г. Иркутск |
|
2 июня 2014 г. |
N А19-14094/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителей Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Маковеевой А.А. (доверенность N 08-08/000223 от 13.01.2014), ООО "Кредо-2001" Дупенко И.В. (доверенность от 22.05.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 декабря 2013 года по делу N А19-14094/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Сураева О.П.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кредо-2001" (ОГРН 1023801432731, ИНН 3810029733, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (ОГРН 1083849000014, ИНН 3849000013, далее - инспекция) о признании незаконным ее решения от 18.06.2013; о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы России по Иркутской области (ОГРН 1043801064460, ИНН 3808114068, далее - управление) от 31.07.2013 об оставлении жалобы без удовлетворения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 9 декабря 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2014 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление, не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права.
Как указано в кассационной жалобе, вышеуказанные судебные акты подлежат отмене в части признания незаконным решения управления от 31.07.2013 об оставлении жалобы без удовлетворения. В нарушение части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами двух инстанций не приводится конкретных правовых положений закона, которые нарушены управлением. Суды для признания незаконным решения управления сочли достаточным мотивировать только оспариваемое решение инспекции.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу управления, в котором заявило о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители сторон поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направила.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество 10.06.2013 обратилось инспекцию с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица относительно адреса (места нахождения) ООО "Кредо-2001" и в целях приведения устава общества в соответствие с положениями действующего законодательства.
К заявлению для государственной регистрации обществом представлен пакет документов, в том числе: устав юридического лица, доверенность, договор аренды, протокол общего собрания участников ООО "Кредо-2001" от 27.04.2013, документ об уплате государственной пошлины, о чем регистрирующим органом составлена расписка от 10.06.2013.
18.06.2013 регистрирующим органом вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом N 129-ФЗ, необходимых для государственной регистрации документов.
Основанием для принятия инспекцией оспариваемого решения послужило непредставление обществом документов, необходимых для государственной регистрации, поскольку протокол N 1 общего собрания участников общества от 27 апреля 2013 года признан инспекцией нелегитимным (18.06.2013 в инспекцию поступило заявление учредителя ООО "Кредо-2001" Гусельниковой М.Н., в соответствии с которым последняя указала на недействительность протокола общего собрания участников общества, ссылаясь на то, что участие в собрании она не принимала).
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области с жалобой, по результатам рассмотрения которой управлением принято решение от 31.07.2013 об оставлении жалобы на решение инспекции без удовлетворения.
Считая, что решения инспекции от 18.06.013 и управления от 31.07.2013 не соответствуют положениям Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129- ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также нарушают его права и законные интересы, общество обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании их незаконными.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Отказ в государственной регистрации возможен при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 23 Закона N 129-ФЗ, перечень оснований для отказа является закрытым и не может быть дополнен регистрирующим органом.
Подпунктом "а" пункта 1 указанной статьи предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 октября 2011 года N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Следовательно, представление заявителем документов, содержащих недостоверные сведения, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документов, содержащих необходимые сведения, а осведомленность налогового органа на момент государственной регистрации о недостоверности сведений, указанных в соответствующих документах, является основанием для отказа в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Суды двух инстанций, удовлетворяя требования общества, на основании исследования и оценки представленных в материалы дела документов по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришли к выводам о том, что доказательства наличия у инспекции на дату регистрации информации о недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, отсутствовали, в связи с чем вынесение решения об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, поскольку не позволило в установленный Законом срок реализовать свое право на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы общества.
Федеральным законом N 129-ФЗ введен подпункт "р", в соответствии с которым отказ в государственной регистрации допускается при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Между тем, указанный подпункт касается информации об адресе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица и информация должна быть подтвержденной, и более того, указанные изменения вступили в законную силу 03.11.2013, после вынесения оспариваемого решения об отказе. Указанная норма в данном случае не применима.
Исходя из изложенного, инспекция не имела законных оснований для отказа в регистрации заявленных изменений.
Поскольку суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии у инспекции законных оснований для отказа в регистрации заявленных изменений, то и решение управления по жалобе общества также правомерно признано судами недействительным, так как данным решением управления решение инспекции оставлено без изменения.
При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств по данному делу.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 декабря 2013 года по делу N А19-14094/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.