г. Чита |
|
17 декабря 2013 г. |
Дело N А58-1934/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова,
судей В.А. Сидоренко, Д.Н. Рылова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ТСТ" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 сентября 2013 года по делу N А58-1934/2013 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ТСТ" (ИНН 1431007588, ОГРН 1021400943728) к Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435151857, ОГРН 1041402052427) о признании незаконным действия по отказу в согласовании проектной документации "Дополнение N 2 Добыча магматических пород на блоке С1-3 северного фланга месторождения габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангаласском улусе РС(Я)" к Проекту разработки карьера строительного щебня на месторождении габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангаласском улусе РС(Я) и обязании устранить допущенное нарушение права путем принятия решения о согласовании проектной документации немедленно,
(суд первой инстанции: Евсеева Е.А),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: Наумова Г.Г., руководителя Управления по приказу N 137 от 28.03.2013;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию (ОГРН 1021401055873, ИНН 1435050023): не было;
- Ленского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1021401068996, ИНН 1435067147): не было;
установил:
Заявитель, общество с ограниченной ответственностью "ТСТ", обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным действий по отказу в согласовании проектной документации "Дополнение N 2 Добыча магматических пород на блоке С1-3 северного фланга месторождения габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангаласском улусе РС(Я)" к Проекту разработки карьера строительного щебня на месторождении габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангаласском улусе РС(Я) и обязании устранить допущенное нарушение права путем принятия решения о согласовании проектной документации немедленно.
Решением суда первой инстанции от 02 сентября 2013 года заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Управление обоснованно не согласовало представленную документацию, поскольку представленное Дополнение N 2 к уже существующему и согласованному проекту по другой лицензии ЯКУ 02090 ПЭ не может являться самостоятельным техническим проектом, предусмотренным условиями пользования непосредственно лицензии ГКГ 00611 ГЭ, что означает отсутствие технического проекта как такового.
Представленное Дополнение N 2 к Проекту по другому участку недр по 21 лицензии ЯКУ 02090 ПЭ, являющимся самостоятельным объектом, не может быть отнесено к лицензионному участку по лицензии ГКГ 00611 ГЭ.
При том, что в связи с непредставлением вместе с Дополнением N 2 основного проекта и дополнения N1, ТКР Якутнедра было лишено возможности определить, какие условия были по проекту.
С учетом изложенного, несмотря на все доводы Общества, изложенные в заявлениях и дополнениях, и поддержанные в суде, в т.ч. относительно компетенции ТКР Якутнедра, отсутствия необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации, наличия заключения экспертизы промышленной безопасности и горноотводного акта, оспариваемые действия Управления по отказу в согласовании представленной документации не повлекли нарушения прав заявителя на предпринимательскую деятельность.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Из апелляционной жалобы и дополнительных пояснений следует, что суд первой инстанции дан ненадлежащую оценку доводам заявителя. Суд первой инстанции принял во внимание доводы ответчика, которые не являлись основанием для отказа в согласовании проекта. Кроме того, суд не дал оценку второму абзацу пункта 2.2 Протокола 252-тпи о размере и границах горного отвода, не установил права комиссии отказывать в согласовании проектной документации по основаниям размера горного отвода.
По мнению заявителя, суд первой инстанции ошибочно указал, что обществом нарушены пункты 12 и 13 Положения N 118. В протоколе N 252-тпи отсутствует указание о невозможности рассмотрения дополнения N 2 в отсутствие проекта 2006. Суд не принял во внимание, что представленные комиссии документы являются техническим проектом по своей сути, а не по названию. Дополнение N 2 к проекту 2006 является дополнением этого проекта и подлежит согласованию комиссией по правилам пункта 25 Положения 118, без рассмотрения как дополнение к проектной документации в области промышленной безопасности. Комиссия проигнорировала утверждение заключения экспертизы промышленной безопасности Ленским Управлением Ростехнадзора.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200267498748.
Представитель Якутнедра в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, указав на законность решения суда.
