г. Иркутск |
|
10 июня 2014 г. |
Дело N А19-4329/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Платова Н.В.,
судей: Белоножко Т.В., Клепиковой М.А.,
при участии представителя международного учреждения здравоохранения Научно-исследовательский институт клинической медицины Борисовой Ольги Леонидовны (доверенность от 12.03.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 ноября 2013 года по делу N А19-4329/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Дягилева И.П.; апелляционный суд:
Макарцев А.В., Гречаниченко А.В., Юдин С.И.),
установил:
международное учреждение здравоохранения Научно-исследовательский институт клинической медицины (ОГРН 1023801540950, г. Иркутск; далее - МУЗ НИИ клинической медицины, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к муниципальному учреждению "Администрация городского округа муниципального образования - "город Тулун" (ОГРН 1023801973150, г. Тулун;
далее - МУ "Администрация города Тулуна"), Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, г. Иркутск; далее - минфин Иркутской области) о взыскании солидарно 195 570 рублей убытков за оказанные услуги по предоставлению специализированной медицинской помощи по проведению гемодиализа.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство здравоохранения Иркутской области (ОГРН 1083808001243, г. Иркутск), Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Иркутская ордена "Знак почета" областная клиническая больница (ОГРН 1023801756670, г. Иркутск; далее - ГБУЗ "ИОКБ").
Решением Арбитражного суда от 19 ноября 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2014 года, иск удовлетворен к минфин Иркутской области.
Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 N 856 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год" (далее - постановление N 856) и мотивированы обоснованностью заявленного требования, как по праву, так и по размеру к минфин Иркутской области.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, минфин Иркутской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска к минфин Иркутской области.
По мнению заявителя кассационной жалобы, обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального права (статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации), выводы арбитражных судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Минфин Иркутской области указало на недоказанность истцом противоправного поведения ответчика, причинную связь между таким поведением и возникшими убытками; неправомерное взыскание убытков, поскольку Николаева В.И. не проходила лечения в областном государственном учреждении; неверное указание судами наименования истца. По утверждению заявителя кассационной жалобы, иск подлежал удовлетворению за счет средств местного бюджета.
В отзывах на кассационную жалобу МУ "Администрация города Тулуна" против доводов заявителя возразило, указав на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов,
В отзыве на кассационную жалобу министерство здравоохранения Иркутской области поддержало доводы заявителя.
МУ "Администрация города Тулуна" ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
Минфин Иркутской области, министерство здравоохранения Иркутской области, ГБУЗ "ИОКБ" о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании истец против доводов заявителя возразил, указав на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Предметом иска является требование МУЗ НИИ клинической медицины к МУ "Администрация города Тулуна" и минфин Иркутской области о взыскании солидарно 195 570 рублей убытков за оказанные услуги по предоставлению специализированной медицинской помощи по проведению бикарбонатного гемодиализа.
В качестве основания иска МУЗ НИИ клинической медицины указало на неисполнение ответчиками обязательств по оплате услуг специализированной медицинской помощи по проведению бикарбонатного гемодиализа пациентке Николаевой В.И., направленной в МУЗ НИИ клинической медицины третьим лицом ГБУЗ "ИОКБ" в 2011 году.
Суд первой инстанции удовлетворил иск к минфин Иркутской области, апелляционный суд поддержал решение суда первой инстанции. При этом суды исходили из обязанности минфин Иркутской области возместить убытков за оказанные услуги по предоставлению специализированной медицинской помощи по проведению гемодиализа.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с постановлением N 782 специализированная высокотехнологичная медицинская помощь предоставляется гражданам бесплатно за счет бюджетных ассигнований всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе средств бюджетов государственных фондов обязательного медицинского страхования. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2011 год (включая территориальные программы обязательного медицинского страхования).
Постановлением Правительства Иркутской области от 07.02.2011 N 27-пп утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Иркутской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год (далее - Территориальная программа). Согласно пункту 25 названной программы обеспечение нуждающихся лиц гемодиализом осуществляется за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов, за исключением получающих медицинскую помощь в областных государственных учреждениях здравоохранения.
Для этих целей областные государственные учреждения здравоохранения финансируются за счет средств областного бюджета (пункт 24 Территориальной программы). Согласно Приложению N 8 к Территориальной программе, в перечень областных государственных учреждений входит ГБУЗ "ИОКБ", которой 28.09.2011 Николаева В.И. была направлена для получения специализированной медицинской помощи в МУЗ НИИ клинической медицины.
Учитывая изложенное, финансирование медицинской помощи в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа Николаевой В.И. в МУЗ НИИ клинической медицины должно осуществляться за счет средств бюджета Иркутской области.
В силу требований согласно пунктов 1, 5 статьи 19, пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления" расходные обязательства муниципальных бюджетов, установленные Территориальной программой, должны обеспечиваться выделением денежных средств из областного бюджета.
На основании статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени субъекта Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного решениями и действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации, выступает главный распорядитель бюджетных средств.
Из пунктов 1, 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 следует, что согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса.
В соответствии с пунктом 10 Положения о Министерстве здравоохранения Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 16.10.2010 N 174-пп, Министерство здравоохранения Иркутской области является главным распорядителем средств областного бюджета.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 67, 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска и взыскании убытков с минфин Иркутской области.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, однако не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статьях 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 ноября 2013 года по делу N А19-4329/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2014 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 ноября 2013 года по делу N А19-4329/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Платов |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.