г. Иркутск |
|
17 апреля 2014 г. |
N А58-1934/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 17 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Юшкарёва И.Ю.,
судей: Чупрова А.И., Шелега Д.И.,
при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "ТСТ" Юртаевой Наталии Алексеевны (доверенность от 26 марта 2013 года),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2013 года по делу N А58-1934/2013 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) (суд первой инстанции: Евсеева Е.А.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н., Сидоренко В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТСТ" (ОГРН: 1021400943728; место нахождения: Республика Саха (Якутия), город Покровск; далее - общество, ООО "ТСТ") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным действий Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402052427; место нахождения: Республика Саха (Якутия), город Якутск; далее - Управление) по отказу в согласовании проектной документации "Дополнение N 2 Добыча магматических пород на блоке С1-3 северного фланга месторождения габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия)" к Проекту разработки карьера строительного щебня на месторождении габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия) и обязании Управления устранить допущенное нарушение права путем принятия решения о согласовании проектной документации немедленно.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 сентября 2013 года обществу отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2013 года решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 сентября 2013 года отменено, по делу принят новый судебный акт.
Суд апелляционной инстанции признал незаконными действия Управления по отказу ООО "ТСТ" в согласовании проектной документации "Дополнение N 2 Добыча магматических пород на блоке С1-3 северного фланга месторождения габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия)" к "Проекту разработки карьера строительного щебня на месторождении габбро-долеритов "Тит-Ары" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)", как несоответствующие Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-I "О недрах", обязал Управление в срок до 01.02.2014 устранить нарушения прав и законных интересов ООО "ТСТ" путем согласования проектной документации Дополнение N2 Добыча магматических пород на блоке С1-3 северного фланга месторождения габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия)" к "Проекту разработки карьера строительного щебня на месторождении габбро-долеритов "Тит-Ары" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)".
Не согласившись с принятым по делу постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебный акт, принятый судом апелляционной инстанции, отменить полностью, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом дано неверное толкование закона; комиссия по рассмотрению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых не имела оснований для согласования проектной документации Дополнение N 2 Добыча магматических пород на блоке С1-3 северного фланга месторождения габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия)" к "Проекту разработки карьера строительного щебня на месторождении габбро-долеритов "Тит-Ары" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)".
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на обоснованность принятого по делу постановления суда апелляционной инстанции, просит оставить его в силе.
В судебном заседании представитель ООО "ТСТ" подтвердил правовую позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N N 01825, 01823, 01824; информация, размещённая на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет"), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.03.2014 года на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы отложено до 14 часов 30 минут 10.04.2014, информация о чем размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа; текст определения суда от 26.03.2014 размещен в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" 27.03.2014; копии определения направлены лицам, участвующим в деле, и получены ими (уведомления о вручении почтовых отправлений N N 06961, 06958, 06962, 06959).
После возобновления рассмотрения кассационной жалобы представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, ООО "ТСТ" представлена на согласование Территориальной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых (далее - ТКР) Якутнедра проектная документация "Дополнение N 2 Добыча магматических пород на блоке С1-3 северного фланга месторождения габбро-долеритов Тит-Ары в Ханагаласском улусе Республики Саха (Якутия)" к "Проекту разработки карьера строительного щебня на месторождении габбро-долеритов Тит-Ары в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия)", разработанная проектной группой ООО "Якутгеосервис+" в 2012 г. на основании технического задания на проектирование, утвержденное генеральным директором ООО "ТСТ" 15.03.2012 г.
Рассмотрев представленные документы, ТКР Якутнедра установила следующее:
- выданные ранее рекомендации к проекту (протокол N 179-тпи от 14.05.2012 г.) не выполнены; с целью организации добычи магматических пород в блоке C1-З на северном фланге месторождения габбро-долеритов Тит-Ары по заданию ООО "ТСТ" проектной группой ООО "Якутгеосервис+" в 2012 году подготовлено Дополнение N 2 к проекту, не учитывающее замечания предыдущего решения ТКР Управления проекту (протокол N 179-тпи от 14.05.2012);
- не соответствие условий пользования недрами лицензии ГКГ 00611 ГЭ в части подготовки и утверждения технического проекта освоения месторождения габбро-долеритов Тит-Ары; представленное на согласование дополнение N 2 разработано на не согласованный ТКР Якутнедра (протокол N 179-тпи от 14.05.2012 г.) проект и дополнение N 1;
- испрашиваемый горный отвод площадью 37,51 га значительно превышает площади обеих лицензий ЯКУ 02090 ПЭ (0,52 га) и ГКГ 00611 ГЭ (0,45 га). Фактически контуры проектируемого карьера предусматривают пользование недрами за пределами границ, определенными лицензией ГКГ 00611 ГЭ.
