г. Иркутск |
|
2 декабря 2014 г. |
N А33-12938/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Бурковой О.Н., Первушиной М.А.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Военторг-Восток" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 мая 2014 года по делу N А33-12938/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 5 августа 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Петроченко Г.Г.; суд апелляционной инстанции:
(Петровская О.В., Бабенко А.Н., Бутина И.Н.),
установил:
открытое акционерное общество "Управление торговли Восточного военного округа" (далее - ОАО "Управление торговли Восточного военного округа", ИНН 2722086642, ОГРН 1092722004385) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Министерству обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) о признании права собственности на нежилое здание 3-х этажное (подземных этажей-1) площадью 982,9 кв.м, инв. 18865, лит. Б, Б1, Б2, Б3, Б4, расположенное по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. К. Маркса, 44Г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае.
С учетом изменения наименования истца Арбитражным судом Красноярского края принято заявление истца о переименовании на ОАО "Военторг-Восток" в соответствии со статьей 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 мая 2014 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 5 августа 2014 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "Военторг-Восток" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, исковые требования удовлетворить.
Заявитель кассационной жалобы просит проверить законность обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе приводит доводы о несогласии с выводами судов двух инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Указывает, что спорный объект недвижимого имущества перешел к истцу в порядке универсального правопреемства в силу ряда последовательных реорганизаций. Следовательно, с момента регистрации истца в Едином государственном реестре юридических лиц истец стал собственником указанного имущества.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство обороны Российской Федерации и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае ссылаются на законность принятых судебных актов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 1359 от 15.09.2008 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", Приказа Министра обороны Российской Федерации от 09.07.2009 N 633 была произведена реорганизация в форме преобразования федерального казенного предприятия "Управление торговли Сибирского военного округа" (далее по тексту ФКП "УТ СибВО") в открытое акционерное общество "Управление торговли Сибирского военного округа" (далее по тексту ОАО "УТ СибВО").
20.07.2009 в ЕГРЮЛ была внесена запись о создании в порядке реорганизации в форме преобразования ОАО "УТ СибВО" и утвержден передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса ФКП "УТ СибВО".
Согласно пункту 53 раздела 1.3 "Здания (помещения в зданиях) счет 01 "Основные средства"" передаточного акта подлежащего приватизации имущественного комплекса ФКП "УТ СибВО" в соответствии с приказом МО РФ N 633 спорное здание вошло в состав имущества, подлежащего приватизации.
В процессе реорганизации ОАО "УТ ВВО" и присоединении к нему прекратившего деятельность ОАО "УТ СибВО" спорное имущество передано образованному юридическому лицу, к ОАО "УТ ВВО" в соответствии с пунктом 66 Приложения к передаточному акту от 11.05.2012.
ОАО "УТ ВВО" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю за регистрацией своего права собственности на указанное здание.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю 06.10.2013 сообщением N 46/3/34416 отказало в государственной регистрации в связи с тем, что у ОАО "УТ ВВО" отсутствуют права на земельный участок, на котором расположен спорный объект недвижимости, а также отсутствуют сведения о зарегистрированных правах правопредшественника - ОАО "УТ СибВО" на спорный объект.
Управлением Росреестра по Красноярскому краю было зарегистрировано право оперативного управления за федеральным казенным предприятием "Управление торговли Сибирского военного округа" на спорный объект, в котором было указано его уточненное наименование: "Нежилое здание 3-х этажный (подземных этажей -1) площадью 982,9 кв.м инв. 18865, лит. Б, Б1, Б2, БЗ, Б4; расположенное по адресу: Россия, Красноярский край г. Красноярск, ул. Маркса 44 г" (свидетельство от 04.03.2009 серия 24 ЕН N 121312).
Право собственности на спорное здание за ОАО "Управление торговли Сибирского военного округа" на момент принятия решения о реорганизации юридического лица зарегистрировано не было.
Из ранее поступившего ответа на запрос государственного регистратора, направленного ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю (вх. N 01/131/2011-469 от 08.07.2011), следует, что согласно векторному адресному плану объект с адресом: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 44 "Г" расположен на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300261:162. На земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300261:125 расположен объект с адресом: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 44 "А".
В представленном на государственную регистрацию передаточном акте от 20.07.2009 отсутствуют сведения о передаче в собственность ОАО "Управление торговли Сибирского военного округа" земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300261:162.
