г. Чита |
|
14 марта 2014 г. |
дело N А19-4333/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 марта 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капустиной Л.В.,
судей Гречаниченко А.В., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хайбрахмановой Е.Ф., рассмотрев в открытом заседании в помещении суда апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 ноября 2013 года по делу N А19-4333/2013 по иску Международного учреждения здравоохранения НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ (ИНН 3811052051, ОГРН 1023801540950, юридический адрес: г. Иркутск, ул. 2-я Железнодорожная, 5) к муниципальному образованию (городское поселение) Усть-Кутского района Иркутской области в лице Администрации МО (городское поселение) Усть-Кутского района Иркутской области (ИНН 3818019350, ОГРН 1053818028351, юридический адрес: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Володарского, 69), Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ИНН 3808171299, ОГРН 1083808000154, юридический адрес: г. Иркутск, ул. Ленина, 1а) о взыскании 57 420 руб.,
с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства здравоохранения Иркутской области (ОГРН 1083808001243, адрес: г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 29) (суд первой инстанции: судья Зарубина Т.Б.),
УСТАНОВИЛ:
Международное учреждение здравоохранения НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ (далее - МУЗ НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к муниципальному образованию (городское поселение) Усть-Кутского района Иркутской области в лице Администрации муниципального образования (городское поселение) Усть-Кутского района Иркутской области (далее - Администрация) с требованиями о взыскании 57 240 руб. убытков за оказанные услуги по предоставлению специализированной медицинской помощи по проведению бикарбонатного диализа.
Определением суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Иркутской области (далее - третье лицо).
Определением суда первой инстанции от 27.08.2013 к участию в деле в качестве солидарного ответчика привлечена Иркутскую область в лице Министерства финансов Иркутской области.
В процессе рассмотрения дела истец уточнил требования, просил взыскать сумму убытков с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области и Муниципального образования (городское поселение) Усть-Кутского района Иркутской области в лице Администрации муниципального образования (городское поселение) Усть-Кутского района Иркутской области, за счет соответствующей казны, солидарно.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20.11.2013 исковые требования к Иркутской области удовлетворены. С Иркутской области за счет казны в пользу истца суда взыскал 57 240 руб. основного долга, 2 289 руб. расходов на оплату государственной пошлины. В удовлетворении иска к Администрации суд отказал.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство финансов Иркутской области подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска к Иркутской области.
Жалоба мотивирована тем, что истцом не доказана совокупность обстоятельств, необходимая для возмещения убытков (факт противоправного поведения Иркутской области и причинная связь между противоправным поведением и причиненными убытками). Заявитель жалобы полагал, что медицинские услуги, предоставленные истцом пациенту Лешенко Е.П., являются расходным обязательством местного бюджета и подлежат возмещению за счет соответствующего муниципального образования. Сослался на отсутствие акта Иркутской области, который мог бы повлечь основания для предъявления настоящего иска. Указал, что истец не участвовал в реализации Территориальной программы и Программы обязательного медицинского страхования, что к спорным отношениям суду следовало применить положения пункта 17 Постановления Правительства Иркутской области от 07.02.2011 N 27-пп "О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в иркутской области на 2011 год" в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 07.12.2011 N 392-пп и пункта 18 названного Постановления Правительства Иркутской области от 07.02.2011 N 27-пп.
Кроме того, заявитель сослался на применение судом пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утратившего силу с 01.01.2008, а также на то, что главным распорядителем бюджетных средств по вопросам здравоохранения является Министерство здравоохранения Иркутской области и привел иную судебную практику по аналогичным делам.
Истец в отзыве на доводы апелляционной жалобы возражал, решение суда полагал законным и обоснованным.
От Администрации и третьего лица отзывы на апелляционную жалобу в суд не поступили.
Стороны и третьи лица надлежащим образом извещены о возбуждении судебного производства, однако своих представителей не направили в судебное заседание апелляционной инстанции. При таких данных, в силу положений частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц не препятствовала рассмотрению дела.
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, основанием обращения истца в арбитражный суд стала неоплата истцу услуг специализированной медицинской помощи по бикарбонатному гемодиализа пациенту Лешенко Е.П., направленному в НУЗ НИИ Клинической медицины государственным бюджетным учреждением здравоохранения Иркутской ордена "Знак почета" областной клинической больницей в 2011 году.
В МУЗ НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ Лешенко Е.П. получила 12 процедур гемодиализа стоимостью 4 770 руб. каждая, всего на сумму 57 240 руб.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, учел разъяснения в пунктах 1, 2 Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации". Суд исходил из обоснованности исковых требований к Иркутской области за счет средств казны, поскольку финансирование медицинской помощи гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Иркутской области, в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа относится к расходным обязательствам бюджета Иркутской области. При этом суд пришел к выводу, что отсутствовали основания для удовлетворения требований за счет муниципального образования.
Суд апелляционной инстанции посчитал решение суда правильным.
В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 N 782, специализированная высокотехнологичная медицинская помощь предоставляется гражданам бесплатно за счет бюджетных ассигнований всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе средств бюджетов государственных фондов обязательного медицинского страхования. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2011 год (включая территориальные программы обязательного медицинского страхования).
