г. Иркутск |
|
24 ноября 2014 г. |
N А19-7632/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Сонина А.А.,
при участии в судебном представителей: открытого акционерного общества "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" Головенко Евгении Александровны (доверенность от 18.02.2014 N 18-42/02-14), Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Рупосовой Натальи Николаевны (доверенность от 17.09.2014 N 8430), Прокуратуры Иркутской области Крюковой Ирины Эдуардовны (служебное удостоверение),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 июля 2014 года по делу N А19-7632/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Мусихина Т.Ю., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" (ОГРН 1023802140240, г. Усолье-Сибирское Иркутской области) (далее - ОАО "Усолье-Сибирский химфармзавод", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 15.04.2014 N 76 Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, г. Иркутск) (далее - Иркутское УФАС России, антимонопольный орган) о привлечении к административной ответственности по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 июля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Усолье-Сибирский химфармзавод" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 2.1, 9.15, 26.1, 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статей 3, 22, 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), статей 3, 10 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии", пункта 2, абзаца 2 пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказаниях этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы считает, что у него отсутствовала обязанность по раскрытию информации, поскольку общество не является субъектом вменяемого административного правонарушения; общество является потребителем электрической энергии, не относится к сетевым организациям; установление тарифа на услуги по передаче электрической энергии не свидетельствует о наличии у него статуса территориальной сетевой организации, общество лишь имеет технологическую возможность оказывать услуги по передаче электрической энергии в качестве посредника между конечными потребителями и электрическими сетями сетевой организации; присоединенные опосредованно субабоненты не вносят обществу плату за услуги по передаче электрической энергии; данная деятельность общества является вынужденной, дополнительной деятельностью и занимает минимальную долю в общем доходе (менее 1 процента); не является общество и субъектом естественной монополии в области электроэнергетики и не осуществляет деятельность в условиях естественной монополии, не включено в реестр субъектов естественных монополий; суды не учли, что в постановлении антимонопольного органа неправомерно указано на нарушение обществом статьи 22 Закона об электроэнергетике, утратившей силу в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2010 N 187-ФЗ.
В отзывах на кассационную жалобу Иркутское УФАС России и Прокуратура Иркутской области считают ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
Представители ОАО "Усолье-Сибирский химфармзавод", Иркутского УФАС России, Прокуратуры Иркутской области в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, прокуратурой города Усолье-Сибирское проведена проверка исполнения ОАО "Усолье-Сибирский химфармзавод" законодательства об электроэнергетике в части исполнения обязанности по раскрытию информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
В ходе проверки установлено, что ОАО "Усолье-Сибирский химфармзавод", являясь сетевой организацией, на официальном сайте не раскрыта следующая информация:
- в нарушение подпунктов "а", "б", "г" пункта 9 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты раскрытия информации): годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка); структура и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг); предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования, подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 117;
- в нарушение подпунктов "а", "б", "в", "в(1)", "г", "д", "е", "е(2)", "з", "и", "к", "л" пункта 11 Стандартов раскрытия информации: о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование, включая информацию о размерах платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов; об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества; о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные в разрезе субъектов РФ о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по сетевой компании с указанием количества поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения, заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору, аннулированных заявок на технологическое присоединение, выполненных присоединений и присоединенной мощности; о величине резервируемой максимальной мощности, определяемой в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, в разбивке по уровням напряжения; о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства, то есть замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения; об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, и (или) об условиях договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанием типовых форм договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии, типовых договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров; о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям, включая перечень мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, и порядок выполнения этих мероприятий с указанием ссылок на нормативные правовые акты; об основных этапах обработки заявок юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию о дате поступления заявки и ее регистрационном номере, о направлении в адрес заявителей подписанного со стороны сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий, о фактическом присоединении и фактическом приеме (подаче) напряжения и мощности на объекты заявителя, а также информацию о составлении и подписании документов о технологическом присоединении; об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчетах об их реализации и способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для оказания услуг по передаче электроэнергии; о паспортах услуг (процессов) согласно единым стандартам качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций; о лицах, намеревающихся перераспределить максимальную мощность принадлежащих им энергопринимающих устройств в пользу иных лиц; о качестве обслуживания потребителей услуг сетевой организации.
По результатам проверки постановлением прокуратуры города Усолье-Сибирское от 19.03.2014 в отношении ОАО "Усолье-Сибирский химфармзавод" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление направлено для рассмотрения в Иркутское УФАС России.
Постановлением антимонопольного органа от 15.04.2014 N 76 о назначении административного наказания по делу N 448 об административном правонарушении ОАО "Усолье-Сибирский химфармзавод" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в Арбитражный суд Иркутской области с названным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из доказанности административным органом наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности вменяемого обществу правонарушения.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий, за исключением потребителей электрической энергии (далее - субъекты рынков электрической энергии), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия, установлены Стандартами раскрытия информации.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств суды двух инстанций установили, что обществом как субъектом рынка электрической энергии не раскрыта в установленном действующим законодательством порядке информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" пункта 9 и подпунктами "а", "б" "в", "в(1)", "г", "д", "е", "е(2)", "з", "и", "к", "л" пункта 11 Стандартов раскрытия информации. В этой связи суды пришли к обоснованному выводу о доказанности в действиях общества состава вмененного правонарушения, и об отсутствии доказательств, подтверждающих принятие им всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения и выполнения возложенных на него обязанностей, предусмотренных Стандартами раскрытия информации.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что у него отсутствовала обязанность по раскрытию информации, поскольку общество не является субъектом названного административного правонарушения, так как общество является потребителем электрической энергии, не относится к сетевым организациям, к субъектам естественных монополий, были предметом рассмотрения и оценки судами двух инстанций, обоснованно отклонены и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 37 Закона об электроэнергетике субъектами розничных рынков являются, в том числе территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Принимая во внимание названные положения Закона, учитывая, что приказами Службы по тарифам Иркутской области от 28.12.2012 N 249-спр и от 14.04.2014 N 99-спр установлены индивидуальные тарифы на 2013, 2014 годы, соответственно, на услуги по передаче электрической энергии, применяемые для расчетов ОАО "Иркутская электросетевая компания" с иными территориальными сетевыми организациями, в том числе для ОАО "Усолье-Сибирский химфармзавод", судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что общество является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства. У суда кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки этого вывода. Кроме того из имеющегося в материалах дела Устава общества видно, что пунктом 2.1.12 Устава к основным видом деятельности общества, среди прочего, отнесены производство, передача и продажа потребителям энергоресурсов всех видов (л.д. 164, т. 1).
Довод кассационной жалобы о том, что общество не является субъектом естественной монополии в области электроэнергетики и не осуществляет деятельность в условиях естественной монополии, не может быть учтён, как несостоятельный в правовом отношении и несоответствующий установленным судами фактическим обстоятельствам дела. В силу статей 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, общество, оказывающее услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, является субъектом естественной монополии в силу закона.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в постановлении антимонопольного органа неправомерно указано на нарушение обществом статьи 22 Закона об электроэнергетике, утратившей силу в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2010 N 187-ФЗ, подлежит отклонению, как не влияющий на правильные выводы судов о доказанности нарушения обществом установленных Стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 июля 2014 года по делу N А19-7632/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.