Представитель Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200267498724.
Представитель Ленского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200267498717.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, об отложении судебного разбирательства, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 08.10.2013, 12.11.2013.
Согласно пункту 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы представителя Управления, пришел к следующим выводам.
14 мая 2012 года территориальная комиссия по разработке месторождений полезных ископаемых Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) рассмотрев проектную документацию "Разработка карьера строительного щебня на месторождении габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия), представленной ООО "ТСТ", протоколом 179-тпи воздержалась от согласования проектной документации, и предложила повторно представить ее на рассмотрение, доработав замечания комиссии (т. 1, л. 85-88).
В последующем обществом представлена в комиссию на согласование проектная документация "Дополнение N 2 Добыча магматических пород на блоке С1-3 северного фланга месторождения габбро-долеритов "Тит-Ары" в Ханагаласском улусе РС(Я)" к "Проекту разработки карьера строительного щебня на месторождении габбро-долеритов "Тит-Ары" Хангаласского улуса РС(Я)", разработанная проектной группой ООО "Якутгеосервис+" в 2012 г. на основании технического задания на проектирование, утвержденное генеральным директором ООО "ТСТ" 15.03.2012 г.
28 февраля 2013 года комиссия по разработке месторождений полезных ископаемых Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия), рассмотрев представленную обществом проектную документацию "Разработка карьера строительного щебня на месторождении габбро-долеритов "Тит-Ары" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия), на основании п. 21 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной "документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118, воздержалась от согласования проектной документации "Дополнение N 2 Добыча магматических пород на блоке С1-3 северного фланга месторождения габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия)" к "Проекту разработки карьера строительного щебня на месторождении габбро-долеритов "Тит-Ары" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)".
Рассматривая представленные документы, ТКР Якутнедра указала следующее (т. 1, л. 101):
- несоответствие условий пользования недрами лицензии ГКГ 00611 ГЭ в части подготовки и утверждения технического проекта освоения месторождения габбро-долеритов Тит-Ары; представленное на согласование дополнение N 2 разработано на не согласованные ТКР Якутнедра (протокол N 179-тпи от 14.05.2012 г.) проект и дополнение N 1;
- испрашиваемый горный отвод площадью 37,51 га значительно превышает площади обеих лицензий ЯКУ 02090 ПЭ (0,52 га) и ГКГ 00611 ГЭ (0,45 га). Фактически контуры проектируемого карьера предусматривают пользование недрами за пределами границ, определенными лицензией ГКГ 00611 ГЭ.
- проектная документация представлена на согласование утвержденной пользователем недр (нарушен п. 5 постановления Правительства РФ от 3 марта 2010 г. N 118);
- необосновано в календарный график отработки включен 2012 год, при рассматриваемом и подлежащем согласованию начала работ с 2013 года.
При этом комиссия рекомендовала обществу:
- разработать технический проект освоения на участке северного фланга месторождения габбро-долеритов Тит-Арыв Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия) в соответствии с условиями пользования недрами по лицензии ГКГ 00611 ГЭ.
- при разработке технического проекта учесть замечания комиссии ТКР Якутскнедра от 14.05.2012 (протокол N 179-тпи) и настоящего протокола.
- в техническом проекте предусмотреть оценку пригодности пород рыхлой и скальной вскрыши для строительных работ (т. 1, л. 101-104).
Общество, посчитав, что указанный отказ в согласовании проектной документации нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии счастью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ипунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 23.2 Закона Российской Федерации о недрах разработка месторождений полезных ископаемых должна осуществляться в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр или его соответствующим территориальным органом, и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Федеральным агентством по недропользованию на основании статьи 23.2 Закона Российской Федерации о недрах, в целях обеспечения государственной функции по рассмотрению и согласованию проектной и технической документации на разработку полезных ископаемых 04.06.2010 приказом N 569 создана Центральная комиссия по разработке месторождений твердых полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию. Данным приказом утверждено Положение о Центральной комиссии, которой предусмотрено, что комиссия является коллегиальным органом Роснедр.
