г. Иркутск |
|
13 февраля 2014 г. |
N А19-3226/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Звечаровской Т.А.,
судей: Белоножко Т.В., Клепиковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 мая 2013 года по делу N А19-3226/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Кулик Е.Н., суд апелляционной инстанции: Капустина Л.В., Скажутина Е.Н., Юдин С.И.),
установил:
администрация муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" (ОГРН: 1063847000073, г. Железногорск-Илимский, далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (ОГРН: 1083808000154, г. Иркутск, далее - Минфин Иркутской области) о взыскании 630 000 рублей убытков, понесенных в связи с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением по договору социального найма.
К участию в деле в качестве ответчика, представляющего интересы публично-правового образования, привлечено министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН: 1073808028271, г. Иркутск, далее - Минсоцразвития Иркутской области).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 мая 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2013 года, иск удовлетворен в полном объеме.
Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации, статьи 12, 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 31, 84, 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ), статью 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ).
Иркутская область в лице Минфина Иркутской области, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 23 мая 2013 года и постановление суда апелляционной инстанции от 21 ноября 2013 года отменить, в удовлетворении иска отказать в связи с неправильным применением судами: статей 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 5, 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, статьи 26.3 Закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ.
По мнению заявителя кассационной жалобы, основания для удовлетворения иска за счет средств областного бюджета отсутствовали, поскольку не доказаны: противоправность действий Иркутской области, наличие причинно-следственной связи между действиями Иркутской области и расходами истца, размер убытков. Кроме того, вопросы социальной защиты и социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и должны финансироваться за счет казны Российской Федерации; Иркутская область государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договором социального найма муниципальному образованию "Железногорск-Илимское городское поселение" не передавала и финансировать не должна.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу заявила о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.
Администрация и Минсоцразвития Иркутской области ходатайствовали о кассационном рассмотрении дела без участия их представителей.
Минфин Иркутской области о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 66402569063537, информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в разделе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своего представителя в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без его участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование о взыскании убытков, понесенных в связи с обеспечением жилым помещением по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, во исполнение вступившего в законную силу решения Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 10 марта 2010 года по делу N 2-82-2010 Администрация по договору социального найма N 649 от 02.03.2011 предоставила гражданину Нервичеву Сергею Алексеевичу квартиру общей площадью 31,5 кв.м, расположенную по адресу: г. Железногорск-Илимский, Нижнеилимский район, квартал 6, дом 4, квартира 7, рыночная стоимость которой согласно отчету N 223-3/12 от 19.12.2012 независимого оценщика (ООО АЗИО "Империал") составила 630 000 рублей.
Стоимость предоставленной ребенку-сироте квартиры квалифицирована Администрацией как убытки муниципального образования, подлежащие возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации - Иркутской области.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с абзацами 2, 3 пункта 1 статьи 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия решения судом общей юрисдикции и на момент предоставления квартиры ребенку-сироте) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, умаляя сущность судебной защиты. Соответственно, Администрация не могла отказать гражданину Нервичеву С.А. в предоставлении жилого помещения, предназначенного для исполнения собственных обязательств муниципального образования.
При этом для возмещения расходов Администрации на обеспечение жильем детей-сирот юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения гражданину, относящемуся к категории граждан детей-сирот, а также то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования.
Таким образом, в результате исполнения судебного акта муниципальное образование понесло убытки в размере рыночной стоимости предоставленной жилой площади ребенку-сироте, возмещение которых должно производится за счет казны субъекта Российской Федерации - Иркутской области.
В связи с вышеизложенным отклоняются доводы заявителя кассационной жалобы о том, что суды неправомерно удовлетворили иск за счет средств областного бюджета.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения иска в связи с недоказанностью противоправности действий ответчика, наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и расходами истца, размера убытков, по существу направлены на переоценку доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 мая 2013 года по делу N А19-3226/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2013 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 мая 2013 года по делу N А19-3226/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Звечаровская |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.