г. Красноярск |
|
29 января 2014 г. |
Дело N А69-527/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" января 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шошина П.В.,
судей: Белан Н.Н., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бахтеевой Э.Б.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Конный завод "Сяньби-Мангут" - Орус-Оол В.В. - представителя по доверенности от 25.03.2013;
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва - Демир-Оол С.Н. - представителя по доверенности от 18.07.2013 N 1,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Конный завод "Сяньби-Мангут"
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 29 августа 2013 года по делу N А69-527/2013, принятое судьей Данзырын М.Д.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Конный завод "Сяньби-Мангут" (ИНН 1717009143, ОГРН 1041700727430, далее - ООО "Конный завод "Сяньби-Мангут") обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о взыскании с Министерства сельского хозяйства Российской Федерации за счет казны Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва за счет казны Республики Тыва субсидии на поддержку табунного коневодства и племенного животноводства за 2011 год в сумме 505 171 рублей, за 2012 год в сумме 1 112 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 29 августа 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом первой инстанции неправомерно не принят в качестве доказательства акт сверки задолженности, а также оставлены без внимания объяснения представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва и доказательства частичного перечисления истцу субсидий, свидетельствующие, по мнению истца, о наличии у него права на получение субсидий.
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва представлен отзыв, в котором ответчик выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, указав, что требования истца удовлетворению не подлежат в связи с невключением истца в перечень сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств по племенному животноводству для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в 2011, 2012 годах. Также ответчик указал на перечисление ответчику субсидий за 2011 год в полном объеме и на излишнюю выплату субсидии в 2012 году.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.10.2013 апелляционная жалоба оставлена без движения, определением от 06.11.2013 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 24.12.2013.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса протокольным определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 судебное заседание отложено на 22.01.2014.
До начала исследования доказательств представитель ООО "Конный завод "Сяньби-Мангут" заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно: справки-расчета за 2011 год; справки-расчета за 2011 год; справки-расчета за 2012 год; копии информации о перечисленных субсидиях за 2011 год; копии информации о перечисленных субсидиях за 2012 год; копии Постановления Правительства Республики Тыва от 12.05.2012 N 234; копии Постановления Правительства Республики Тыва от 16.07.2010 N 310; копии Постановления Правительства Республики Тыва от 19.04.2013 N 232; копии приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва от 14.05.2012; копии Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" от 29.12.2006 N 264-ФЗ; копии Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446; копия паспорта государственной программы развития сельского хозяйства.
Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва возражал против удовлетворения заявленного ходатайства. Заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно: копий выписки из перечня сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств по племенному животноводству для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных за 2011 и 2012 годы.
Представитель ООО "Конный завод "Сяньби-Мангут" возражал против удовлетворения заявленного ходатайства.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 159, 184, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вынес протокольное определение об отказе в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для приобщения указанных документов в качестве дополнительных к материалам дела.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (ответчик) в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом путем направления определения от 06.11.2013 и размещения 24.12.2013 публичного извещения об отложении судебного разбирательства в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель ООО "Конный завод "Сяньби-Мангут" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда.
Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и в дополнениях к нему.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 23.01.2014.
После перерыва судебное заседание продолжено с участием тех же представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО "Конный завод "Сяньби-Мангут" является племенным заводом по разведению лошадей тувинской породы, о чем Министерством сельского хозяйства России выдано свидетельство о регистрации в государственном племенном регистре серии ПЖ 33 N 003423 от 29.12.2010 сроком на 5 лет (т. 1, л.д. 17).
В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции на 2008-2012 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446, механизмом реализации мероприятий по поддержке племенного животноводства, в том числе развития табунного коневодства, является предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на данные цели.
