г. Иркутск |
|
29 мая 2014 г. |
N А69-527/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Звечаровской Т.А.,
судей: Клепиковой М.А., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании представителя министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва Демир-оол Сайзаны Николаевны (доверенность N СМ-46/12 от 21.05.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика -министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 января 2014 года по делу N А69-527/2013 Арбитражного суда Республики Тыва (суд первой инстанции: Данзырын М.Д., суд апелляционной инстанции: Шошин П.В., Белан Н.Н., Петровская О.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Конный завод "Сяньби-Мангут"; (ОГРН: 1041700727430, Республика Тыва, п. Каа-Хем, далее - конный завод, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с иском к министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва (далее - Минсельхозпрод Республики Тыва) и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России) о взыскании за счет средств казны Республики Тыва и казны Российской Федерации затрат на племенное маточное животноводство и табунное коневодство в размере субсидий за 2011 год в сумме 505 171 рубля и за 2012 год в сумме 1 112 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 29 августа 2013 года в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 января 2014 года решение от 29 августа 2013 года изменено, иск удовлетворен в части: с Минсельхозпрода Республики Тыва в пользу истца взыскано 505 171 рубль субсидий, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановление суда апелляционной инстанции принято со ссылкой на статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статью 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", пункты 4, 9 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2010 N 1069, пункты 4, 7, 21 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 N 79, пункт 2 постановления Правительства Республики Тыва от 16.07.2010 N 310 "О государственной поддержке агропромышленного комплекса за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва" (далее - постановление N 310), пункты 2, 4, 7, 8 Положения о возмещении затрат на содержание племенного маточного поголовья в племенных хозяйствах, утвержденного постановлением N 310, пункты 2, 6, 7, 8 Положения о предоставлении субсидий на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, утвержденного постановлением N 310, пункты 1.5, 2.1, 2.2, 3.1.2.5, 3.1.2.6 Порядка предоставления государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 12.05.2012 N 234.
Минсельхозпрод Республики Тыва, не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции от 29 января 2014 года отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции неправильно применен пункт 3 Положения о предоставлении субсидий на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, утвержденного постановлением N 310, поскольку денежные средства на выплату субсидий в 2012 году выделены из федерального бюджета в недостаточном объеме.
Конный завод в отзыве возразил против доводов кассационной жалобы. Минсельхоз России отзыв на кассационную жалобу не представил.
Конный завод и Минсельхоз России о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в разделе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
В судебном заседании представитель Минсельхозпрода Республики Тыва подтвердил доводы кассационной жалобы.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование о взыскании затрат на племенное маточное животноводство и табунное коневодство в размере предусмотренных субсидий за 2011 и 2012 годы.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" развитие племенного животноводства поддерживается государством и финансируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 и подпункту 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2011, 2012 годах) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В приложении 8 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и приложении 6 Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусмотрены расходы на поддержку племенного животноводства.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 N 79 и от 20.12.2010 N 1069 утверждены соответственно Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства и Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, согласно которым предоставление субсидий осуществляется на основании соглашений.
Между Минсельхозом России и Правительством Республики Тыва заключены два соглашения о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства: от 24.02.2011 N 199/17 (сроком до 31.12.2011) и от 27.02.2012 N 319/17 (сроком до 31.12.2012).
Согласно указанным соглашениям Минсельхоз России направляет Республике Тыва денежные средства, выделяемые из федерального бюджета на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в форме субсидий, в том числе на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства 2 154 000 рублей (в 2011 году) и 3 683 000 рублей (в 2012 году), на поддержку племенного животноводства 48 298 000 рублей (в 2011 году). Правительство Республики Тыва использует указанные субсидии в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации в пределах годовых объемов субсидий, утвержденных в Республике Тыва. Минсельхоз России направляет субсидии в бюджет Республики Тыва на счета по учету средств бюджета субъекта, открытые в территориальном органе Федерального казначейства для кассового обслуживания исполнения бюджета Республики Тыва по реквизитам Минсельхозпрода Республики Тыва. Осуществление финансирования расходов по поддержке соответствующих направлений сельскохозяйственного производства за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Тыва является обязанностью Правительства Республики Тыва.
