г. Иркутск |
|
26 ноября 2014 г. |
N А33-3133/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2014 года.
Постановлением Верховного Суда РФ от 10 февраля 2015 г. N 302-АД14-8281 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шелега Д.И.,
судей: Чупрова А.И., Юшкарёва И.Ю.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт строительных материалов и композитов" - Полехина Анатолия Михайловича (доверенность от 17.11.2014 N 22),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт строительных материалов и композитов" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 3 июня 2014 года по делу N А33-3133/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 5 августа 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Болуж Е.В., суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Бабенко А.Н., Севастьянова Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт строительных материалов и композитов" (ОГРН 1022402299864, г. Красноярск, далее - ООО "НИИ СТРОМКОМПОЗИТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к отделу надзорной деятельности по г. Красноярску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю (ОГРН 1072466011936, г. Красноярск, далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 02.12.2013 N 2764/2765/2766.
Решением Арбитражного суда Красноярского края 3 июня 2014 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 5 августа 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит судебные акты отменить в связи с нарушением судами норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Общество оспаривает вывод судов о доказанности наличия в его действиях составов вменяемых правонарушений.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Управление о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 05689, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" от 18.10.2014), своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 26.07.2013 N 2123 административным органом проведена плановая проверка по контролю за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности на прилегающей территории, в здании и в помещениях ООО "НИИ СТРОМКОМПОЗИТ", расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Свердловская, 3.
В ходе проверки выявлены и отражены в акте проверки от 10.09.2013 N 2123 нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила противопожарного режима), Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 12.12.2007 N 645 (далее - НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций"), СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденного и введенного в действие с 01.05.2009 приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175 (далее - СП 5.13130.2009), СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и правления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденного и введенного в действие с 01.05.2009 приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173 (далее - СП 3.13130.2009).
По факту нарушения требований пожарной безопасности 10.09.2013 в отношении общества составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации); постановлением административного органа от 02.12.2013 N 2764/2765/2766 общество привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 155 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности административным органом наличия в действиях общества состава вменяемых административных правонарушений, вины общества в их совершении, соблюдения порядка привлечения к административной ответственности.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности).
Согласно статье 1 Закона о пожарной безопасности требования пожарной безопасности представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно статье 20 Закона о пожарной безопасности нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Статья 37 Закона о пожарной безопасности устанавливает обязанность соблюдать требования пожарной безопасности.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Часть 3 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации.
Судами двух инстанций на основании надлежащей правовой оценки имеющихся в деле доказательств обоснованно установлено, что общество совершило правонарушения, административная ответственность за которые предусмотрена вышеуказанными частями статьи 20.4 КоАП Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии фактов нарушения требований пожарной безопасности подлежат отклонению как фактически направленные на переоценку имеющихся в деле доказательств и правильных выводов судов.
Довод заявителя о совершении Управлением процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности, поскольку протоколы об административном правонарушении были составлены в отсутствие представителей общества, в связи с чем протоколы об административном правонарушении являются недопустимыми доказательством, судом кассационной инстанции отклоняется исходя из следующего.
По смыслу статьи 28.2 КоАП Российской Федерации протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при надлежащем извещении этого лица о дате, времени и месте составления протокола.
Из материалов дела видно, что общество о составлении протоколов об административном правонарушении было извещено, о чем имеется отметка о получении извещения о времени и месте составления протоколов (получено 09.09.2013 зам. директора Горбатко Н.В.), в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях Управления существенных нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом проверки судом первой и апелляционной инстанций, обоснованно опровергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение их законность и обоснованность.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 3 июня 2014 года по делу N А33-3133/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 5 августа 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Часть 3 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации.
Судами двух инстанций на основании надлежащей правовой оценки имеющихся в деле доказательств обоснованно установлено, что общество совершило правонарушения, административная ответственность за которые предусмотрена вышеуказанными частями статьи 20.4 КоАП Российской Федерации.
...
По смыслу статьи 28.2 КоАП Российской Федерации протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при надлежащем извещении этого лица о дате, времени и месте составления протокола."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 ноября 2014 г. N Ф02-5306/14 по делу N А33-3133/2014
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2015 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-3133/14
18.08.2015 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-3133/14
26.11.2014 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5306/14
05.08.2014 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3389/14
03.06.2014 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-3133/14