Согласно пункту 2 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.12.2010 N 1069, пункту 2 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации на поддержку племенного животноводства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 N 79, действовавших в 2011, 2012 годах, субсидии предоставляются, в том числе, в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку табунного коневодства, племенного животноводства, осуществляемую в форме предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Ссылаясь на положения вышеуказанных нормативных правовых актов, а также на акты сверки между ООО "Конный завод "Сяньби-Мангут" и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, ООО "Конный завод "Сяньби-Мангут" обратился с иском о взыскании с Министерства сельского хозяйства Российской Федерации за счет казны Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва за счет казны Республики Тыва субсидии на поддержку табунного коневодства и племенного животноводства за 2011 год в сумме 505 171 рублей, за 2012 год - в сумме 1 112 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 29 августа 2013 года в удовлетворении иска отказано. Не согласившись с принятым решением, истец обратился с настоящей апелляционной жалобой.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Общий порядок и условия предоставления субсидий юридическим лицам, которые не являются государственными или унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, предусмотрены в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Как следует из искового заявления, приложенных к нему документов, а также объяснений истца при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, предметом иска, предъявленного в настоящем деле, являются требования о выплате задолженности по двум видам субсидий: субсидий на возмещение затрат на содержание племенного маточного поголовья в племенных хозяйствах (за 2011 год) и субсидий на поддержку табунного коневодства (за 2011, 2012 годы).
Правоотношения, связанные с распределением и предоставлением субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку табунного коневодства в 2011, 2012 годах, регламентированы Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.12.2010 N 1069 (далее - Правила N 1069).
Правоотношения, связанные с распределением и предоставлением субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства в 2011, 2012 годах, регламентированы Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации на поддержку племенного животноводства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 N 79 (далее - Правила N 79).
Пунктом 4 Правил N 1069 предусмотрено, что субсидия предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации, в том числе при соблюдении следующего условия: наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из бюджета субъекта Российской Федерации средств на содержание поголовья сельскохозяйственных животных, а также перечень документов, необходимых для получения указанных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и сроки рассмотрения документов, представляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для получения субсидий, не превышающие 15 рабочих дней. Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения (пункт 9 Правил N 1069).
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 4, 7, 21 Правил N 79.
Между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Тыва заключено соглашение о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства от 24.02.2011 N 199/17 ((т.1, л.д. 79-85), далее - Соглашение N 199/17) сроком до 31.12.2011.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 Соглашения N 199/17 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с федеральным законом направляет Республике Тыва денежные средства, выделяемые из федерального бюджета по коду главы 082 по разделу 04 "Национальная экономика" функциональной классификации расходов бюджетов на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в форме субсидий по направлениям и в объемах, предусмотренных в приложении N 1 к Соглашению. Правительство Республики Тыва использует указанные субсидии в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации в пределах годовых объемов субсидий, утвержденных в Республике Тыва.
Согласно пункту 2.1.3 Соглашения N 199/17 к обязанностям Министерства сельского хозяйства Российской Федерации относится направление субсидий в бюджет Республики Тыва на счета по учету средств бюджета Республики Тыва, открытые в территориальном органе Федерального казначейства для кассового обслуживания исполнения бюджета Республики Тыва по реквизитам Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва.
Осуществление финансирования расходов по поддержке соответствующих направлений сельскохозяйственного производства за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Тыва в объемах согласно приложениям N 1 и N 2 к Соглашению N 199/17 является обязанностью Правительства Республики Тыва (пункт 2.2.1 Соглашения N 199/17 ).
Приложением N 1 к Соглашению N 199/17 установлены направления и объемы субсидий из федерального бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства, осуществляемых в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации на 2011 год, в том числе на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства 2 154 000 рублей, на поддержку племенного животноводства 48 298 000 рублей.
Между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Тыва заключено соглашение о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства от 27.02.2012 N 319/17 ((т.1, л.д. 110-116), далее - Соглашение N 319/17) сроком до 31.12.2012, содержащее условия о взаимных правах и обязанностях в области предоставления субсидий, аналогичных по содержанию условиям Соглашения N 199/17. Приложением N 1 к Соглашению N 199/17 определен объем субсидий на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства в сумме 3 683 000 рублей.
