г. Чита |
|
20 марта 2014 г. |
Дело N А19-14094/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителей Общества с ограниченной ответственностью "Кредо-2001" Ядришникова А.А. (доверенность от 20.05.2013 года), Дупенко Н.В. (доверенность от 22.05.2013 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области и Управления Федеральной налоговой службы России по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 декабря 2013 года по делу N А19-14094/2013 (суд первой инстанции - Сураева О.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кредо-2001" (ОГРН 1023801432731, ИНН 3810029733, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (ОГРН 1083849000014, ИНН 3849000013, далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области от 18 июня 2013 года об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129- ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов, и признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы России по Иркутской области (ОГРН 1043801064460, ИНН 3808114068, далее - управление) от 31 июля 2013 года об оставлении жалобы без удовлетворения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 9 декабря 2013 года по делу N А19-14094/2013 заявленные требования удовлетворены.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области от 18.06.2013 года об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов и решение Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 31.07.2013 года об оставлении без удовлетворения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Кредо-2001" на решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области от 18.06.2013 года об отказе в государственной регистрации юридического лица признаны незаконными, как несоответствующие Федеральному закону от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
МИФНС N 17 по Иркутской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта как незаконного и необоснованного по мотивам, изложенным в жалобе.
УФНС России по Иркутской области также обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта как незаконного и необоснованного по мотивам, изложенным в жалобе.
В отзыве на апелляционные жалобы общество с доводами, изложенными в апелляционных жалобах инспекции и управления, не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 13.02.2014 года, 21.02.2014 года. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
МИФНС N 17 по Иркутской области и УФНС России по Иркутской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзыв на жалобы, заслушав пояснения представителей общества в судебном заседании, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Кредо-2001" зарегистрировано в качестве юридического лица Регистрационной палатой Администрации г. Иркутска 05 апреля 2001 года за основным государственным регистрационным номером 1023801432731.
Общество 10 июня 2013 года обратилось Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица относительно адреса (места нахождения) ООО "Кредо-2001" и в целях приведения устава Общества в соответствие с положениями действующего законодательства.
18 июня 2013 года регистрирующим органом вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов (т. 1 л.д. 15-16).
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в Управление Федеральной службы по Иркутской области с жалобой, по результатам рассмотрения которой Управлением принято решение от 31 июля 2013 года об оставлении жалобы на решение от 18 июня 2013 года без удовлетворения (т. 1 л.д. 17-19).
Заявитель, полагая вышеуказанные ненормативные правовые акты Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области от 18 июня 2013 года и Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 31 июля 2013 года несоответствующими положениям Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129- ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также нарушающими его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании их незаконными.
По результатам рассмотрения апелляционных жалоб суд апелляционной инстанции не ходит оснований для их удовлетворения по следующим мотивам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Из материалов дела усматривается, что 10 июня 2013 года ООО "Кредо-2001" обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области с заявлением по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, относительно адреса (места нахождения) и приведения устава Общества в соответствие с положениями Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". К заявлению для государственной регистрации Обществом представлен пакет документов, в том числе: устав юридического лица, доверенность, договор аренды, протокол общего собрания участников ООО "Кредо-2001" от 27 апреля 2013 года, документ об уплате государственной пошлины, о чем регистрирующим органом составлена расписка от 10 июня 2013 года.
Согласно указанному протоколу общего собрания ООО "Кредо-2001" присутствовавшими участниками общества - Викторовым О.А., Ивановым О.В., Матвеенко С.Л., Змеевским И.Е. (в лице представителя по доверенности), Гусельниковой М.Н. (в лице представителя по доверенности) принято решение, в том числе об изменении адреса (места нахождения) юридического лица - Иркутская область, г. Ангарск, 278 квартал, дом 2, помещение 401, комната 3.
18 июня 2013 года регистрирующим органом вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов.
Основанием для принятия регистрирующим органом оспариваемого решения послужило непредставление заявителем документов необходимых для государственной регистрации, поскольку для государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы ООО "Кредо-2001" в регистрирующий орган был представлен пакет документов, в том числе протокол N 1 общего собрания участников Общества от 27 апреля 2013 года, который признан МИ ФНС России N 17 по Иркутской области нелегитимным.
