов исполненной в срок. Обществом представлены возражения на акт.
По результатам рассмотрения акта об обнаружении фактов о налоговых правонарушениях от 21.02.2012 N 13-4, возражений на акт, в присутствии представителя ОАО "ОГК-3", заместителем начальника налоговой инспекции принято решение от 20.03.2012 N 13-4 "О привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение", которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации, с наложением штрафа в размере 5000 рублей.
На указанное решение заявителем подана апелляционная жалоба, которая решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия от 03.05.2012 N 04-14/03208 оставлена без удовлетворения.
В связи с неуплатой штрафа налоговой инспекцией в адрес общества выставлено требование N 15890 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 29.03.2012, с предложением оплатить штраф в размере 5000 рублей до 20.04.2012.
Общество, считая, что решение налоговой инспекции о привлечении к ответственности и требование об уплате штрафа не соответствуют законодательству о налогах и сборах и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что непредставление обществом по требованию налоговой инспекции в рамках налоговой проверки иного налогоплательщика карточек аналитического учета расчетов с дебиторами и кредиторами, предназначенных для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, обязательность ведения которых не установлена для целей налогообложения, не образует состава правонарушения по статье 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд поддержал указанную правовую позицию суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит выводы судов законными и обоснованными.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации должностному лицу налогового органа предоставлено право в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 указанной статьи, истребовать документы (информацию), касающиеся проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). В случае, если вне рамок проведения налоговой проверки у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (пункт 3 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Приказом Федеральной налоговой службы России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ утверждены формы документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок, Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктами 1, 2 Порядка при необходимости получения документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, а также информации относительно конкретной сделки, налоговый орган, проводящий налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, вправе истребовать указанные документы (информацию) у контрагента проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента либо у лица, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента (в том числе у правоохранительных, контролирующих, финансовых, регистрирующих и иных государственных органов, страховых организаций, банков и др.).
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 настоящего Кодекса.
В силу пункта 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Кодекса (пункт 6 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
Учитывая положения названных норм права, суды двух инстанций пришли к правильному выводу, что законодателем налоговой инспекции даны полномочия по истребованию у лица, обладающего соответствующей информацией, только тех сведений и документов, которые непосредственно касаются деятельности проверяемого налогоплательщика либо конкретной индивидуально определенной сделки. При этом судами обоснованно отмечено, что непредставление таким лицом (контрагентом проверяемого налогоплательщика) документов и сведений, непосредственно не связанных с деятельностью проверяемого налогоплательщика не образует состав правонарушения, установленного статьей 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 11 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации или иным федеральным законам.
В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Исходя из пункта 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации, никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, пунктом 4 требования налоговой инспекции от 17.01.2012 N 14-10478 на основании поручения иного налогового органа у общества истребованы карточки аналитического учета расчетов с дебиторами и кредиторами за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 при проведении выездной налоговой проверки по налогоплательщику ОАО "Омскэнергосбыт", которые не представлены обществом со ссылкой на то, что данные документы не являются документами (информацией), служащими основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также документами, подтверждающими правильность исчисления и своевременность уплаты налогов проверяемого налогоплательщика ОАО "Омскэнергосбыт".
На основании правовой оценки установленных по делу фактических обстоятельств в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", кассационная инстанция приходит к выводу о правильности выводов судов о том, что карточки аналитического учета расчетов с дебиторами и кредиторами, истребованные налоговой инспекцией, предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, и не могут свидетельствовать о факте совершения хозяйственной операции и возникновении договорных обязательств проверяемого налогоплательщика. Следовательно, в рассматриваемом случае карточки аналитического учета не могут быть признаны теми документами, которое общество обязано представить налоговому органу в целях осуществления мероприятий налогового контроля в отношении проверяемого налогоплательщика - ОАО "Омскэнергосбыт"; непредставление этих документов не может быть признано основанием для привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что соответствующие первичные документы по взаимоотношениям ОАО "ОГК-3" с проверяемым налогоплательщиком - ОАО "Омскэнергосбыт" - обществом представлены по требованию налоговой инспекции, а также, что налоговой инспекцией не обосновано, каким образом содержащаяся в документах внутреннего учета общества информация может свидетельствовать о каких-либо нарушениях со стороны проверяемого налогоплательщика, суды пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях общества по непредставлению карточек аналитического учета состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с чем суды признали оспариваемые решение налоговой инспекции и выставленное на его основании требование об уплате штрафа незаконными.
Доводы налоговой инспекции, изложенные в кассационной жалобе, несмотря на ссылку о неправильном применении судами норм материального права, сводятся к повторению ранее заявлявшихся аргументов, по существу направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами двух инстанций, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных в статьях 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой не влияют на законность принятых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 августа 2012 года по делу N А10-2227/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 ноября 2012 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Парская |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.