При этом руководителям территориальных органов Роснедра рекомендовано создать территориальные комиссии на местах, во исполнение которой создана Территориальная комиссия по разработке месторождений полезных ископаемых Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) Федерального агентства по недропользованию (ТКР Якутнедра).
Суд апелляционной инстанции считает, что обществом проектная документация подана на согласование в соответствующий уполномоченный орган - ТКР Якутнедра, следовательно, Управление является надлежащим заинтересованным лицом по данному делу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
В соответствии с п. п. 2, 12, 13 и 21 Положения, комиссия по рассмотрению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, осуществляет рассмотрение проектной документации на соответствие условиям пользования недрами, установленными в лицензии на пользование недрами и требованиям законодательства Российской Федерации о недрах, в том числе требованиями рационального комплексного использования и охраны недр.
Согласно п. 9 Положения, комиссия осуществляет, в отношении твердых полезных ископаемых, согласование конкретных видов проектных документов, а именно - проектов опытно-промышленной разработки месторождений, технических проектов разработки месторождений, технических проектов ликвидации или консервации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, технологических схем первичной переработки минерального сырья.
В соответствии с установленным Положением порядком, в настоящее время согласование проектной документации комиссией является завершающим этапом ее согласования.
Как следует из материалов дела, общество представило в комиссию для согласования проектную документацию "Дополнение N 2 Добыча магматических пород на блоке С1-3 северного фланга месторождения габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия)" к "Проекту разработки карьера строительного щебня на месторождении габбро-долеритов "Тит-Ары" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)".
В соответствии с п. 25 Положения, подготовка, согласование и утверждение изменений (дополнений), вносимых в проектную документацию, осуществляются в порядке, установленном для подготовки, согласования и утверждения проектной документации.
Таким образом, подготовка, согласование и утверждение изменений (дополнений), вносимых в проектную документацию, осуществляются в порядке, установленном для подготовки, согласования и утверждения проектной документации.
Суд апелляционной инстанции, оценив материалы дела в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соглашаясь с доводами апелляционной жалобы, исходит из следующего.
Частью 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
ООО "ТСТ" является владельцем двух лицензий на право пользования недрами на месторождении магматических пород габбро-долеритов "Тит-Ары", расположенного на территории МО "Хангаласский улус (район)" Республики Саха (Якутия), на левом берегу р. Лена, в 1,5 км ниже по течению от с. Тит-Ары.
Месторождение разделено на два участка: южный и северный.
На южный участок месторождения Тит-Ары 04.02.2004 оформлена лицензия ЯКУ 02090 ПЭ с целевым назначением и видами работ - добыча строительного щебня на месторождении габбро-долеритов "Тит-Ары", сроком действия до 31.01.2014 (т.2 л.д. 8-9).
На северный участок 14.03.2012 гвыдана лицензия ГКГ 00611 ГЭ с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча магматических пород габбро-долеритов на северном фланге месторождения Тит-Ары, сроком действия до 31.12.2030 (т.3 л.д. 84-85).
Горный отвод по лицензии ЯКУ 02090 ПЭ составляет - 0,52 га; по лицензии ГКГ 00611 ГЭ - 0,45 га.
Между Обществом и ГУ Хангаласский лесхоз Департамента по лесным отношениям Минохраны природы РС(Я) 16.11.2007 заключен договор аренды лесного участка N 7, по которому лесной участок площадью 8,48 га местоположение: РС(Я), Хангаласский лесхоз, Синского лесничества в квартале 731 выделы 24,26 на месторождении габбро-долеритов "Тит-Ары" кадастровый номер 14:32:060202:0003, предоставлен Обществу в аренду на срок до 31.01.2014 для целей выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, заготовки древесины. Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке, лесной участок передан по акту приема-передачи N8 от 16.11.2007.
