г. Иркутск |
|
5 июня 2014 г. |
N А58-6899/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие жилищного хозяйства" на определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 4 февраля 2014 года по делу N А58-6899/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Эверстова Р.И., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие жилищного хозяйства" (ОГРН 1051400603858, Республика Саха (Якутия), г. Ленск, далее - ООО "Ленское предприятие жилищного хозяйства", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Отделу надзорной деятельности по Ленскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене акта проверки от 04.10.2013 N 298.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 4 февраля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2014 года, производство по делу прекращено.
Прекращая производство по делу, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемый акт проверки не обладает признаками ненормативного правового акта, не содержит властных распоряжений в отношении заявителя и, как следствие, не может быть обжалован в судебном порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, оспариваемый акт проверки обладает всеми признаками ненормативного правового акта и порождает правовые последствия для общества.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении телеграмм N N 79, 80, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" от 17.05.2014), своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 09.09.2013 по 04.10.2013 на основании распоряжения от 04.09.2013 N 298 административным органом в отношении общества проведена плановая выездная проверка по соблюдению требований пожарной безопасности.
На основании проведенной проверки административным органом составлен акт проверки от 04.10.2013 N 298, в котором были зафиксированы нарушения требований в сфере пожарной безопасности.
Не согласившись с вынесенным актом проверки, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с соответствующим заявлением.
Изучив материалы дела и проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
- об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда;
- об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
- об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
- о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
- другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа данных норм права следует, что необходимыми признаками ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия), которые могут быть оспорены в арбитражном суде, являются нарушение прав и законных интересов определенных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на таких лиц каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемый ООО "Ленское предприятие жилищного хозяйства" акт ни одним из таких признаков не обладает, следовательно, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды указали, что представленный в материалы дела акт проверки от 04.10.2013 N 298 не содержит в себе каких-либо предписаний, обязующих общество совершить действия, направленные на устранение допущенных нарушений, или информацию о привлечении общества к установленной законодательством Российской Федерации ответственности. В оспариваемом акте указаны лишь сведения о конкретных нарушениях в сфере пожарной безопасности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Учитывая изложенное, доводы общества, оспаривающие выводы судов, подлежат отклонению как несостоятельные в правовом отношении и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены определения от 4 февраля 2014 года и постановления от 8 апреля 2014 года, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 4 февраля 2014 года по делу N А58-6899/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.