Из изложенного следует, что Министерство сельского хозяйства Российской Федерации не вступает в правоотношения по выплате субсидий с сельскохозяйственными товаропроизводителями, в том числе с истцом по настоящему делу. Распределение и выплата субсидий конкретным получателям субсидии производится не Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и основания предоставления субсидий, в пределах средств, выделенных из федерального бюджета, в связи с чем Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Условия и порядок предоставления субсидий на возмещение затрат на содержание племенного маточного поголовья в племенных хозяйствах, а также субсидий на поддержку табунного коневодства в 2011 году регламентированы Положением о возмещении затрат на содержание племенного маточного поголовья в племенных хозяйствах, утвержденным Постановлением Правительства Республики Тыва от 16.07.2010 N 310 "О государственной поддержке агропромышленного комплекса за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва" (приложение 1, далее - Положение о возмещении затрат на содержание племенного маточного поголовья в племенных хозяйствах) и Положением о предоставлении субсидий на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, утвержденным Постановлением Правительства Республики Тыва от 16.07.2010 N 310 "О государственной поддержке агропромышленного комплекса за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва" (приложение 2, далее - Положение о предоставлении субсидий на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства).
Из указанных нормативных правовых актов следует, что полномочия по решению вопроса о предоставлении субсидий конкретным получателям возложены на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва (далее - Минсельхозпрод Республики Тыва).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Республики Тыва от 16.07.2010 N 310 "О государственной поддержке агропромышленного комплекса за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва" государственная поддержка за счет бюджетных средства предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, имеющим право на получение государственной поддержки, при соблюдении следующих условий:
-государственная регистрация в установленном порядке (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство);
-осуществление своей хозяйственной деятельности на территории республики;
-создание новых рабочих мест или трудоустройство безработных, зарегистрированных в кожуунных центрах занятости населения.
Ответчиками не оспаривается факт соответствия истца перечисленным выше условиям.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Положения о возмещении затрат на содержание племенного маточного поголовья в племенных хозяйствах субсидии, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета Республики Тыва, предоставляются по ставкам согласно приложению к Положению "Содержание племенного маточного поголовья в племенных генофондных хозяйствах", в том числе по такому направлению как возмещение затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных.
Согласно пункту 4, подпункту 2 пункта 2 Положения о возмещении затрат на содержание племенного маточного поголовья в племенных хозяйствах субсидии на возмещение затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных предоставляются сельхозтоваропроизводителям, включенным в утверждаемый Министерством сельского хозяйства Российской Федерации перечень, по ставке на одну условную голову племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, которые предоставляются при условии наличия свидетельства о регистрации в государственном племенном регистре, выданное Минсельхозом России.
Как следует из материалов дела, ООО "Конный завод "Сяньби-Мангут" включен в Перечень сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств по племенному животноводству для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных в 2011 году (Приложение к письму Минсельхоза России от 03.02.2011 N ШВ-24-27/927 (т.2, л.д. 81)) и имеет свидетельство о регистрации в государственном племенном регистре серии ПЖ 33 N 003423 от 29.12.2010, выданное сроком на 5 лет (т. 1, л.д. 17).
В соответствии с пунктом 7 Положения о возмещении затрат на содержание племенного маточного поголовья в племенных хозяйствах основанием для выплаты вышеуказнных субсидий являются:
- справки-расчеты причитающихся субсидий по установленным Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва формам, утвержденным и заверенным печатью управления (отдела) сельского хозяйства администрации кожууна;
- заверенных получателем субсидий и управлением (отделом) администрации кожууна копии отчета о движении поголовья скота установленной формы за отчетный период;
- копии отчета по воспроизводству за отчетный период по устанавливаемой Минсельхозпродом Республики Тыва форме.
Согласно пункту 8 Положения о возмещении затрат на содержание племенного маточного поголовья в племенных хозяйствах получатели субсидий представляют в Минсельхозпрод Республики Тыва справки-расчеты причитающихся субсидий в двух экземплярах по соответствующим направлениям с приложением заверенных копий документов, указанных в пункте 7 Положения. Один экземпляр справки-расчета причитающихся субсидий после проверки Минсельхозпродом Республики Тыва возвращается получателю субсидий.
Таким образом, согласно вышеуказанным нормам основанием для получения субсидий является предоставление в Минсельхозпрод Республики Тыва получателем субсидий справки-расчета с приложением необходимых документов.