Обществом представлена (т. 1, л. 72) в Якутнедра на согласование проектная документация "Дополнение N 2 Добыча магматических пород на блоке С1-3 северного фланга месторождения габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия)" к "Проекту разработки карьера строительного щебня на месторождении габбро-долеритов "Тит-Ары" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)", разработанная проектной группой ООО "Якутгеосервис+" в 2012 г. на основании технического задания на проектирование, утвержденное генеральным директором ООО "ТСТ".
Представленные материалы содержали:
- проектную документацию "Дополнение N 2 Добыча магматических пород на блоке С1-3 северного фланга месторождения габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангаласском улусе РС(Я)" (2012 г.) в составе:
Том 1. Пояснительная записка.
Том 2. Оценка воздействия на окружающую среду.
Том 3. Оценка экономической обоснованности проектных решений.
Графические приложения на 7 л.;
- копию лицензии ГКГ 00611 ГЭ от 14.03.2012 г. на право пользования недрами с целью разведки и добычи магматических пород габбро-долеритов на месторождении Тит-Ары, с приложениями;
- копию протокола заседания Экспертной комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых Госкомгеологии Республики Саха (Якутия) от 21.12.2011 г. N 218 на "Отчет о результатах разведочных работ с подсчетом запасов на северном фланге месторождения габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангаласском районе Республики Саха (Якутия";
- копию заключения экспертизы промышленной безопасности ООО "Маркшейдерское Бюро" N 056-Г-ПБ-2012 от 14.06.2012 г. на проектную документацию "Дополнение N 2 Добыча магматических пород на блоке C1-З северного фланга месторождения габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангаласском улусе РС(Я)" к "Проекту разработки карьера строительного щебня на месторождении габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангаласском улусе РС(Я)";
- копию решения Ленского управления Ростехнадзора от 25.06.2012 г. N 02-24/2687 об утверждении заключения промышленной безопасности на проектную документацию "Дополнение N 2 Добыча магматических пород на блоке C1-З северного фланга месторождения габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангаласском улусе РС(Я)" к "Проекту разработки карьера строительного щебня на месторождении габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангатасском улусе РС(Я)", per. N 73-ПД-00811-12;
- копию письма Минохраны природы РС(Я) от 20.06.2012 г. N 10-09/6-1936 о рассмотрении проектной документации "Дополнение N 2 Добыча магматических пород на блоке С|-3 северного фланга месторождения габбро-долеритов Тит-Ары в Хангаласском улусе РС(Я)" к "Проекту разработки карьера строительного щебня на месторождении габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангаласском улусе РС(Я)";
- справка ООО "ТСТ" о не проведении государственной экспертизы проектной документации;
- типовой проект производства буровзрывных работ на карьере строительного щебня месторождения габбро-долеритов "Тит-Ары" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
28.02.2013, рассмотрев представленные документы, ТКР Якутнедра воздержалась от согласования проектной документации, изложив основания в Протоколе заседания N 252-тпи от 28.02.2013 (т. 1, л. 101), в связи с чем, именно данный акт подлежал оценке судом первой инстанции.
Одним из оснований отказа заявителю в согласовании проектной документации комиссия указывает на несоответствие условий пользования недрами лицензии ГКГ 00611 ГЭ в части подготовки и утверждения технического проекта освоения месторождения габбро-долеритов "Тит-Ары", а представленное на согласование дополнение N 2 разработано на не согласованные ТКР Якутнедра (протокол N 179-тпи от 14.05.2012 г.) проект и дополнение N 1, что, по мнению Якутнедра, свидетельствует о том, что выданные ранее обществу рекомендации к проекту (протокол N 179-тпи от 14.05.2012 г.) не выполнены, дополнение N 2 к проекту не учитывает замечания предыдущего решения ТКР Управления (протокол N 179-тпи от 14.05.2012 г.)
Суд апелляционной инстанции, критически оценивая данное основание, исходит из следующего.