Правительством Республики Тыва постановлением N 310 утверждены Положение о возмещении затрат на содержание племенного маточного поголовья в племенных хозяйствах (приложение 1) и Положение о предоставлении субсидий на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства (приложение 2). Согласно указанному постановлению полномочия по решению вопроса о предоставлении субсидий конкретным получателям возложены на Минсельхозпрод Республики Тыва.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 и пунктом 4 приложения 1 постановления N 310 субсидии, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета Республики Тыва, предоставляются по ставкам согласно приложению к Положению "Содержание племенного маточного поголовья в племенных генофондных хозяйствах" по направлению возмещение затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных. Указанные субсидии предоставляются сельхозтоваропроизводителям, включенным в утверждаемый Минсельхозом России перечень, по ставке на одну условную голову племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, которые предоставляются при условии наличия свидетельства о регистрации в государственном племенном регистре, выданного Минсельхозом России.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 и пунктом 6 приложения 2 постановления N 310 субсидии, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета Республики Тыва, предоставляются по ставкам согласно приложению к Положению "Виды затрат и ставки субсидий на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства" по направлению возмещение затрат по содержанию поголовья табунных лошадей. Указанные субсидии предоставляются сельхозтоваропроизводителям за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на содержание поголовья табунных лошадей по ставке на одну голову при условии:
- сохранения и увеличения поголовья табунных лошадей на начало отчетного периода к учтенному органами государственной статистики поголовью на начало текущего года;
- сохранения объемов производства мяса не ниже уровня за соответствующий период предшествующего года на начало отчетного периода к учтенному органами государственной статистки.
По смыслу пунктов 7, 8 приложения 1 и пунктов 7, 8 приложения 2 постановления N 310 следует, что основанием для получения субсидий является предоставление в Минсельхозпрод Республики Тыва получателем субсидий справки-расчета с приложением необходимых документов.
Основания, условия и порядок выплаты субсидии на поддержку табунного коневодства в 2012 году установлены Порядком предоставления государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса Республики Тыва, утвержденным постановлением Правительства Республики Тыва от 12.05.2012 N 234, согласно которому получатель субсидии должен быть включен в перечень получателей субсидий из республиканского бюджета Республики Тыва по конкретному виду субсидий. Основанием для включения в перечень является заявление (заявка) претендента на получение субсидии с приложением предусмотренных порядком документов, в том числе справок-расчетов, с указанием вида субсидии.
Судом апелляционной инстанции установлено, что истец включен в Перечень сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств по племенному животноводству для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных в 2011 году, а также зарегистрирован в государственном племенном регистре (свидетельство серии ПЖ 33 N 003423 от 29.12.2010, выдано сроком на 5 лет).
Согласно справкам-расчетам от 09.02.2011 и от 28.02.2012, акту от 18.09.2012 N 210 истцу предоставлены субсидии: в 2011 году - на поддержку племенного животноводства за счет средств федерального бюджета в полном объеме, на поддержку табунного коневодства за счет средств федерального бюджета и за счет средств республиканского бюджета частично на сумму 631 223 рубля из запланированных 1 478 892 рублей; в 2012 году - на поддержку табунного коневодства за счет средств федерального бюджета в полном объеме.
Справки-расчеты на предоставление в 2011 году субсидий на поддержку племенного животноводства за счет средств республиканского бюджета и на предоставление в 2012 году субсидий на поддержку табунного коневодства за счет средств республиканского бюджета истцом не представлены.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции обоснованно признал, что у Минсельхозпрода Республики Тыва имеется перед истцом задолженность по выплате субсидии на поддержку табунного коневодства в 2011 году в сумме 847 669 рублей. Поскольку истцом заявлена ко взысканию субсидия за 2011 год в сумме 505 171 рубль, иск удовлетворен в заявленной конным заводом сумме.
Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судом апелляционной инстанции не допущено. Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Довод Минсельхозпрода Республики Тыва о том, что денежные средства на выплату субсидий в 2012 году выделены из федерального бюджета в недостаточном объеме, не принимается судом кассационной инстанции во внимание, поскольку по существу направлен на переоценку доказательств. Кроме того, указанный довод в судах первой и апелляционной инстанций не заявлялся.
Иных доводов кассационная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 января 2014 года по делу N А69-527/2013 Арбитражного суда Республики Тыва основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 января 2014 года по делу N А69-527/2013 Арбитражного суда Республики Тыва оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Звечаровская |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.