В материалах дела имеется утвержденная и заверенная в установленном порядке копия справки-расчета на предоставление в 2011 году субсидий на поддержку племенного животноводства за счет средств федерального бюджета от 09.02.2011 (т.2, л.д. 68,69). Справка-расчет на предоставление в 2011 году субсидий на поддержку племенного животноводства за счет средств республиканского бюджета в материалах дела отсутствует.
Согласно акту проверки целевого и эффективного использования субсидий, направленных на поддержку племенного животноводства и табунного коневодства за счет средств федерального и республиканского бюджетов в обществе с ограниченной ответственностью "Конный завод "Сяньби-Мангут" за период с 01.01.2010 по 01.09.2012 от 18.09.2012 N 210 (т.2, л.д. 29-38) оплата субсидии на поддержку племенного маточного поголовья (конематок) за счет средств федерального бюджета произведена в полном объеме. Справка-расчет на выплату данной субсидии за счет средств республиканского бюджета отсутствует, что также подтверждается встречной проверкой в Управлении сельского хозяйства Кызылского кожууна.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии задолженности по выплате субсидии на поддержку племенного маточного поголовья (конематок) в 2011 году.
Согласно пункту 2 Положения о предоставлении субсидий на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства субсидии, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета республики Тыва, предоставляются по ставкам согласно приложению к Положению "Виды затрат и ставки субсидий на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, в том числе по направлению "возмещение затрат по содержанию поголовья табунных лошадей".
В соответствии с пунктом 6 Положения о предоставлении субсидий на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства субсидии на поддержку табунного коневодства предоставляются сельхозтоваропроизводителям за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - получатели субсидий), на содержание поголовья табунных лошадей по ставке на одну голову, при условии:
- сохранения и увеличения поголовья табунных лошадей на начало отчетного периода к поголовью на начало текущего года;
- сохранения объемов производства мяса не ниже уровня за соответствующий период предшествующего года на начало отчетного периода.
В силу пункта 7 Положения о предоставлении субсидий на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства основанием для выплаты субсидии являются:
1) справки-расчеты причитающихся субсидий по устанавливаемым Минсельхозпродом Республики Тыва формам, утвержденные и заверенные печатью управления (отдела сельского хозяйства администрации кожууна;
2) заверенные получателем субсидий и управлением (отделом) сельского хозяйства администрации кожууна копии:
- сведений о состоянии животноводства по форме федерального государственного статистического наблюдения N 24-СХ;
- сведений о состоянии животноводства по форме федерального государственного статистического наблюдения N 25-СХ;
- сведений о производстве продукции животноводства и поголовья скота по форме федерального государственного статистического наблюдения N 3-фермер;
- справки выписки из похозяйственней книги.
Справки-расчеты причитающихся субсидий в двух экземплярах с приложением заверенных копий документов, указанных в пункте 7 Положения, представляются получателями субсидий в Минсельхозпрод республики Тыва. Один экземпляр справки-расчета причитающихся субсидий после проверки Минсельхозпродом Республики Тыва возвращается получателю субсидий (пункт 8 Положения о предоставлении субсидий на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства).
В материалах дела имеются копии утвержденных и заверенных в установленном порядке справки-расчета на предоставление в 2011 году субсидий на поддержку табунного коневодства за счет средств федерального бюджета от 09.02.2011 (т.3, л.д. 12), справки-расчета на предоставление в 2011 году субсидий на поддержку табунного коневодства за счет средств республиканского бюджета от 09.02.2011 (т.3, л.д. 2).
Согласно указанным справкам-расчетам субсидия рассчитана на 1964 головы лошадей, что составляет 496 892 рубля за счет средств федерального бюджета (1964 головы*253 руб./гол.) и 982 000 рублей за счет средств республиканского бюджета (1964 головы*500 руб./гол.), что в общей сумме составляет 1 478 892 рубля.
Использованные в справках-расчетах ставки субсидий установлены Приложением к Положению о порядке предоставления субсидий на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, утвержденному Постановлением Правительства Республики Тыва от 16.07.2010 N 310 "О государственной поддержке агропромышленного комплекса за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва".
Ответчиками не оспариваются и материалами дела не опровергаются факты наличия оснований и соблюдения необходимых условий для выплаты истцу субсидии на поддержку табунного коневодства в 2011 году.
