г. Иркутск |
|
09 июня 2014 г. |
N А19-4333/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Клепиковой М.А., Платова Н.В.,
при участии в судебном заседании представителя Международного учреждения здравоохранения НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ Борисовой Ольги Леонидовны (доверенность от 19.03.2013, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 ноября 2013 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2014 года по делу N А19-4333/2013 (суд первой инстанции: Зарубина Т.Б., суд апелляционной инстанции: Капустина Л.В., Гречаниченко А.В., Юдин С.И.),
установил:
Международное учреждение здравоохранения НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ (далее - истец, МУЗ НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию (городское поселение) Усть-Кутского района Иркутской области в лице Администрации муниципального образования (городское поселение) Усть-Кутского района Иркутской области (далее - администрация) и Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области о взыскании солидарно за счет соответствующей казны 57 240 рублей убытков за оказанные услуги по предоставлению специализированной медицинской помощи по проведению бикарбонатного диализа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Иркутской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 ноября 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2014 года, исковые требования удовлетворены частично: с Иркутской области за счет казны в пользу истца взыскано 57 240 рублей. В удовлетворении иска к администрации отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов Иркутской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Из кассационной жалобы следует, что пациент Лешенко Е.П. не получал медицинской помощи в областном государственном учреждении здравоохранения, в связи с этим обеспечение нуждающихся лиц гемодиализом осуществляется за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов; главным распорядителем бюджетных средств по вопросам здравоохранения является Министерство здравоохранения Иркутской области.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство здравоохранения Иркутской области поддержало изложенные в ней доводы.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель МУЗ НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ против доводов кассационной жалобы возражала, ссылаясь на законность и обоснованность принятых судебных актов, полное и всестороннее исследование и оценку судами имеющихся в деле доказательств, правильное установление правоотношений сторон и обстоятельств дела, в связи с чем просил в удовлетворении жалобы отказать.
В Министерство финансов Иркутской области и Министерство здравоохранения Иркутской области о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей в судебное заседание не направили.
Информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в сети "Интернет" на общедоступных сайтах Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru.
При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве Министерства здравоохранения Иркутской области и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, ГБУЗ "Иркутская ордена "Знак почета" ОКБ" пациент Лешенко Елена Петровна была направлена для лечения программным гемодиализом в МУЗ НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ, которым указанному пациенту было оказано 12 процедур гемодиализа на сумму 57 240 рублей.
Ссылаясь на обязанность ответчиков возместить стоимость оказанных пациенту услуг, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, принимая решение об удовлетворении заявленных требований к Иркутской области за счет средств казны, исходили из того, что финансирование медицинской помощи гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Иркутской области, в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа относится к расходным обязательствам бюджета Иркутской области.
Суд округа считает выводы судов соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам права.
В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 04.10.2010 N 782, специализированная высокотехнологичная медицинская помощь предоставляется гражданам бесплатно за счет бюджетных ассигнований всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе средств бюджетов государственных фондов обязательного медицинского страхования. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с названной Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2011 год (включая территориальные программы обязательного медицинского страхования).
Постановлением Правительства Иркутской области от 07.02.2011 N 27-пп утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Иркутской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год. Согласно пункту 25 названной программы обеспечение нуждающихся лиц гемодиализом осуществляется за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов, за исключением получающих медицинскую помощь в областных государственных учреждениях здравоохранения.
Для этих целей областные государственные учреждения здравоохранения финансируются за счет средств областного бюджета (пункт 24 Территориальной программы). Согласно Приложению N 8 к Территориальной программе, в перечень областных государственных учреждений входит ГУЗ "Иркутская ордена "Знак почета" клиническая больница, и именно из отделения хронического гемодиализа данного учреждения пациент Лешенко Е.П. 05.12.2011 была направлена для получения специализированной медицинской помощи в МУЗ НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ.
Учитывая изложенное, финансирование медицинской помощи в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа Лешенко Е.П. в МУЗ НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ должно осуществляться за счет средств бюджета Иркутской области.
Кроме того, расходные обязательства муниципальных бюджетов, установленные Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Иркутской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 07.02.2011 N 27-пп, должны обеспечиваться выделением денежных средств из областного бюджета, согласно пунктам 1, 5 статьи 19, пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления".
Иркутская область в лице Министерства финансов и Министерства здравоохранения Иркутской области не представила доказательств того, что ей в бюджет города Усть-Кута перечислялись денежные средства для оплаты расходных обязательств, предусмотренных Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Иркутской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 07.02.2011 N 27-пп.
На основании статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени субъекта Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного решениями и действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации, выступает главный распорядитель бюджетных средств.
Из пунктов 1, 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 следует, что согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса.
Рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
В соответствии с пунктом 10 Положения о Министерстве здравоохранения Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 16.10.2010 N 174-пп, Министерство здравоохранения Иркутской области является главным распорядителем средств областного бюджета.
Из Положения о Министерстве финансов Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 N 120-пп, следует, что Министерство финансов Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим управление областными финансами, казначейское исполнение областного бюджета, предоставление межбюджетных трансфертов и финансовый контроль в установленной сфере деятельности.
Согласно вышеуказанным нормам права и разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, надлежащим ответчиком должен выступать субъект Российской Федерации - Иркутская область, а взыскание должно производиться за счет казны данного публично-правового образования.
Данная позиция согласуется с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 471/11.
Таким образом, судом правомерно удовлетворены исковые требования к ответчику - Иркутской области за счет казны Иркутской области.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, являются позицией Министерства финансов Иркутской области по делу и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статьях 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При вынесении обжалуемых судебных актов судами первой и апелляционной инстанций с учетом требований статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены все представленные в материалы дела доказательства, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены судебных актов кассационной инстанцией не выявлено, в связи с чем обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 ноября 2013 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2014 года по делу N А19-4333/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Белоножко |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.