г. Иркутск |
|
12 марта 2014 г. |
N А33-9129/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Шелёминой М.М., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Фролова Н.Н., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарём судебного заседания Еремеевой А.И.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Сибири" - Лазаревой Юлии Владимировны (доверенность от 22.01.2014); Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю - Барановой Алёны Валерьевны (доверенность от 09.01.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 31 июля 2013 года по делу N А33-9129/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Ражков Р.А., суд апелляционной инстанции: Колесникова Г.А., Борисов Г.Н., Морозова Н.А.),
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (г. Красноярск, ОГРН: 1022402675965, далее - Красноярское УФАС России, антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Фенерации) (дело N А33-9129/2013).
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (г. Красноярск, ОГРН: 1052460054327, далее - ОАО "МРСК Сибири", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю о признании недействительными решения и предписания от 16.04.2013 по делу N 017-10-13 (дело N А33-8124/2013).
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 3 июля 2013 дела N А33-9129/2013 и N А33-8124/2013 объединены в одно производство, делу присвоен номер А33-9129/2013.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Сиблента" (далее - ООО "Сиблента").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31 июля 2013 года ОАО "МРСК Сибири" в удовлетворении заявленных требований отказано; заявление Красноярского УФАС России удовлетворено, суд привлёк ОАО "МРСК Сибири" к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП Российской Федерации в виде административного штрафа в размере 14 595 261 рубль.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2013 года решение суда от 31 июля 2013 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "МРСК Сибири" ставит вопрос о проверке законности судебных актов по мотивам неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что поскольку актом от 22.06.2010 N 193-31-2-1-7 определена граница балансовой принадлежности сетей между ОАО "МРСК Сибири" и ООО "Сиблента", что свидетельствует, по мнению заявителя жалобы, о заключении между указанными лицами соглашения, то у ОАО "МРСК Сибири" не было оснований для пересмотра границ балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, установленных актом от 22.06.2010.
В отзывах на кассационную жалобу ООО "Сиблента", Красноярское УФАС России считают судебные акты законными, просят оставить их без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ОАО "МРСК Сибири" поддержала доводы кассационной жалобы.
Представитель Красноярского УФАС России считает доводы кассационной жалобы необоснованными, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
ООО "Сиблента" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления, информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 14.01.2014), своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается без участия его представителя.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзывов относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Красноярское УФАС России, рассмотрев заявление ООО "Сиблента", решением от 16.04.2013 по делу N 017-10-13 признало ОАО "МРСК Сибири" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Нарушение выразилось в неправомерном отказе от выдачи и оформления акта разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
Предписанием от 16.04.2013 антимонопольный орган обязал ОАО "МРСК Сибири" отозвать письмо от 29.12.2012 N 1.2/01/18898-исх, направленное в адрес ООО "Сиблента"; привести акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 22.06.2010 N 19.3-31-2-107 в соответствие с требованиями действующего законодательства в части определения балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства с учетом их фактической принадлежности, а также требований пункта 16.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).
07.05.2013 Красноярское УФАС России в отношении ОАО "МРСК Сибири" составило протокол N А546-14.31/13 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП Российской Федерации.
Суды двух инстанций, отказывая ОАО "МРСК Сибири" в удовлетворении заявления о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа от 16.04.2013 по делу N 017-10-13, правомерно исходили из следующего.
ОАО "МРСК Сибири" является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах электрических сетей, принадлежащих ОАО "МРСК Сибири".
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Как следует из материалов дела, ОАО "Красноярскэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) в соответствии с условиями договора на электроснабжение от 01.11.2008 N 96 осуществляет продажу электрической энергии (мощности), а также путём заключения договоров с третьими лицами обеспечивает передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а ООО "Сиблента" (абонент) принимает и оплачивает приобретаемую электрическую энергию, мощность, оказанные услуги; электроэнергия (мощность) подаётся в точки поставки ООО "Сиблента" - ТП-912 и ТП-9021, находящиеся на земельном участке этого абонента.
22.06.2010 между ОАО "МРСК Сибири" и ООО "Сиблента" подписан акт N 19.3-31-2-107 разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, согласно которому граница балансовой принадлежности проходит: в яч. N 05 ЗРУ-6 кВ ПС-117 35/6 "ЛПК" по кабельным наконечникам КЛ ААБ-6 (3x120) L=2000 м до оп. N 1КВЛ-6 кВ ф. 117-05; в яч. N 26 ЗРУ-6кВ ПС-92 110/35/6 "Юго-Западная" по кабельным наконечникам КЛ ААБлУ-6 (3х150) L=610 м до оп. N 1 КВЛ-6кВ ф92-26 (за границами земельного участка заявителя).
04.09.2012 ООО "Сиблента" направило ОАО "МРСК Сибири" письмо N 32/2 с просьбой подписать акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон в соответствии со схемой технологического присоединения, предусмотренной на дату заключения договора электроснабжения от 01.11.2008 N 96. В подписании названного акта ОАО "МРСК Сибири" отказало, мотивировав свой отказа тем, что границы балансовой принадлежности сетей, указанные в представленном акте, не совпадают с границами балансовой принадлежности сетей, указанными в ранее подписанном акте от 26.06.2010 N 19.3-31-2-107.
Между тем, отказывая ООО "Сиблента" в подписании упомянутого акта, ОАО "МРСК Сибири" не учло следующие положения норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Пунктом 16.1 Правил технологического присоединения предусмотрено, что заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), акт разграничения балансовой принадлежности электросетей - документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям, определяющий границы балансовой принадлежности; граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состоянием и обслуживанием электроустановок.
