г. Иркутск |
|
24 марта 2014 г. |
N А58-2977/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2013 года по делу N А58-2977/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Шевелев В.В.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н., Сидоренко В.А.),
установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) (г. Якутск, ОГРН: 1021401068105, далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - Якутское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 30.04.2013 по делу N 02-08/13А.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное научное учреждение Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - Государственное научное учреждение, учреждение), Прокуратура Республики Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2013 года заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2013 года решение суда от 15 августа 2013 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Якутское УФАС России ставит вопрос о проверке законности судебных актов по мотивам неправильного применения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Порядка разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия), утверждённого Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 08.05.2011 N 636 (далее - Порядок).
В отзывах на кассационную жалобу Министерство и Государственное научное учреждение считают судебные акты законными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 08.02.2014), своих представителей судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается без участия их представителей.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Якутское УФАС России решением от 30.04.2013 по делу N 02-08/13А признало Министерство нарушившим часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции; выдано предписание.
Нарушение, по мнению антимонопольного органа, выразилось в том, что 01.12.2012 между заявителем и Государственным научным учреждением заключен государственный контракт N 221-186. По условиям контракта учреждение обязано разработать проект программы Республики Саха (Якутия) развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
В соответствии с п. 1.3.1 государственного контракта Программа должна быть разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 и приказом Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия) от 14.05.2011 N22-од "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных программ Республики Саха (Якутия)".
Согласно части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если не установлено иное.
Как посчитал антимонопольный орган, в силу п.3.1, 4.2, 3.49 Положения о Министерстве, утверждённого Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12.07.2011 N 809, разработка проектов программ развития сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) является правом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), которое, в силу части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции не имело законных оснований для возложения обязанности по разработке такой программы на иное юридическое лицо.
Признавая по заявлению Министерства недействительными решение и предписание антимонопольного органа, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства обязанность по разработке упомянутой Программы и представление ее на утверждение Правительству Республики Саха (Якутия) возложена на указанное Министерство сельского хозяйства.
Вместе с тем суды признали, что Программа Республики Саха (Якутия) развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы на стадии ее разработки представляет собой результат научно-исследовательской работы, продукт интеллектуальной деятельности, что не исключает возможность разработки этой программы с использованием специализированной организации.
С учётом изложенного суды пришли к мотивированному выводу о том, что поручение по договору подряда на создание интеллектуального продукта специализированной организации не свидетельствует о передаче ей Министерством возложенных на него функций или предоставленных ему прав.
Не соглашаясь с выводами судов, заявитель кассационной жалобы указывает следующее.
Согласно пункту 1.1 предметом государственного контракта является разработка Программы Республики Саха (Якутия) развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Срок выполнения работ 75 дней со дня заключения контракта до 13.02.2013.
В соответствии с пунктом 1.3.1 государственного контракта Программа должна быть разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы".
Как следует из пункта 3.1 части 3 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), утверждённого Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12.07.2011 N 809, разработка государственных целевых ведомственных программ по направлениям, отнесённым к сферам деятельности Министерства, относится к полномочиям Министерства сельского хозяйства.
Заявитель кассационной жалобы в связи с изложенным считает, что результатом работ, выполняемых государственным научным учреждением по государственному контракту от 01.12.2012 N 221-186, должна выступить Программа Республики Саха (Якутия) развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы; заключив государственный контракт, Министерство предоставило государственному научному учреждению часть своих прямых функций по разработке республиканской целевой программы в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые согласно действующему законодательству относятся к полномочиям Министерства сельского хозяйства.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако учтены быть не могут.
Как следует из положений части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами, в частности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В качестве доказательства наделения Государственного научного учреждения функциями и правами Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) антимонопольный орган признал государственный контракт от 01.12.2012 N 221-186, в силу условий которого институт обязан разработать проект программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы.
Государственный контракт правомерно не признан судами свидетельством наделения учреждения функциями и правами Министерства, поскольку государственный контракт предполагал достижение такого результата как подготовка проекта программы, а не собственно программы. Каких-либо функций учреждения по дальнейшему согласованию и утверждению проекта в установленном порядке контракт не содержал.
Заявитель кассационной жалобы приводит довод о том, что пунктом 3 Порядка установлено, что разработка и реализация государственной программы осуществляется органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), определённым Президентом Республики Саха (Якутия) в качестве ответственного исполнителя государственной программы, совместно с заинтересованными органами исполнительной власти.
Между тем в приведённой норме Порядка идёт речь о разработке государственной программы, а не её проекта; государственный контракт не предусматривал каких-либо полномочий учреждения после сдачи выполненных работ заказчику.
Выполненные учреждением работы (проект программы) приняты по акту приёма-передачи работ от 12.02.2013, в связи с чем является правильным вывод судов о том, что антимонопольный орган не доказал, что в рассматриваемых правоотношениях произошло наделение учреждения какими-либо функциями и правами Министерства сельского хозяйства.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2013 года по делу N А58-2977/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.