Постановлением Правительства Иркутской области от 07.02.2011 N 27-пп утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Иркутской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год. Согласно пункту 25 названной программы обеспечение нуждающихся лиц гемодиализом осуществляется за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов, за исключением получающих медицинскую помощь в областных государственных учреждениях здравоохранения.
Для этих целей областные государственные учреждения здравоохранения финансируются за счет средств областного бюджета (пункт 24 Территориальной программы). Согласно Приложению N 8 к Территориальной программе, в перечень областных государственных учреждений входит ГУЗ "Иркутская ордена "Знак почета" клиническая больница, которое 05.12.2011 направило пациента Лешенко Е.П. в МУЗ НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ для получения специализированной медицинской помощи.
Кроме того, в силу пунктов 1, 5 статьи 19, пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления" расходные обязательства муниципальных бюджетов, установленные Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Иркутской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 07.02.2011 N 27-пп, должны обеспечиваться выделением денежных средств из областного бюджета.
Следовательно, финансирование медицинской помощи в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа Лешенко Е.П. в МУЗ НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ относится к расходным обязательствам Иркутской области.
В соответствии с пунктом 10 Положения о Министерстве здравоохранения Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 16.10.2010 N 174-пп, Министерство здравоохранения Иркутской области является главным распорядителем средств областного бюджета.
Из Положения о Министерстве финансов Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 N 120-пп, следует, что Министерство финансов Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим управление областными финансами, казначейское исполнение областного бюджета, предоставление межбюджетных трансфертов и финансовый контроль в установленной сфере деятельности.
Однако Иркутская область в лице Министерства финансов и Министерства здравоохранения Иркутской области не представила доказательств того, что ею в бюджет Усть-Кутского района перечислялись денежные средства для оплаты расходных обязательств, предусмотренных Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Иркутской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 07.02.2011 N 27-пп.
На основании статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени субъекта Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного решениями и действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации, выступает главный распорядитель бюджетных средств. Из пунктов 1, 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 следует, что согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса.
Следовательно, удовлетворение исковых требований за счет казны Иркутской области соответствуя фактическим обстоятельствам, нормам материального права и правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Утверждение Министерства финансов Иркутской области о том, что финансирование специализированной медицинской помощи в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа должно осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования медицинским организациям, участвующим в реализации Программы, в том числе Программы обязательного медицинского страхования, со ссылкой на пункты 17, 18 Постановления Правительства Иркутской области от 07.02.2011 N 27-пп, а также за счет средств муниципального образования, основаны на неверном толковании норм права.
Довод заявителя жалобы об отсутствии в данном случае его противоправного поведения, суд апелляционной инстанции оценил как несостоятельный. Истец, действуя во исполнение распоряжения Министерства здравоохранения Иркутской области от 23.04.2010 N 376, понес затраты. Возмещение этих затрат истца на основании приведенных выше нормативных актов является расходным обязательством бюджета Иркутской области. Поэтому отказ заявителя жалобы, представляющего интересы бюджета субъекта федерации, возместить расходы истца является противоправным.
Доводы заявителя жалобы о том, что истец не доказал размер своих убытков, также несостоятельны. Затраты истца рассчитаны из количества полученных Лешенко Е.П. процедур гемодиализа и их стоимости в на 2011 году для г. Ангарска, согласованной решением Министерства здравоохранения Иркутской области от 18.02.2011. В соответствии с указанным решением стоимость одной процедуры гемодиализа составила 4 770 руб.
Довод жалобы о том, что суд удовлетворил требования к ненадлежащему ответчику, противоречит фактическим обстоятельствам.
Как следует из обжалованного решения, суд взыскал убытки с Иркутской области за счет казны без указания конкретного органа субъекта Российской Федерации, которым должно быть исполнено решение, что полностью соответствует пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации". Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что, рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, при их удовлетворении в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, поскольку должником в обязательстве по возмещению такого вреда является публично-правовое образование, а не его органы.
Довод жалобы о том, что пункт 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации утратил силу и потому не подлежал применению, судом отклоняется как не влияющий на принятие законного и обоснованного решения.
Ссылка заявителя жалобы на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30.07.2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 по делу как на судебную практику не принята потому, что названые судебные акты отменены постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.02.2014, дело N А19-4245/2013 направлено на новое рассмотрение.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для пересмотра выводов суда по фактическим обстоятельствам и иного применения норм материального права. Выводы арбитражного суда, на которых основано решение, сделаны в результате надлежащей оценки доказательств в деле с соблюдением требований, установленных статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции не допустил нарушения или неправильного применения норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влекущих безусловную отмену судебного акта.
Следовательно, решение арбитражного суда законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения не имелось.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 ноября 2013 года по делу N А19-4333/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Капустина Л.В. |
Судьи |
Гречаниченко А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-4333/2013
Истец: Международное учреждение здравоохранения НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ, Министерство Финансов Иркутской области
Ответчик: Администрация Усть-Кутского муниципального образования (городское поселение) Усть-Кутского района Иркутской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Иркутской области