Как было указано ранее, общество направляло в территориальную комиссию по разработке месторождений полезных ископаемых Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) проектную документацию "Разработка карьера строительного щебня на месторождении габбро-долеритов "Тит-Ары" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)" (т. 1, л. 53).
14 мая 2012 года территориальная комиссия, рассмотрев указанные документы, протоколом 179-тпи воздержалась от согласования проектной документации, и предложила повторно представить ее на рассмотрение, доработав замечания комиссии (т. 1, л. 85).
Между тем, общество, согласившись с требованиями территориальной комиссии, отказалось от доработки указанных документов и приняло решение о разработке новых документов, в результате чего им было представлено в территориальную комиссию "Дополнение N 2 Добыча магматических пород на блоке С1-3 северного фланга месторождения габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия)" к "Проекту разработки карьера строительного щебня на месторождении габбро-долеритов "Тит-Ары" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)".
В силу того, что указанное дополнение является вновь разработанной проектной документацией, не имеющей отношения к документации, представлявшейся ранее в территориальную комиссию, у административного органа не было законных оснований указывать при оценке представленных документов на неисполнение обществом Протокола заседания N 179-тпи от 14.05.2012. О том, что документация, оцениваемая комиссией 14.05.2012 и 28.02.2013, является различной и несоотносимой, свидетельствует то, что название и содержание данной документации различное, она сформирована в различный период времени.
Более того, суд апелляционной инстанции считает, абстрактное указание в протоколе территориальной комиссии N 252-тпи от 28.02.2013 на неисполнение заявителем протокола территориальной комиссии N 179-тпи от 14.05.2012 не позволяет обществу и суду установить данные обстоятельства.
В силу указанного, территориальная комиссия Якутнедра не имела оснований, выдвигать к документации, рассматриваемой 28.02.2013, требования, которые ею выдвигались к документации, рассмотренной 14.05.2012.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что протокол от 28.02.2013 не содержит указаний на то, в чем состоит несоответствие условий пользования недрами, установленных лицензией ГКГ 00611 ГЭ, и представленной обществом документации "Дополнение N 2 Добыча магматических пород на блоке С1-3 северного фланга месторождения габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия)" к "Проекту разработки карьера строительного щебня на месторождении габбро-долеритов "Тит-Ары" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)".
В обязанности общества не входит осуществлять исправления представленной документации исключительно на аналитическом сопоставлении выводов территориальной комиссии по различным протоколам ее заседаний. Принимая отказ, территориальная комиссия, обязана точно и полно сформулировать выявленные нарушения и недостатки, и не позволяющие давать этим выводам двойное толкование.
Следующий вывод территориальной комиссии, послуживший основанием для отказа заявителю в согласовании проектной документации, указывает на то, что испрашиваемый горный отвод площадью 37,51 га значительно превышает площади обеих лицензий ЯКУ 02090 ПЭ (0,52 га) и ГКГ 00611 ГЭ (0,45 га), а фактические контуры проектируемого карьера предусматривают пользование недрами за пределами границ, определенных лицензией ГКГ 00611 ГЭ.
Оценивая данный вывод, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Статьей 7 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" установлено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии состатьей 23.2 настоящего Закона документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Как следует из материалов дела, пунктом 2 Сведений об участке недр в приложении N 6 к лицензии ГКГ 0611 ГЭ (т. 1, л. 35) установлено, что орган выдавший лицензию, придает лицензионному участку недр статус предварительного горного отвода. В силу статьи 7 названного Закона, после разработки технического проекта и его согласования, документы, определяющие уточненные границы горного отвода включаются в лицензию в качестве его неотъемлемой составной части, а копия горного отвода в течение 10 дней предоставляется органу, выдавшему лицензию и хранится в лицензионном отделе.
Материалами дела подтверждается, что техническая документация "Дополнение N 2 Добыча магматических пород на блоке С1-3 северного фланга месторождения габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия)" к "Проекту разработки карьера строительного щебня на месторождении габбро-долеритов "Тит-Ары" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)" вместе с Проектом горного отвода (т. 2 л.д. 51) прошли экспертизу промышленной безопасности (т. 1 л.д. 99), утвержденной Ленским управлением Ростехнадзора (т. 2 л.д. 48).