Согласно ответу Министерства обороны Российской Федерации (вх. N 01/186/2011 -333 от 16.09.2011) в соответствии с приложением N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 09.07.2009 N 633 "Об условиях приватизации федерального казенного предприятия "Управление торговли Сибирского военного округа" нежилое здание, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 44 "Г", вошло в уставный капитал ОАО "Управление торговли Сибирского военного округа". Вместе с тем, земельный участок под данным зданием в соответствии с указанным выше приложением N 1 не был передан в ОАО "Управление торговли Сибирского военного округа".
ОАО "Управление торговли Восточного военного округа" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзывах на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
ОАО "Управление торговли Сибирского военного округа" создано в процессе приватизации федерального казенного предприятия "Управление торговли Сибирского военного округа". Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) является одним из способов приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия. В свою очередь, преобразование унитарного предприятия в акционерное общество как способ приватизации является одной из форм реорганизации юридического лица (статья 57 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, сформулированным в пункте 11 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случая, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
Пунктом 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что согласно пункту 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, за исключением указанных в нем случаев, проводится вместе с земельным участком. Поэтому сделки, воля сторон по которым направлена на отчуждение здания, строения, сооружения без соответствующего земельного участка, если земельный участок и расположенные на нем объекты принадлежат на праве собственности одному лицу, являются ничтожными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о приватизации, приватизация зданий, строений и сооружений осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что спорный объект недвижимости является отдельно стоящим зданием, ранее принадлежащим на праве собственности Российской Федерации, которой принадлежало и право распоряжения земельным участком, на котором находится это здание.
Истцом не представлены доказательства отнесения земельного участка под спорным зданием к участкам, изъятым из оборота или ограниченным в обороте (участок не занят военными объектами; с момента включения здания в передаточный акт, подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального казенного предприятия "Управление торговли Сибирского военного округа" и реорганизации федерального казенного предприятия в открытое акционерное общество данный объект утратил статус военного имущества).
Однако в нарушение требований законодательства приватизация указанного здания была произведена без земельного участка, на котором оно находится (в передаточном акте подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального казенного предприятия отсутствуют сведения о включении в состав приватизируемого имущества земельного участка, находящегося под зданием).
Кроме того, вопросы отчуждения земельных участков, находящихся под зданиями при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, регламентированы нормами статьи 28 Закона о приватизации (в редакции, действовавшей на момент возникновения отношений по приватизации имущественного комплекса федерального казенного предприятия).
В соответствии с пунктом 5 статьи 28 названного Закона земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании представляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка. Кадастровый паспорт земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи земельного участка.
В материалах дела отсутствуют доказательства приложения к соответствующим документам кадастрового паспорта земельного участка при приватизации предприятия.
Согласно положениям статей 166-168 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакциях, действовавших в период совершения спорной сделки, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна и недействительна с момента ее совершения, независимо от признания её таковой судом. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями части 2 статьи 65, части 1 статьи 67, статей 68, 71, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеизложенными положениями норм действующего законодательства, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что недействительная сделка приватизации спорного здания не повлекла возникновение права собственности на него у ОАО "Управление торговли Сибирского военного округа". Поскольку правопреемник не может обладать большим объемом прав, чем правопредшественник, и право собственности на спорное здание не могло перейти к истцу по делу в порядке правопреемства, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что не соответствует целям и задачам кассационного судопроизводства (глава 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 мая 2014 года по делу N А33-12938/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 5 августа 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
О.Н. Буркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Истцом не представлены доказательства отнесения земельного участка под спорным зданием к участкам, изъятым из оборота или ограниченным в обороте (участок не занят военными объектами; с момента включения здания в передаточный акт, подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального казенного предприятия "Управление торговли Сибирского военного округа" и реорганизации федерального казенного предприятия в открытое акционерное общество данный объект утратил статус военного имущества).
Однако в нарушение требований законодательства приватизация указанного здания была произведена без земельного участка, на котором оно находится (в передаточном акте подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального казенного предприятия отсутствуют сведения о включении в состав приватизируемого имущества земельного участка, находящегося под зданием).
Кроме того, вопросы отчуждения земельных участков, находящихся под зданиями при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, регламентированы нормами статьи 28 Закона о приватизации (в редакции, действовавшей на момент возникновения отношений по приватизации имущественного комплекса федерального казенного предприятия).
...
Согласно положениям статей 166-168 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакциях, действовавших в период совершения спорной сделки, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна и недействительна с момента ее совершения, независимо от признания её таковой судом. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 декабря 2014 г. N Ф02-5082/14 по делу N А33-12938/2013