Согласно акту проверки целевого и эффективного использования субсидий, направленных на поддержку племенного животноводства и табунного коневодства за счет средств федерального и республиканского бюджетов, в обществе с ограниченной ответственностью "Конный завод "Сяньби-Мангут" за период с 01.01.2010 по 01.09.2012 от 18.09.2012 N 210 (т.2, л.д. 29-38) оплата данного вида субсидий за счет средств федерального и республиканского бюджетов произведена частично на общую сумму 631 223 рубля. Доказательств, подтверждающих выплату истцу субсидии на поддержку табунного коневодства в иной сумме, материалы дела не содержат.
Таким образом, задолженность перед истцом по выплате субсидии на поддержку табунного коневодства в 2011 году составляет 847 669 рублей (1 478 892 - 631 223).
Основания, условия и порядок выплаты субсидии на поддержку табунного коневодства в 2012 году установлены Порядком предоставления государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса Республики Тыва, утвержденным постановлением Правительства Республики Тыва от 12.05.2012 N 234 (далее - Порядок N 234).
Согласно пунктам 1.5, 2.1, 2.2 Порядка N 234 получателями субсидий являются входящие в агропромышленный комплекс Республики Тыва сельскохозяйственные товаропроизводители, организации агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством и (или) переработкой сельскохозяйственной продукции, включенные в перечень получателей субсидий из республиканского бюджета Республики Тыва по конкретному виду субсидий (далее - Перечень получателей субсидий). Для включения в Перечень получателей субсидий претенденты на получение субсидии, входящие в агропромышленный комплекс Республики Тыва, в срок до 1 марта текущего финансового года представляют в Минсельхозпрод Республики Тыва заявления (заявки) о включении в перечень получателей субсидии с указанием вида субсидии и документы, предусмотренные настоящим порядком для соответствующего вида субсидии. Минсельхозпрод Республики Тыва осуществляет прием заявлений на предоставление соответствующего вида субсидии и документов, в срок до 15 марта текущего финансового года формирует и утверждает Перечень получателей субсидий по видам субсидий.
В соответствии с пунктом 3.1.2.5 Порядка N 234 основанием для выплаты субсидий на содержание поголовья табунных лошадей являются:
1) заявление в произвольной форме на предоставление субсидии с указанием платежных реквизитов и почтового адреса заявителя;
2) справки-расчеты причитающихся субсидий по устанавливаемым Минсельхозпродом Республики Тыва формам, утвержденные и заверенные печатью управления (отдела) сельского хозяйства администрации кожууна;
3) заверенные получателем субсидий и управлением (отделом) сельского хозяйства администрации кожууна копии:
- сведений о состоянии животноводства по форме федерального государственного статистического наблюдения N 24-СХ;
- сведений о состоянии животноводства по форме федерального государственного статистического наблюдения N 25-СХ;
- сведений о производстве продукции животноводства и поголовья скота по форме федерального государственного статистического наблюдения N 3-фермер;
- справки выписки из похозяйственней книги.
Указанные документы представляются получателями субсидий в Минсельхозпрод Республики Тыва в двух экземплярах до 1 марта текущего финансового года. Один экземпляр справки-расчета причитающихся субсидий после проверки Минсельхозпродом Республики Тыва возвращается получателю субсидий (пункт 3.1.2.6 Порядка N 234).
Ставки субсидии на содержание поголовья табунных лошадей на 2012 год установлены Приложением 1 к приказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва от 14.05.2012 N 118/1 "Об утверждении ставок по субсидиям, предоставляемых в виде государственной поддержки на 2012 год" и составляют 253 рубля за счет средств республиканского бюджета и 500 рублей за счет средств федерального бюджета.
В материалах дела имеется утвержденная в установленном порядке справка-расчет на предоставление в 2012 году субсидии на поддержку табунного коневодства за счет средств федерального бюджета от 28.02.2012 (т.3, л.д. 19), рассчитанной на 2225 голов лошадей по ставке 253 рубля, что составляет 562 925 рублей (2225 голов*253 руб./гол.).