Кроме того, Ленским управлением Ростехнадзора обществу утвержден План горного отвода с ведомостью угловых точек (том 1 л.д. 97) и выдан горноотводный акт N 105 (т. 1 л.д. 96), которые удостоверяют уточненные границы горного отвода.
Таким образом, вопрос о согласовании границ горного отвода производится пользователем недр только после согласования технической документации проекта добычи или внесения в нее изменений, в связи с чем на данной стадии границы горного отвода носят проектный характер, требующий последующего уточнения, что не может служить основанием, в силу п. 21 Положения N 118, основанием для отказа в согласовании проектной документации.
Следующим основанием отказа в согласовании проектной документации является довод Якутнедра о том, что проектная документация представлена на согласование уже утвержденной пользователем недр, чем нарушен п. 5 Положения о подготовки, согласования и утверждения технических проектов Постановления Правительства РФ от 03 марта 2010 г. N 118.
Действительно п. 5 Положения о подготовки, согласования и утверждения технических проектов Постановления Правительства РФ от 03 марта 2010 г. N 118, установлено, что проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (далее - комиссия). Общество, представляя техническую документацию ""Дополнение N2 Добыча магматических пород на блоке С1-3 северного фланга месторождения габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия)" к "Проекту разработки карьера строительного щебня на месторождении габбро-долеритов "Тит-Ары" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)" в Якутнедра, утвердило ее руководителем путем проставления подписи руководителя от 01.06.2012.
Оценивая данное обстоятельство, суд апелляционной инстанции считает, что оно не носит существенного характера, влияющего на законность данной документации, и, в силу п. 21 Положения о подготовки, согласования и утверждения технических проектов Постановления Правительства РФ от 3 марта 2010 г. N 118, не может являться основанием для принятия комиссией решения об отказе в согласовании проектной документации.
Названная норма устанавливает, что основаниями для принятия комиссией решения об отказе в согласовании проектной документации являются:
а) несоответствие проектной документации условиям пользования недрами, установленным в лицензии на пользование недрами, и (или) требованиям законодательства Российской Федерации;
б) несоответствие данных, указанных в проектной документации, заключению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (за исключением проектной документации, предусмотренной подпунктами "в" и"г" пункта 13 настоящего Положения);
в) несоответствие проектной документации требованиям к составу и содержанию проектной документации, предусмотренным пунктами 12 и 13 настоящего Положения.
Приведенное выше обстоятельство к таким основаниям не относится.
Следующим основанием отказа обществу в согласовании проектной документации является довод Якутнедра о том, что заявителем необоснованно в календарный график отработки включен 2012 год, при рассматриваемом и подлежащем согласованию начала работ с 2013 года.
Суд апелляционной инстанции, оценив указанное, также считает, что данное обстоятельство не относится к основаниям, указанным в п. 21 Положения о подготовки, согласования и утверждения технических проектов Постановления Правительства РФ от 3 марта 2010 г. N 118.
Так, начало работ по промышленному освоению лицензионного участка установлено подпунктом "в" пункта 4.1 Условий пользования недрами к лицензии недропользования и не может быть изменено заявителем в одностороннем порядке обществом. Поскольку общество просило Якутнедра согласовать дополнение к уже утвержденной проектной документации, то суд апелляционной инстанции считает, что заявитель, после согласования указанного Дополнения в проектную документацию на основании пункта 7 статьи 22 Закона "О недрах" вправе обратиться в орган, выдавший лицензию за изменением Условий пользования недрами в указанной части. После изменения даты начала освоения месторождения в Условиях пользования недрами, будет изменен календарный график работ в соответствии с новой датой.
Суд апелляционной инстанции, оценив рекомендации, данные Якутнедра в Протоколе от 28.2013, находит их неисполнимыми, по следующим основаниям.