- проектная документация представлена на согласование утвержденной пользователем недр (нарушен п. 5 постановления Правительства РФ от 03.03.2010 N 118);
- необоснованно в календарный график отработки включен 2012 год, при рассматриваемом и подлежащем согласованию начала работ с 2013 года.
В связи с чем, ТКР Якутнедра в соответствии с пунктом 21 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 (далее - Положение), принято решение - воздержаться от согласования проектной документации "Дополнение N 2 Добыча магматических пород на блоке С1-З северного фланга месторождения габбро-долеритов Тит-Ары в Хангаласском улусе РС(Я)" к "Проекту разработки карьера строительного щебня на месторождении габбро-долеритов Тит-Ары в Хангаласском улусе РС(Я)", представленной ООО "ТСТ".
ООО "ТСТ" рекомендовано разработать технический проект освоения на участке северного фланга месторождения магматических пород габбро-долеритов Тит-Ары в соответствии с условиями пользования недрами по лицензии ГКГ 00611 ГЭ; при разработке технического проекта учесть замечания комиссии ТКР Якутнедра от 14.05.2012 г. (протокол N 179-тпи) и настоящего протокола; в техническом проекте предусмотреть оценку пригодности пород рыхлой и скальной вскрыши для строительных работ.
ООО "ТСТ", не согласившись с действиями Управления по отказу в согласовании проектной документации, обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании соответствующих действий незаконными, обязании устранить допущенные нарушения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, исходил из того, что Управление обоснованно не согласовало представленную документацию, поскольку представленное Дополнение N 2 к уже существующему и согласованному проекту по другой лицензии ЯКУ 02090 ПЭ не может являться самостоятельным техническим проектом, предусмотренным условиями пользования непосредственно лицензии ГКГ 00611 ГЭ, что означает отсутствие технического проекта как такового; действия Управления не повлекли нарушения прав общества на предпринимательскую деятельность.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 сентября 2013 года, исходил из отсутствия в материалах дела доказательств, представленных административным органом и свидетельствующих о наличии у него оснований для отказа обществу в согласовании проектной документации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и Четвёртого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" разработка месторождений полезных ископаемых должна осуществляться в соответствии с утвержденными техническими проектами.
В соответствии с частью 2 статьи 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах" технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр или его соответствующим территориальным органом, и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Федеральным агентством по недропользованию на основании статьи 23.2 2 Закона Российской Федерации "О недрах", в целях обеспечения государственной функции по рассмотрению и согласованию проектной и технической документации на разработку полезных ископаемых 04.06.2010 приказом N 569 создана Центральная комиссия по разработке месторождений твердых полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию. Данным приказом утверждено Положение о Центральной комиссии, которой предусмотрено, что комиссия является коллегиальным органом Федерального агентства по недропользованию.
При этом руководителям территориальных органов Роснедр рекомендовано создать территориальные комиссии на местах, во исполнение которой создана Территориальная комиссия по разработке месторождений полезных ископаемых Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) Федерального агентства по недропользованию (ТКР Якутнедра).
Таким образом, Обществом проектная документация подана на согласование в соответствующий уполномоченный орган - ТКР Якутнедра, следовательно, Управление является надлежащим заинтересованным лицом по данному делу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение).
Вышеуказанное Положение принято в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах". В соответствии с п.п. 2, 12, 13 и 21 Положения, комиссия по рассмотрению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, осуществляет рассмотрение проектной документации на соответствие условиям пользования недрами, установленными в лицензии на пользование недрами и требованиям законодательства Российской Федерации о недрах, в том числе требованиями рационального комплексного использования и охраны недр.
Согласно п. 9 Положения, комиссия осуществляет, в отношении твердых полезных ископаемых, согласование конкретных видов проектных документов, а именно - проектов опытно-промышленной разработки месторождений, технических проектов разработки месторождений, технических проектов ликвидации или консервации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, технологических схем первичной переработки минерального сырья.
В соответствии с установленным Положением порядком, в настоящее время согласование проектной документации комиссией является завершающим этапом ее согласования.
Согласно пункту 15 Положения для согласования проектной документации пользователь недр подает в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган заявление с указанием своих полного и сокращенного наименований, организационно-правовой формы и места нахождения, а также перечня прилагаемых к заявлению документов.
Пунктом 16 Положения предусмотрен перечень документов, которые прилагаются к заявлению пользователя недр:
а) проектная документация (2 экземпляра на бумажном носителе и 2 экземпляра в электронном виде);
б) копия предыдущего решения комиссии (если рассмотрение проектной документации проводится повторно);
в) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, копии заключений:
государственной экспертизы запасов;
государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
государственной экологической экспертизы; экспертизы промышленной безопасности;
г) копия лицензии на пользование участком недр, в пределах которого находится месторождение полезного ископаемого или подземное сооружение, не связанное с добычей полезных ископаемых, со всеми приложениями и дополнениями к ней.
