г. Иркутск |
|
25 марта 2014 г. |
N А78-4168/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Чупрова А.И., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу негосударственного учреждения здравоохранения "Дорожная клиническая больница на станции Чита-2 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 4 сентября 2013 года по делу N А78-4168/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Судакова Ю.В.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
негосударственное учреждение здравоохранения "Дорожная клиническая больница на станции Чита-2 открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1047550017261, г. Чита, далее - учреждение), уточняя и дополняя требования, обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Забайкальскому краю (ОГРН 1057536001280, г. Чита, далее - управление Росздравнадзора, административный орган) о признании незаконным предписания от 22.03.2013 N 28.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Забайкальского края (ОГРН 1087536008526, г. Чита, далее - министерство), Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Забайкальского края (ОГРН 1027501146518, г. Чита, далее - территориальный фонд).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 4 сентября 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2013 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, учреждение обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на проведение административным органом проверки с нарушением закона, оказание медицинской помощи в соответствии с требованиями законодательства о здравоохранении и наличие оснований для взятия денежных средств за оказанные медицинские услуги.
В отзывах на кассационную жалобу управление Росздравнадзора и территориальный фонд просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" от 11.02.2014). Заявлениями от 14.03.2014 N 339, от 17.03.2014 N И75-490/14, от 17.03.2014 N 498 учреждение, административный орган и территориальный фонд просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, во исполнение распоряжения от 04.03.2013 N П75-88/13 в отношении учреждения проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению качества и безопасности медицинской деятельности, по итогам которой выявлено нарушение требований пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ, Закон), выразившееся во взимании платы с пациентов за проведение операции при оказании медицинской помощи, предоставляемой по программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края.
По итогам проверки составлен акт от 22.03.2013 N 59, учреждению выдано предписание от 22.03.2013 N 28 об устранении выявленного нарушения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из того, что оспариваемое предписание соответствует требованиям законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Проверив правильность применения арбитражными судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона N 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1074 Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов постановлением Правительства Забайкальского края от 25.12.2012 N 560 разработана и утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, в реализации которой участвует учреждение.
Из совокупности положений части 1 статьи 11, пункта 1 части 3 статьи 80 Закона N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Руководствуясь приведенными нормами, а также частью 1 статьи 11, частью 2 статьи 19, частями 1, 4 статьи 37 Закона N 323-ФЗ, Стандартом медицинской помощи больным с переломами костей голени (при оказании специализированной помощи), утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 13.11.2007 N 698, действующими на территории Забайкальского края Стандартом медицинской помощи больным с переломом бедра и Стандартом медицинской помощи больным с переломом шейки бедра, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 21.02.2011 N 56, арбитражные суды установили, что в нарушение требований законодательства в области здравоохранения и обязательного медицинского страхования учреждением была оказана платная медицинская помощь при травмах различной локализации пациентам, имеющим полисы обязательного медицинского страхования, что подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 22.03.2013 N 59, приложением к нему.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о правомерности вынесенного предписания от 22.03.2013 N 28 и отсутствии нарушения прав и законных интересов учреждения.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что проведение внеплановой выездной проверки надлежало согласовать с транспортным прокурором, не состоятелен, так как учреждение согласно уставу является медицинской организацией, осуществляющей медицинскую деятельность в целях охраны здоровья граждан, а не учреждением транспорта, как ошибочно полагает заявитель.
Таким образом, суды правомерно исходили из того, что проверка была проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пункта 2 Порядка согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, установленного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 N 93.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом оценки арбитражных судов, при этом суждение учреждения о наличии у него оснований для взимания платы за осуществление медицинских услуг обоснованно отклонено, поскольку, как установлено судами, медицинская помощь была оказана застрахованному лицу за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в связи с чем пациент имел право на медицинскую помощь в гарантированной объеме, оказываемую без взимания платы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения от 4 сентября 2013 года и постановления от 20 ноября 2013 года, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 4 сентября 2013 года по делу N А78-4168/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.