Актом проверки целевого и эффективного использования субсидий, направленных на поддержку племенного животноводства и табунного коневодства за счет средств федерального и республиканского бюджетов, в обществе с ограниченной ответственностью "Конный завод "Сяньби-Мангут" за период с 01.01.2010 по 01.09.2012 от 18.09.2012 N 210 (т.2, л.д. 29-38) установлен факт выплаты субсидии на содержание табунного коневодства в 2012 году за счет средств федерального бюджета на сумму 562 925 рублей по платежному поручению N 463438 от 30.03.2012.
Справка-расчет на предоставление в 2012 году субсидий на поддержку табунного коневодства за счет средств республиканского бюджета при рассмотрении дела судом первой инстанции истцом не представлена. Поскольку в соответствии с пунктом 3.1.2.5 Порядка N 234 основанием для выплаты субсидий на содержание поголовья табунных лошадей является, в том числе, представление справки-расчета, то при неподтверждении факта представления такой справки в Минсельхозпрод Республики Тыва оснований для вывода о возникновении задолженности по выплате соответствующих сумм у суда апелляционной инстанции не имеется.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии перед истцом задолженности по выплате субсидий на поддержку табунного коневодства (содержание поголовья табунных лошадей) в 2012 году.
Ссылка истца на акт сверки по состоянию на 01.01.2012 субсидирования на поддержку табунного коневодства ООО "Конный завод "Сяньби-Мангут" за 2011год, акт сверки по состоянию за 9 месяцев 2012 года субсидирования на поддержку табунного коневодства ООО "Конный завод "Сяньби-Мангут" правомерно не принята судом первой инстанции, поскольку указанные в акте сверки сведения о наличии задолженности опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва задолженности перед истцом по выплате субсидии на поддержку табунного коневодства в 2011 году в размере 847 669 рублей и отсутствии задолженности по выплате данной субсидии в 2012 году, а также отсутствии задолженности по выплате субсидии на поддержку племенного маточного поголовья (конематок) в 2011, 2012 годах.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о необоснованном отклонении судом первой инстанции доводов истца о наличии у него права на предоставление субсидии и о неприменении Постановления Правительства Республики Тыва от 16.07.2010 N 310 "О государственной поддержке агропромышленного комплекса за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва", подлежащего применению при рассмотрении настоящего дела.
В силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции нарушение норм материального права.
При указанных выше обстоятельствах Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для изменения решения Арбитражного суда Республики Тыва от 29 августа 2013 года по делу N А69-527/2013.
С учетом заявленного истцом размера искового требования в части взыскания субсидий за 2011 год в сумме 505 171 рублей, требования истца в указанной части подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание тяжелое финансовое положение истца, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для применения пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации и снижения размера государственной пошлины за рассмотрение искового заявления в суде первой инстанции до 2 000 рублей.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению в следующем порядке: государственная пошлина, подлежащая уплате при обращении в суд первой инстанции в размере, определенном судом первой инстанции с учетом снижения по правилам пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации до 2000 рублей, подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных требований, что составляет 1375 рублей 10 копеек; расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей, понесенные заявителем при обращении с апелляционной жалобой, подлежат взысканию с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва в пользу заявителя апелляционной жалобы пропорционально размеру удовлетворенных требований в сумме 624 рубля 60 копеек.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "29" августа 2013 года по делу N А69-527/2013 изменить. Резолютивную часть судебного акта изложить в следующей редакции:
"Иск общества с ограниченной ответственностью "Конный завод "Сяньби-Мангут" (ИНН 1717009143, ОГРН 1041700727430) к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва в пользу общества с ограниченной ответственностью "Конный завод "Сяньби-Мангут" 505 171 рубль субсидий.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва в пользу общества с ограниченной ответственностью "Конный завод "Сяньби-Мангут" судебные расходы в сумме 624 рублей 60 копеек.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Конный завод "Сяньби-Мангут" в доход федерального бюджета 1375 рублей 10 копеек государственной пошлины."
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
П.В. Шошин |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-527/2013
Истец: ООО "Конный завод "СяньбиМангут"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ, Министерство сельского хозяйства РФ