В силу подпункта "а" пункта 21 Положения несоответствие проектной документации условиям пользования недрами, установленным в лицензии на пользование недрами, и (или) требованиям законодательства Российской Федерации является основанием для принятия комиссией или уполномоченным органом решения об отказе в согласовании проектной документации.
Суд первой инстанции согласился с доводом Управления о том, что основанием для отказа в согласовании представленной обществом документации явилось несоответствие проектной документации условиям пользования недрами, установленным в лицензии на пользование недрами (подпункт "а" пункта 21 Положения).
Вместе с тем, судом первой инстанции сделан вывод о том, что в связи с непредставлением вместе с Дополнением N 2 основного проекта и дополнения N1, ТКР Якутнедра была лишена возможности определить условия по проекту.
С учетом изложенного, несмотря на все доводы общества, изложенные в заявлениях и дополнениях, и поддержанные в суде, в том числе, относительно компетенции ТКР Якутнедра, отсутствия необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации, наличия заключения экспертизы промышленной безопасности и горноотводного акта, суд сделал заключение о том, что оспариваемые действия Управления по отказу в согласовании представленной документации не повлекли нарушения прав заявителя на предпринимательскую деятельность.
По мнению суда кассационной инстанции, данный вывод является преждевременным и основанным на формальном подходе к анализу фактических обстоятельств дела.
Судом не исследован вопрос о возможности отнесения представленного заявителем Дополнения N 2 к категории технического проекта (проектной документации), в соответствии с которым осуществляется разработка месторождений полезных ископаемых и который подлежит согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр по смыслу статьи 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах", Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. N 118). В зависимости от этого может быть сделан вывод о надлежащем либо ненадлежащем исполнении обязанности недропользователя по представлению технического проекта (проектной документации) в Комиссию, возможности выполнения Комиссией обязанностей по рассмотрению проектной документации, возложенные на нее Законом о недрах и Положением, а также о нарушении либо не нарушении прав и законных интересов Заявителя оспариваемыми действиями Управления.
Указанные преждевременные выводы суда, а также неверное применение норм арбитражного процессуального законодательства (части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) могли привести к принятию неправильного решения.
Судом апелляционной инстанции сделаны верные выводы о том, что ряд замечаний к содержанию проектной документации, изложенных в Протоколе заседания Комиссии N 252-тпи от 29.02.2013 не могут быть признаны в качестве оснований для отказа в ее согласовании, установленных в пункте 21 Положения. В частности, суд кассационной инстанции соглашается с выводом о том, что факт предоставления на согласование проектной документации, уже утвержденной пользователем недр, что повлекло нарушение пункта 5 Положения, не влияет на законность данной документации, относится к ее форме, а не содержанию, и не может являться основанием для отказа в ее согласовании.
Вместе с тем, недостаточно обоснован вывод суда апелляционной инстанции о том, что включение недропользователем в календарный график отработки 2012 года, при рассматриваемом и подлежащим согласованию начале работ с 2013 года, не относится к основаниям для отказа в согласовании проектной документации, указанным в пункте 21 Положения.
В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации "О недрах" участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование, в том числе, для добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр.
Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.
Определяя понятие лицензии на право пользования недрами ст.11 Закона о недрах указывает, что лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В статье 12 Закона Российской Федерации "О недрах", устанавливающих содержание лицензии на пользование недрами, отмечено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе, сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу).
Частью 3 статьи 12 Закона Российской Федерации "О недрах" установлено, что в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, не зависящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Основаниями для досрочного прекращения права пользования недрами является, в том числе, нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (пункт 2 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах"); в случае, если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах, право пользования недрами также прекращается досрочно (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах").
К числу обязанностей пользователя недр Законом Российской Федерации "О недрах" отнесено выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10 части 2 статьи 22 указанного Закона).
Таким образом, законодательство о недропользовании относит сроки пользования недрами, в том числе, и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу) к существенным условиям лицензии на пользование недрами, несоблюдение которых не только является основанием для отказа утверждении проектной документации в соответствии с пунктом 21 Положения, но и основаниями для досрочного прекращения права пользования недрами в порядке части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах".