Из материалов дела усматривается, что 18 июня 2013 года в МИ ФНС N 17 по Иркутской области поступило заявление учредителя ООО "Кредо-2001" Гусельниковой М.Н. (доля участия в уставном капитале 20%), в соответствии с которым последняя указала на недействительность протокола общего собрания участников Общества, ссылаясь на то, что участие в собрании она не принимала.
Указанное обстоятельство послужило основанием для признания регистрирующим органом протокола общего собрания участников ООО "Кредо-2001" нелегитимным и, соответственно, внесения изменений в учредительные документы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в Учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона;
г) документ об уплате государственной пошлины.
В силу пункта 1.2 статьи 9 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 4.1 статьи 9 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ).
Отказ в государственной регистрации возможен при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 23 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ, перечень оснований для отказа является закрытым и не может быть дополнен регистрирующим органом.
Подпунктом "а" пункта 1 указанной статьи предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 октября 2011 года N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Следовательно, представление заявителем документов, содержащих недостоверные сведения, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документов, содержащих необходимые сведения, а осведомленность налогового органа на момент государственной регистрации о недостоверности сведений, указанных в соответствующих документах, является основанием для отказа в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Тем не менее, по мнению апелляционного суда, достаточных оснований признавать нелегитимным протокол общего собрания участников ООО "Кредо-2001" от 27 апреля 2013 года у регистрирующего органа не имелось в связи со следующим.
Пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусмотрено, что решения по вопросам, указанным в подпункте 2 пункта 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также по иным вопросам, определенным уставом общества, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена настоящим Федеральным законом или уставом общества.
Решения по вопросам, указанным в подпункте 11 пункта 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, принимаются всеми участниками общества единогласно.
Остальные решения принимаются большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия таких решений не предусмотрена настоящим Федеральным законом или уставом общества.
Исходя из пункта 6 статьи 43 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", решения общего собрания участников общества, принятые по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания (за исключением случая, если на общем собрании участников общества присутствовали все участники общества), либо без необходимого для принятия решения большинства голосов участников общества, не имеют силы независимо от обжалования их в судебном порядке.
В этой связи, учитывая, что у участника ООО "Кредо-2001" Гусельниковой М.Н. доля участия в уставном капитале составляет только 20%, и, как правильно отметил суд первой инстанции, при отсутствии в таком случае у налогового органа доказательств признания незаконным указанного протокола общего собрания в установленном законом порядке, у налогового органа не имелось достаточных оснований признавать нелегитимным протокол общего собрания участников ООО "Кредо-2001" от 27 апреля 2013 года и, следовательно, делать вывод о непредставлении перечисленных документов.
При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании иные доводы апеллянтов не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела.
Суд апелляционной инстанции также считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку решение МИ ФНС России N 17 по Иркутской области от 18 июня 2013 года об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов вынесено с нарушением требований Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ, постольку и решение Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области об оставлении жалобы ООО "Кредо-2001" на решение регистрирующего органа от 18 июня 2013 года без удовлетворения также является незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества.
Позиция УФНС России по Иркутской области в части доводов со ссылкой на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.02.2009 N 11346/08 несостоятельна, поскольку в деле N А40-4465/08-72-35 Арбитражного суда города Москвы заявителем фактически оспаривалось решение административного органа путем обжалования решения вышестоящего органа об оставлении жалобы заявителя без удовлетворения, минуя обжалование первоначального решения.
Наоборот, указанное постановление Президиума подтверждает обоснованность одновременного обжалования решения административного органа и оставившего его без изменения решения вышестоящего налогового органа.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо установить его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов налогоплательщика сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решение Управления подпадает под понятие ненормативного правового акта, дела об оспаривании которых отнесены в статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к компетенции арбитражного суда.
При этом апелляционный суд исходит из того, что решение Управления является актом вышестоящего органа, в котором содержатся выводы относительно обстоятельств и оснований отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области в совершении регистрационных действий.
Оспариваемые заявителем ненормативные правовые акты не соответствуют положениям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что поскольку решение инспекции вынесено с нарушением норм права и подлежит признанию недействительным, то и решение Управления, принятое на основании содержащихся в решении инспекции выводов, также является недействительным.
При оценке судом всех доказательств, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, доводы заявителей апелляционных жалоб, оспаривающие выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства и получивших надлежащую правовую оценку, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 декабря 2013 года по делу N А19-14094/2013 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14094/2013
Истец: ООО "Кредо-2001"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N17 по Иркутской области
Третье лицо: Представитель заявителя-Ядришников А. А., Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области