г. Иркутск |
|
30 сентября 2014 г. |
Дело N N А10-4192/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Чупрова А.И., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа представителей: Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия Гармаевой Натальи Васильевны (доверенность от 19.09.2014 N 22-Д); Управления Федеральной службы безопасности по Республике Бурятия Мещерикова Дениса Сергеевича (доверенность от 15.01.2014);
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Слесаренко И.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия помощником судьи Кяго М.В.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Красноярское конструкторское бюро "Искра" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 6 февраля 2014 года по делу N А10-4192/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Мархаева Г.Д.-С., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Рылов Д.Н.),
установил:
открытое акционерное общество "Красноярское конструкторское бюро "Искра" (ОГРН 1022402130156, г. Красноярск) (далее - ОАО "ККБ "Искра", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействительным предписания от 25.07.2013 N П-75295-03-03/025 Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия (ОГРН 1040302974755, г. Улан-Удэ) (далее - Управление Роскомнадзора по Республики Бурятия, административный орган) об устранении выявленного нарушения.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 декабря 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы безопасности по Республике Бурятия (ОГРН 1020300977949, г. Улан-Удэ) (далее - УФСБ по Республике Бурятия).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 6 февраля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "ККБ "Искра" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами пункта 7 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия, утвержденного приказом Роскомнадзора от 26.12.2012 N 1394, пункта 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228, пункта 8 Положения о федеральном государственном надзоре в области связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 476), пункта 7 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 (далее - Правила взаимодействия N 538), приказа от 15.01.2008 Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации N 5 и Федеральной службы безопасности Российской Федерации N 8 "Об утверждении типовых требований к плану мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий", несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о законности ненормативного правового акта административного органа, ссылаясь на то, что при установлении полномочий Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия на проведение проверки судам следовало применить постановление Правительства Российской Федерации N 476, которым предусмотрено право органа федерального государственного надзора в области связи проводить проверку только требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий; у общества, как оператора связи, отсутствует обязанность разработки Плана мероприятий по внедрению технических средств по лицензии N 88156, такая обязанность возложена на орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность; считает не соответствующим материалам дела вывод суда апелляционной инстанции о ненаправлении обществом в УФСБ по Республике Бурятия информации, необходимой для разработки Плана мероприятий; указывает, что План мероприятий не содержит сроки ввода в эксплуатацию технических средств, в связи с чем предписание является неисполнимым.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края.
ОАО "ККБ "Искра" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы и об удовлетворении его ходатайства об участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края (уведомления, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), однако ни в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, ни в Арбитражный суд Красноярского края своих представителей не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие представителей общества в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, без использования систем видеоконференц-связи.
Представители УФСБ по Республике Бурятия и Управление Роскомнадзора по Республике Бурятия в судебном заседании считают судебные акты законными и обоснованными, доводы кассационной жалобы - несостоятельными.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ОАО "ККБ "Искра" зарегистрировано в качестве юридического лица и внесено Единый государственный реестр юридических лиц 1022402130156; Управлением Роскомнадзора по Республике Бурятия обществу выданы лицензии: от 06.05.2010 N 75294 на осуществление услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, срок действия лицензии до 06.05.2015; от 06.05.2010 N 75295 на осуществление телематических услуг связи, срок действия лицензии до 06.05.2015; от 13.04.2011 N 86093 на осуществление услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, срок действия лицензии до 13.04.2016; от 06.06.2011 N 88156 на осуществление услуг связи по предоставлению каналов связи, срок действия лицензии до 06.06.2016.
Согласно Условиям осуществления деятельности в соответствии с названными лицензиями лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий (пункт 6 - лицензия N 88156, пункт 10 - лицензия N 75294, пункт 10 - лицензия N 86093, пункт 9 - лицензия N 75295).
В период с 19 по 25 июля 2013 года в связи с обращением УФСБ по Республике Бурятия от 18.06.2013 N 9/463нс, на основании приказа Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия от 03.07.2013 N 223-М проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом лицензионных условий и обязательных требований при оказании услуг электросвязи.
В ходе проверки административным органом установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07. 2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), в части оказания пользователям услугами связи услуг связи, не соответствующих лицензии, пункта 6 раздела XIII, пункта 10 раздела XIV, пункта 10 раздела XV, пункта 9 раздела XVI Перечней лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, пункта 6 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 88156, пункта 10 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 86093, пункта 9 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 75295, пункта 7 Правил взаимодействия N 538 обществом не выполнены обязательства по обеспечению реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а именно нарушен сроков ввода в эксплуатацию, указанных в плане мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети связи общества при оказании услуг связи по лицензиям N 75294, N 75295, N 86093, и нарушен срок разработки плана мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий при оказании услуг связи по лицензии N 88156.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 25.07.2013 N А-75295-03-03/072.
Предписанием Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия от 25.07.2013 N П-75295-03-03/025 обществу предписано в срок до 01.11.2013 устранить нарушения пункта 7 Правил взаимодействия N 538 в части нарушения сроков ввода в эксплуатацию указанных в плане мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети оператора связи общества и в части нарушения сроков разработки плана мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети общества при оказании услуг связи по лицензии N 88156.