Довод суда апелляционной инстанции о праве недропользователя обратиться в орган, выдавший лицензию, за изменением условий пользования недрами, не может быть принят во внимание при оценке обоснованности отказа в утверждении проектной документации, поскольку на момент рассмотрения проектной документации и вынесения Комиссией оспариваемого отказа, соответствующие изменения в лицензию не были внесены. По смыслу пункта 21 Положения Комиссия проверяет соответствие проектной документации условиям пользования недрами, установленным в лицензии на пользование недрами, и (или) требованиям законодательства Российской Федерации на момент проверки. При этом гипотетическая возможность изменения условий лицензии в будущем не может влиять на выводы Комиссии, поскольку в ином случае сам предмет проверки становится неопределенным.
Одним из оснований для отказа в согласовании проектной документации явилось превышение площади испрашиваемого горного отвода (37,51 га) площади обеих лицензий ЯКУ 02090 ПЭ (0,52 га) и ГКГ 00611 ГЭ (0,45 га), а также пользование недрами в соответствии с фактическими контурами проектируемого карьера за пределами границ, определенных лицензией ГКГ 00611 ГЭ.
По мнению суда апелляционной инстанции вопрос о согласовании границ горного отвода производится пользователем недр только после согласования технической документации проекта добычи или внесения в нее изменений, в связи с чем на данной стадии границы горного отвода носят проектный характер, требующий последующего уточнения, что не может служить основанием для отказа в согласовании проектной документации.
Судом кассационной инстанции данный вывод признан недостаточно обоснованным в силу следующего.
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О недрах" в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах" документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
К содержанию лицензии на право пользования недрами статья 12 Закона Российской Федерации "О недрах" относит, в том числе, указание границ участка недр, предоставляемого в пользование. Изменение данного условия допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Одним из основных прав пользователя недр является использование предоставленного ему участка недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции (пункт 1 части 1 статьи 22 Закона Российской Федерации "О недрах"), ограничение застройки площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода (пункт 5 части 1 статьи 22 названного Закона).
Закон Российской Федерации "О недрах" относит границы участка недр, предоставляемого в пользование, равно как и сроки пользования недрами, к существенным условиям лицензии на пользование недрами, несоблюдение которых также является не только основанием для отказа в согласовании проектной документации в соответствии с пунктом 21 Положения, но и основаниями для досрочного прекращения права пользования недрами в порядке части 2 статьи 20 названного Закона.
На момент рассмотрения проектной документации и вынесения Комиссией оспариваемого отказа, соответствующие изменения в лицензию не были внесены.
Таким образом, при рассмотрения проектной документации Комиссия обоснованно руководствовалась границами горного отвода, установленного при предоставлении лицензии на пользование недрами.
Кроме этого, судом апелляционной инстанции не обоснован вывод о возможности уточнения границ горного отвода с 0,52 и 0,45 га до 37,51 га, а также о наличии причин для такого уточнения. Также не дана оценка соответствия такого уточнения нормам Закона Российской Федерации "О недрах", существенным условиям лицензии на право пользования недрами, возможности обхода норм названного Закона пользователем недр в части необоснованного увеличения границы участка недр, предоставляемого в пользование более чем в 70 раз, возможности получения лицензии на право пользования недрами с иными границами участка недр.
Таким образом, судом апелляционной инстанции неполно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы Закона о недрах, пункта 21 Положения, что могло привести к принятию неправильного решения. Выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для отказа в утверждении проектной документации не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, что, учитывая преждевременные выводы суда первой инстацнии, а также неверное применение им норм арбитражного процессуального законодательства, является в соответствии с частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанции и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела судом первой инстанции следует установить указанные фактические обстоятельства дела, правильно применить нормы материального права и сделать обоснованный вывод о наличии либо отсутствии оснований для отказа Комиссией в утверждении проектной документации, а также факта нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 сентября 2013 года по делу N А58-1934/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2013 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Ю. Юшкарёв |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На момент рассмотрения проектной документации и вынесения Комиссией оспариваемого отказа, соответствующие изменения в лицензию не были внесены.
Таким образом, при рассмотрения проектной документации Комиссия обоснованно руководствовалась границами горного отвода, установленного при предоставлении лицензии на пользование недрами.
Кроме этого, судом апелляционной инстанции не обоснован вывод о возможности уточнения границ горного отвода с 0,52 и 0,45 га до 37,51 га, а также о наличии причин для такого уточнения. Также не дана оценка соответствия такого уточнения нормам Закона Российской Федерации "О недрах", существенным условиям лицензии на право пользования недрами, возможности обхода норм названного Закона пользователем недр в части необоснованного увеличения границы участка недр, предоставляемого в пользование более чем в 70 раз, возможности получения лицензии на право пользования недрами с иными границами участка недр."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 апреля 2014 г. N Ф02-993/14 по делу N А58-1934/2013
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2014 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4933/13
17.09.2014 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4933/13
12.08.2014 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-1934/13
24.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7971/14
06.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7971/14
17.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-993/14
17.12.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4933/13
02.09.2013 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-1934/13