г. Иркутск |
|
27 ноября 2014 г. |
N А33-5443/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Парской Н.Н., Рудых А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сакура" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 мая 2014 года по делу N А33-5443/2014 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Раздобреева И.А.; суд апелляционной инстанции:
Иванцова О.А., Борисов Г.Н., Севастьянова Е.В.),
установил:
министерство здравоохранения Красноярского края (ИНН 2466212607, ОГРН 108248040357; далее - министерство, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Сакура" (ИНН 1901065647, ОГРН 1051901001129; далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 мая 2014 года заявленное требование удовлетворено, общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2014 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, материалами дела не доказан факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Биологические активные добавки не являются лекарственными препаратами, следовательно, их и лекарственные препараты возможно хранить на одних стеллажах. В протоколе по делу об административном правонарушении министерство не указало конкретные наименование БАДов и косметических средств, которые хранились совместно с лекарственными препаратами.
Как указано в кассационной жалобе, выводы судов о том, что стеллажные карты должны находиться именно на стеллажах не основан на законе; в ходе проведения проверки министерством указанные стеллажные карты у общества не запрашивались, в связи с чем не предоставлялись; стеллажные карты имеются в материалах дела.
Министерство представило отзыв на кассационную жалобу общества, в котором заявило о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, административным органом проведена плановая выездная проверка общества по адресу осуществления фармацевтической деятельности общества: г. Красноярск, ул. Судостроительная, 95, часть нежилого помещения N 164, часть комнаты N 2 (аптечный пункт).
В ходе проверки установлены, в том числе, правонарушения: по состоянию на 05.03.2014 в аптечном пункте недостаточное количество шкафов для хранения лекарственных препаратов (в шкафах хранение лекарственных препаратов совмещено с хранением изделий медицинского назначения, БАДов, косметических средств), а также отсутствие стеллажных карт.
Результаты проверки отражены в акте от 06.03.2014 N 112, а также в протоколе об административном правонарушении от 05.03.2014.
Указанные нарушения послужили основанием для обращения министерства в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Согласно примечанию к названной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Частью 11 статьи 19 этого же Федерального закона установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе, аптечными организациями (далее - положение).
Согласно подпункту "з" пункта 5 положения к лицензионным требованиям при осуществлении фармацевтической деятельности относится, в том числе, соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение:
- лекарственных средств для медицинского применения, - правил хранения лекарственных средств для медицинского применения;
- лекарственных средств для ветеринарного применения, - правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения;
В соответствии с пунктом 40 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" хранение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется в соответствии с требованиями государственной фармакопеи и нормативной документации, а также с учетом свойств веществ, входящих в их состав.
Пунктом 8 Правил хранения лекарственных средств установлено, что лекарственные средства в помещениях для хранения размещают в соответствии с требованиями нормативной документации, указанной на упаковке лекарственного препарата, с учетом: физико-химических свойств лекарственных средств; фармакологических групп (для аптечных и медицинских организаций); способа применения (внутреннее, наружное); агрегатного состояния фармацевтических субстанций (жидкие, сыпучие, газообразные).
В силу пункта 3.5 Инструкции об организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения от 13.14.1996 N 377, товары медицинского назначения сортируют по следующим группам:
- резиновые изделия;
- продукция из пластмассы;
- перевязочные и вспомогательные материалы;
- изделия медицинской техники.
Толкование вышеприведенной нормы свидетельствует о необходимости раздельного хранения изделий с учетом физико-химических свойств лекарственных средств; фармакологических групп (для аптечных и медицинских организаций); способа применения (внутреннее, наружное); агрегатного состояния фармацевтических субстанций (жидкие, сыпучие, газообразные).
В нарушение указанных требований обществом допущено хранение в шкафах лекарственных препаратов совместно с изделиями медицинского назначения, БАДов, косметических средств.
Неуказание административным органом в протоколе об административном правонарушении наименований хранящихся совместно с лекарственными препаратами изделий медицинского назначения, БАДов и косметических средств, не является основанием для признания данного факта неустановленным.
По эпизоду установленного отсутствия в аптечном пункте стеллажных карт суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 10 раздела III Правил хранения лекарственных средств стеллажи (шкафы) для хранения лекарственных средств в помещениях для хранения лекарственных средств должны быть установлены таким образом, чтобы обеспечить доступ к лекарственным средствам, свободный проход персонала и, при необходимости, погрузочных устройств, а также доступность стеллажей, стен, пола для уборки.
Стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственных средств, должны быть идентифицированы.
Хранящиеся лекарственные средства должны быть также идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства). При использовании компьютерных технологий допускается идентификация при помощи кодов и электронных устройств.
Судами установлено, что факт отсутствия стеллажных карт на стеллажах в момент проведения проверки подтверждается материалами дела. Из представленных в материалы дела стеллажных карт (на бумажном носителе), приказа от 10.01.2014 о назначении ответственного по ведению стеллажных карт, приказа от 27.02.2014 N 54 об организации работы по автоматизации аптечного пункта в срок до 01.06.2014, обществом предусмотрено ведение стеллажных карт именно на бумажном носителе, без использования компьютерных технологий.
Ссылка общества на то обстоятельство, что хранящиеся в аптеке лекарственные средства идентифицированы при использовании компьютерных технологий, не подтверждены надлежащими доказательствами. При проведении проверки обществом не было представлено доказательств ведения необходимого учета.
При таких обстоятельствах выводы судов о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правомерными.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения лицензионных требований, а равно принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, обществом не представлено.
Отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств судами не установлено, об их наличии не заявлено.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств по данному делу.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 мая 2014 года по делу N А33-5443/2014 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
Н.Н. Парская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.