г. Иркутск |
|
28 мая 2014 г. |
N А69-912/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Попова О.А., Уманя И.Н.,
при участии в судебном заседании представителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва Сотпа Азианы Игоревны (доверенность от 28.01.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 4 октября 2013 года по делу N А69-912/2013 Арбитражного суда Республики Тыва (суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Борисов Г.Н., Иванцова О.А.),
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва (далее - Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному унитарному предприятию "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала РТРС "Радиотелевизионный передающий центр Республики Тыва" (далее - филиал РТРС "РТПЦ Республики Тыва", РТРС, предприятие) о взыскании 763 015 рублей 36 копеек задолженности по арендной плате по договорам аренды земельных участков от 21.12.2011 N Д-11-1/29, N Д11-1/30, N Д11-1/33, N Д11-1/34 за период с января по март 2013 года.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 25 октября 2013 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2014 года решение суда первой инстанции от 25 октября 2013 года оставлено без изменения.
Суды со ссылкой на статьи 307, 309, 310, 424, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.05.2012 N 291 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов", пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление от 17.11.2011 N 73), пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания задолженности по арендной плате, поскольку регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке и арендная плата должна исчисляться в соответствии с положениями приказа от 18.05.2012 N 291 и постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, при этом принятие уполномоченными органами нормативных правовых актов, изменяющих ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Территориальное управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает вывод суда об отсутствии оснований для взыскания задолженности по арендной плате. Полагает, что установление ставки арендной платы или методики их расчета влечет изменение существенных условий договоров аренды таких земельных участков, которые заключаются в письменной форме по соглашению сторон.
РТРС "РТПЦ Республики Тыва" в отзыве на кассационную жалобу считает её доводы несостоятельными, просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты.
РТРС "РТПЦ Республики Тыва", надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомление N N 5033, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, в связи с чем дело слушается без их участия.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Тыва и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на неё, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Российской Федерацией, в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва (арендодатель), и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", в лице филиала РТРС "Радиотелевизионный передающий центр Республики Тыва" (арендатор), заключены договоры аренды земельных участков, являющихся федеральной собственностью от 21.12.2011 N Д-11-1/29, N Д11-1/30, N Д11-1/33, N Д11-1/34. Актами приема-передачи от 21.12.2011 указанные земельные участки переданы арендатору.
Согласно пунктам 3.2 заключенных договоров арендатор вносит арендную плату в федеральный бюджет ежемесячно, до 5 числа текущего месяца.
Согласно пунктам 2.1 и 2.2 договоры заключены на 49 (сорок девять) лет и зарегистрированы, условия договоров применяются к отношениям сторон с 01.01.2012.
В связи с вступлением в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.05.2012 N 291 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов" РТРС обратилось в Территориальное управление с просьбой произвести перерасчет по указанным договорам аренды, предложив заключить дополнительные соглашения к договорам аренды в части изменения способа определения и размера арендной платы, для их приведения в соответствие с указанным приказом, применить ставку 0,01 % от кадастровой стоимости к договору аренды земельного участка от 21.12.2011 N Д11-1/33, на котором расположены объекты, обеспечивающие радиовещание в КС, СВ и ДВ диапазонах, для остальных трех договоров аренды земельных участков от 21.12.2011 N Д11-1/29, N Д11-1/30, N Д11-1/34, на которых расположены объекты, обеспечивающие телевещание, радиовещание в УКВ и FM диапазонах применить ставку 0,3 %.
Стороны не пришли к соглашению о размере арендной платы. РТРС произвело оплату за 2013 год в общей сумме 26 538 рублей 43 копейки.
Полагая, что оплата арендной платы за данный период произведена арендатором по расчетам, не согласованным с собственником земельных участков, с нарушением условий заключенных договоров, арендодатель обратился в арбитражный суд с иском о взыскании 763 015 рублей 36 копеек задолженности по арендной плате и пени.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
В пункте 16 постановления от 17.11.2011 N 73 разъяснено, что в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Как следует из материалов дела, между сторонами подписаны договоры от 21.12.2011 N Д-11-1/29, N Д11-1/30, N Д11-1/33, N Д11-1/34 аренды земельных участков.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, о том, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке. Принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Пунктом 1 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.05.2012 N 291 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов" утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов. В приложении к приказу для Республики Тыва ставка арендной платы установлена в размере 24 копеек за кв.м, в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов. Установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации и предоставленный (занятый) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, не может превышать: 0,01 % от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, если на нем расположены объекты, обеспечивающие радиовещание на длинных, средних и коротких частотах; 0,3 % от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении прочих земельных участков.
Пунктом 2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.05.2012 N 291 установлено, что размер арендной платы, рассчитанный по ставкам арендной платы, утвержденным пунктом 1 приказа, изменяется согласно пункту 8 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, но не может быть менее размера арендной платы, рассчитанного в соответствии с пунктом 1.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что целевое назначение арендуемых земельных участков - для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, в связи с чем суд со ссылкой на пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривающий, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, пришел к обоснованному выводу, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции находит правильными выводы арбитражного суда, установившего факт исполнения ответчиком своих обязательств по уплате арендных платежей в спорный период в указанном размере, поскольку спорные участки находятся в федеральной собственности, и с даты вступления в законную силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.05.2012 N 291 арендная плата по договорам аренды земельных участков от 21.12.2011 N Д-11-1/29, N Д11-1/30, N Д11-1/33, N Д11-1/34 должна исчисляться в соответствии с положениями приказа от 18.05.2012 N 291 и постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Довод Территориального управления о необходимости учитывать ставку арендной платы, установленную сторонами в спорных договорах аренды земельных участков, аналогичный доводу кассационной жалобы, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку, его необоснованность отражена в обжалуемом судебном акте с изложением соответствующих мотивов.
Выводы суда соответствуют установленным при рассмотрении дела обстоятельствам и содержанию имеющихся в деле доказательств, оценка которым дана по правилам статей 65, 67, 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неполного выяснения и исследования обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу, либо наличия противоречий выводов суда установленным обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам, кассационным судом не установлено. Оснований для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права применительно к спорным правоотношениям, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и не свидетельствующими о незаконности принятого постановления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 4 октября 2013 года по делу N А69-912/2013 Арбитражного суда Республики Тыва оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
О.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.