Из пункта 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (действовавших в спорный период) следует, что точка поставки на розничном рынке - это место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя (продавца) электрической энергии (внутри границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства в случаях, предусмотренных правилами оптового рынка электрической энергии и мощности) либо лица, в интересах которого он приобретает (продает) электрическую энергию, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии и (или) оказанию услуг, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.
Судами установлено, что граница балансовой принадлежности, установленная актом от 22.06.2010 N 19.3-31-2-107, находится за пределами границ земельного участка ООО "Сиблента" и не в точках поставки, предусмотренных договором электроснабжения от 01.11.2008 N 96 (ТП-912 и ТП-9021); ООО "Сиблента" не принадлежит линия электропередач от границ его земельного участка до ПС-92 "Юго-Западная" и ПС-117 "ЛПК", собственник этих электрических сетей не установлен; ООО "Сиблента" не обращалось в сетевую организацию с заявлением в порядке пункта 16.1 Правил технологического присоединения; к приборам учета ПС-92 "Юго-Западная" и ПС-117 "ЛПК" подключены другие потребители (ООО "Терра", ОАО "Гарантлесстройкомплект", ООО "Энерго", кооператив гаражей "Лесник-2", ООО "Базинвест", филиал ООО "КАТойл-ГЕОДАТА", ФГУ "Красноярск МТО лес", ООО "Крона", ООО "Полиграфбланк"; объем отпуска ООО "Сиблента" электрической энергии из сетей ОАО "МРСК Сибири" определяется как разница между количеством электрической энергии, определенной по приборам учета N 03005323, N 04441622, установленным в ПС-92 "Юго-Западная" и ПС-117 "ЛПК" соответственно, и количеством электроэнергии, потребленной третьими лицами, технологически присоединенными через сети, отнесенные на баланс ООО "Сиблента", отходящие от ПС-92 "Юго-Западная" и ПС-117 "ЛПК", что исключает возможность достоверного определения количества электроэнергии, потребленной ООО "Сиблента" и возлагает на него риск несения затрат, связанных с потерями в электрических сетях, безучетным потреблением.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что отказ ОАО "МРСК Сибири" от подписания акта разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон в соответствии со схемой технологического присоединения, предусмотренной на дату заключения договора от 01.11.2008 N 96, является нарушением вышеупомянутых норм права, ущемляет права и законные интересы ООО "Сиблента", в связи с чем антимонопольный орган правомерно квалифицировал действия ОАО "МРСК Сибири" по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
С учётом изложенного довод заявителя кассационной жалобы о том, что суды не дали оценку законности и обоснованности выводов антимонопольного органа о наличии в действиях ОАО "МРСК Сибири" нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является необоснованным и несоответствующим материалам дела.
Привлекая по заявлению антимонопольного органа ОАО "МРСК Сибири" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 КоАП Российской Федерации в виде административного штрафа в размере 14 595 261 рубль, суд исходил из наличия в действиях ОАО "МРСК Сибири" состава вменяемого ему административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП Российской Федерации совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) ОАО "МРСК Сибири" объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП Российской Федерации, суд апелляционной инстанции указал на то, что ОАО "МРСК Сибири", являясь субъектом естественной монополии и занимающее доминирующие положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах принадлежащих ему электрических сетей, неправомерно отказало ООО "Сиблента" в подписании акта разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
Оспаривая выводы судов, заявитель кассационной жалобы со ссылкой на пункты 2, 7, 19 Правил недискриминационного доступа, пункт 16.1 Правил технологического присоединения указывает на то, что граница балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон была установлена актом от 22.06.2011 N 19.3-31-2-107, который зафиксировал ранее сложившиеся отношения между ОАО "МРСК Сибири" и ООО "Сиблента" и свидетельствует о заключении между сторонами соглашения о несении балансовой и эксплуатационной ответственности, в связи с чем у ОАО "МРСК Сибири" отсутствовали основания для подписания нового акта.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако не могут быть учтены судом кассационной инстанции в связи со следующим.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "Сиблента" к электрическим сетям ОАО "МРСК Сибири", как установлено судами и следует из материалов дела, было осуществлено на основании договора от 01.11.2008 N 96 и в силу части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике носит однократный характер. Подписанный между названными сторонами акт от 22.06.2010 N 19.3-31-2-107 не соответствовал требованиям действующего законодательства и нарушал права ООО "Сиблента", в связи с чем общество направило ОАО "МРСК Сибири" на подписание новый акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, отказ в подписании которого правомерно признан судами нарушением запрета на злоупотребление доминирующим положением, установленного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. В деле также отсутствует соглашение между обществами, заключённое по инициативе (заявлению) ООО "Сиблента", о балансовой и эксплуатационной ответственности ООО "Сиблента" за границами принадлежащего ему земельного участка. Следовательно, сетевая организация обязана была подписать акт от 04.09.2012, отражающий балансовую и эксплуатационную ответственность ООО "Сиблента" в границах принадлежащего ему земельного участка.
Не может быть учтена и ссылка заявителя кассационной на то, что антимонопольный орган и суды двух инстанций не установили, каким образом отказ от подписания акта разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, направленный письмом от 04.09.2012, ущемляет законные интересы ООО "Сиблента".
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций пришли к мотивированному выводу о том, что отказ ОАО "МРСК Сибири" от подписания акта разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон с учетом требований действующего законодательства влечет для ООО "Сиблента" дополнительные материальные затраты, что свидетельствует об ущемлении его прав.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 31 июля 2013 года по делу N А33-9129/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
М.М. Шелёмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.