ОАО ККБ "Искра", полагая, что названное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый акт административного органа вынесен Управлением Роскомнадзора по Республике Бурятия в пределах его полномочий, не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Принимая во внимание требования статьи 27 Закона о связи, Положения о федеральном государственном надзоре в области связи, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации N 476, пунктов 3, 6-8 Положения об Управлении Роскомнадзора по Республике Бурятия, суды пришли к правильному выводу о том, что Управление Роскомнадзора по Республике Бурятия является уполномоченным органом на осуществление контроля и надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере соблюдения лицензионных условий и обязательных требований при оказании услуг связи, и, следовательно, оспариваемое предписание выдано административным органом в рамках предоставленных законом полномочий.
Как следует из приказа руководителя Управления от 03.07.2013 N 223-М, задачей проведения проверки являлась проверка соблюдения обществом лицензионных условий и обязательных требований при оказании услуг электросвязи.
В этой связи довод заявителя кассационной жалобы, оспаривающий названный вывод судов со ссылкой на неприменение судами Постановления Правительства Российской Федерации N 476, имеющего большую юридическую силу, которым предусмотрено проведение проверки выполнения требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, не может быть принят во внимание, как несостоятельный в правовом отношении, не учитывающий положения статей 27, 64 Закона о связи и не соответствующий установленным судами фактическим обстоятельствам данного дела.
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, включены, в том числе услуги связи по предоставлению каналов связи, услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, телематические услуги связи, услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации
Из установленных Перечнем лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, следует, что одним из условий осуществления деятельности в области вышеперечисленных услуг является обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Судами установлено и следует из материалов дела, что данное требование включено в условия осуществления деятельности в соответствии с выданными обществу лицензиями N 75294 (пункт 10), N 75295 (пункт 9), N 86093 (пункт 10), N 88156 (пункт 6).
В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Закона о связи операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Пунктом 7 Правил взаимодействия N 538 установлено, что ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.
Ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 данных Правил, органа внутренних дел (пункт 10).
ОАО "ККБ "Искра" (оператор связи) и УФСБ по Республике Бурятия (уполномоченный орган) утвержден план мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий для сети оператора связи ОАО "ККБ "Искра" при предоставлении телематических услуг связи; услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации; услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации в соответствии с лицензиями N N 75294, 75295, 86093 на пунктах коллективного доступа для оказания ОАО "ККБ "Искра" универсальных услуг связи в населенных пунктах, расположенных на территории Республики Бурятия.
Принимая во внимание приведенные нормы, проанализировав содержание утвержденного Плана мероприятий, в том числе пунктов 1.3, 1.6, 1.7, установив, что мероприятия по внедрению технических средств для проведения оперативных-розыскных мероприятий для сети оператора связи общества при предоставлении телематических услуг связи, услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации в соответствии с лицензиями Федеральной службы по надзору в сфере связи N N 75294, 75295, 86093 и утвержденным планом обществом не выполнены, что обществом не оспаривается, суды пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого предписания в части возложения на общество обязанности устранить нарушения пункта 7 Правил взаимодействия N 538 в части нарушения сроков ввода в эксплуатацию, указанных в плане мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети оператора связи общества.
Оценивая довод кассационной жалобы о незаконности предписания в части нарушения сроков разработки плана мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети ОАО "ККБ "Искра" при оказании услуг по лицензии N 88156 со ссылкой на то, что у общества, как оператора связи, отсутствует обязанность разработки Плана мероприятий по внедрению технических средств по лицензии N 88156, такая обязанность возложена на орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, суд кассационной инстанции считает данный довод подлежащим отклонению по следующим основаниям.
Согласно пункту 7 Правил взаимодействия N 538, на который ссылается общество в кассационной жалобе, ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств.
Вместе с тем разработке плана по внедрению СОРМ в соответствии с пунктом 5 Правил взаимодействия N 538 предшествует обращение оператора связи в орган федеральной службы безопасности в 60-тидневный срок с даты получения им лицензии для определения уполномоченного структурного подразделения органа ФСБ, осуществляющего взаимодействие с данным оператором связи.
Типовыми требованиями установлено, что план мероприятий разрабатывается для сети связи оператора связи, с использованием которой осуществляется оказание услуг связи в соответствии с лицензией (лицензиями) на деятельность в области оказания услуг связи (пункт 2). В плане мероприятий указываются: наименование (фирменное наименование) оператора связи; номер лицензии (лицензий) на осуществление деятельности в области оказания услуг связи; наименование услуги (услуг) связи, оказываемой оператором связи в соответствии с лицензиями; срок представления технических условий на подключение к пункту управления уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (далее - уполномоченный орган), технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий, баз данных об абонентах оператора связи и баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонентов (пункты "а" - "г" пункта 3). К плану мероприятий прилагаются: а) копия лицензии (лицензий) на осуществление деятельности по оказанию услуг связи; б) схема построения сети связи оператора связи; в) план нумерации, используемый в сети связи оператора связи (пункт 4).
Суд первой инстанции, исследовав представленные обществом в материалы дела доказательства, в том числе письма о согласовании спутниковых каналов связи от 30.03.2012 N 14.34.12.1444, от 19.04.2013 N 14.34.13.1650, пришел к выводу о том, что эти письма не свидетельствуют о том, что обществом предпринимались действия по разработке плана мероприятий, поскольку они не содержат информацию о необходимости разработки плана мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Суд кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки приведённых суждений судебных инстанций.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 6 февраля 2014 года по делу N А10-4192/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.