Так, обществу предложено разработать технический проект освоения на участке северного фланга месторождения габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия) в соответствии с условиями пользования недрами по лицензии ГКГ 00611 ГЭ, но при этом не указано, в соответствии с какими конкретными Условиями пользования недрами.
Рекомендация Якутнедра о том, чтобы при разработке технического проекта общество учло замечания комиссии ТКР Якуткнедра, изложенные в протоколе от 14.05.2012 N 179-тпи, не может быть исполнена, поскольку, как указано судом апелляционной инстанции выше, обществом на согласование комиссии представлены кардинально иные документы, чем те, которые были представлены им ранее и рассматривались комиссией 14.05.2012.
Рекомендация комиссии о том, что в техническом проекте обществу необходимо предусмотреть оценку пригодности пород рыхлой и скальной вскрыши для строительных работ, также носит несостоятельный характер, поскольку в составе Проекта горного отвода (т. 1 л.д. 90) разработаны мероприятия - глава 1.3. "Подсчет запасов", где предусмотрено проведение эксплуатационной разведки. Такая оценка пригодности вскрышных и скальных пород осуществляется после проведения разведочных работ (вид пользования недрами по лицензии ГКГ 00611 ГЭ), к которым заявитель может приступить только после согласования рассматриваемого проекта. В соответствии со статьей 23.2 Закона "О недрах", разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами осуществляются в соответствии с утвержденным техническим проектом.
Доводы Якутнедра о том, что "Дополнение N 2 Добыча магматических пород на блоке С1-3 северного фланга месторождения габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангаласском улусе РС(Я)" не имеет отношения к "Проекту разработки карьера строительного щебня на месторождении габбро-долеритов "Тит-Ары" Хангаласского улусеа РС(Я)", т.к. речь идет о разных лицензиях о пользовании недрами, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку данный вывод не являлся основанием для воздержания комиссии от согласования проектной документации изложенного в Протоколе заседания комиссии N 252-тпи от 28.02.2013.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что административный орган не представил в суд доказательств, свидетельствующих о наличии у него оснований, указанных в п. 21 Положения о подготовки, согласования и утверждения технических проектов Постановления Правительства РФ от 3 марта 2010 г. N 118, для отказа обществу в согласовании проектной документации и подтверждения законности оспариваемых действий.
В связи с указанным решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными (ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Требования общества подлежат удовлетворению.
Взыскать с Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТСТ" судебные расходы в размере 3 000 руб., уплаченные платежным поручением N 580 от 02.04.2013 (т. 1, л. 17), чек-ордером от 20.09.2013 (т. 4, л. 79).
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "02" сентября 2013 года по делу N А58-1934/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконными действия Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) по отказу обществу с ограниченной ответственностью "ТСТ" в согласовании проектной документации "Дополнение N 2 Добыча магматических пород на блоке С1-3 северного фланга месторождения габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангаласском улусе РС(Я)" к "Проекту разработки карьера строительного щебня на месторождении габбро-долеритов "Тит-Ары" Хангаласского улуса РС(Я)", как несоответствующие Закону РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия) в срок до 01.02.2014 устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ТСТ", путем согласования проектной документации Дополнение N 2 Добыча магматических пород на блоке С1-3 северного фланга месторождения габбро-долеритов "Тит-Ары" в Хангаласском улусе РС(Я)" к "Проекту разработки карьера строительного щебня на месторождении габбро-долеритов "Тит-Ары" Хангаласского улуса РС(Я)".
Взыскать с Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТСТ" судебные расходы в размере 3 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-1934/2013
Истец: ООО "ТСТ"
Ответчик: Управление по недропользованию по Республики Саха (Якутия)
Третье лицо: Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию, Ленское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Саха (Якутия)
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2014 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4933/13
17.09.2014 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4933/13
12.08.2014 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-1934/13
24.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7971/14
06.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7971/14
17.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-993/14
17.12.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4933/13
02.09.2013 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-1934/13