г. Красноярск |
|
05 августа 2014 г. |
Дело N А33-12938/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 августа 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Бабенко А.Н., Бутиной И.Н.,
секретаря судебного заседания Астаховой А.И.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Военторг-Восток": Харлампова Н.В., представителя по доверенности от 25.03.2014 N 18.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Военторг-Восток"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 27 мая 2014 года по делу N А33-12938/2013, принятое судьей Петроченко Г.Г.,
установил:
открытое акционерное общество "Управление торговли Восточного военного округа" (ИНН 2722086642, ОГРН 1092722004385) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Министерству обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) о признании права собственности на нежилое здание 3-х этажное (подземных этажей-1) площадью 982,9 кв. м., инв. 18865, лит. Б, Б1, Б2, Б3, Б4, расположенное по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. К. Маркса, 44г.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае.
С учетом изменения наименования истца судом принято заявление истца о переименовании на ОАО "Военторг-Восток" в соответствии со статьей 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 мая 2014 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, иск удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы истец привел следующие обстоятельства.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что спорный объект недвижимого имущества перешел к истцу в порядке универсального правопреемства в силу ряда последовательных реорганизаций. Следовательно, с момента регистрации истца в Едином государственном реестре юридических лиц истец стал собственником указанного имущества.
От Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждение "Сибирское ТУИО" Министерства обороны России в материалы дела поступили отзывы, в которых доводы апелляционной жалобы отклонены как необоснованные по основаниям, изложенным в отзыве.
В материалы дела поступило ходатайство Министерства обороны Российской Федерации о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Ответчик, третьи лица в судебное заседание не явились и не направили своих представителей, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Во исполнение Указа Президента РФ N 1359 от 15 сентября 2008 г. "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", Приказа Министра обороны РФ от 09 июля 2009 г. N 633 была произведена реорганизация в форме преобразования федерального казенного предприятия "Управление торговли Сибирского военного округа" (далее по тексту ФКП "УТ СибВО") в открытое акционерное общество "Управление торговли Сибирского военного округа" (далее по тексту ОАО "УТ СибВО").
20 июля 2009 года в ЕГРЮЛ была внесена запись о создании в порядке реорганизации в форме преобразования ОАО "УТ СибВО" и утвержден передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса ФКП "УТ СибВО".
Согласно пункту 53 раздела 1.3 "Здания (помещения в зданиях) счет 01 "Основные средства"" передаточного акта подлежащего приватизации имущественного комплекса ФКП "УТ СибВО" в соответствии с приказом МО РФ от 2009 года N 633 отдельное 3-х этажное нежилое здание лит. Б,Б1,Б2,БЗ,Б4; лит. Б - 3 этаж, лит., Б1 - 2 этаж, лит Б2 - подвал, лит. БЗ -подвал, лит. Б4 - 1, площадью 982,9 кв.м, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Маркса 44 г, вошло в состав имущества, подлежащего приватизации.
В процессе реорганизации ОАО "УТ ВВО" и присоединении к нему прекратившего деятельность ОАО "УТ СибВО" спорное имущество передано образованному юридическому лицу, к ОАО "УТ ВВО" в соответствии с пунктом 66 Приложения к передаточному акту от 11.05.2012.
ОАО "УТ ВВО" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю за регистрацией своего права собственности на указанное здание.
06.10.2013 сообщением N 46/3/34416 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю отказало в государственной регистрации в связи с тем, что у ОАО "УТ ВВО" отсутствуют права на земельный участок, на котором расположен спорный объект недвижимости, а также отсутствуют сведения о зарегистрированных правах правопредшественника - ОАО "УТ СибВО" на спорный объект.
Управлением Росреестра по Красноярскому краю было зарегистрировано право оперативного управления за федеральным казенным предприятием "Управление торговли Сибирского военного округа" на спорный объект, в котором было указано его уточненное наименование: "Нежилое здание 3-х этажный (подземных этажей -1) площадью 982,9 кв.м инв. 18865, лит. Б, Б1, Б2, БЗ, Б4; расположенное по адресу: России Красноярский край г. Красноярск, ул. Маркса 44 г" (свидетельство от 04.03.2009 серия 24 ЕН N 121312).
Право собственности на 3-х этажное здание площадью 982,9, инв-Лг 18865. лит. Б, Б1, Б2, БЗ, Б4, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. К. Маркса.44 г за ОАО "Управление торговли Сибирского военного округа" на момент принятия решения о реорганизации юридического лица зарегистрировано не было.
Из ранее поступившего ответа на запрос государственного регистратора, направленного ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю (вх.N 01/131/2011-469 от 08.07.2011), следует, что согласно векторному адресному плану объект с адресом: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 44 "Г" расположен на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300261:162. На земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300261:125 расположен объект с адресом: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 44 "А".
В представленном на государственную регистрацию передаточном акте от 20.07.2009 отсутствуют сведения о передаче в собственность ОАО "Управление торговли Сибирского военного округа" земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300261:162.
Учитывая изложенное, ранее Управлением был направлен запрос в Министерство обороны Российской Федерации (исх. N 46/26343 от 04.08.2011) с просьбой сообщить, передавался ли ОАО "Управление торговли Сибирского военного округа" при приватизации указанного нежилого здания земельный участок, занимаемый данным зданием, либо заключался ли договор аренды на данный земельный участок.
Согласно ответу Министерства обороны Российской Федерации (вх. N 01/186/2011 -333 от 16.09.2011) в соответствии с приложением N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 09.07.2009 N 633 "Об условиях приватизации федерального казенного предприятия "Управление торговли Сибирского военного округа" нежилое здание, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 44 "Г", вошло в уставный капитал ОАО "Управление торговли Сибирского военного округа". Вместе с тем, земельный участок под данным зданием в соответствии с указанным выше приложением N 1 не был передан в ОАО "Управление торговли Сибирского военного округа".
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права. Такое требование может быть предъявлено любым лицом, имеющим доказательства своего права собственности на объект недвижимости.
Иск о признании права собственности представляет собой внедоговорное требование собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество.
Пунктом 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" установлено, что иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В представленном на государственную регистрацию передаточном акте от 20.07.2009 отсутствуют сведения о передаче в собственность ОАО "Управление торговли Сибирского военного округа" земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300261:162.
ОАО "Управление торговли Сибирского военного округа" создано в процессе приватизации федерального казенного предприятия "Управление торговли Сибирского военного округа". Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) является одним из способов приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия. В свою очередь, преобразование унитарного предприятия в акционерное общество как способ приватизации является одной из форм реорганизации юридического лица (статья 57 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, сформулированным в пункте 11 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случая, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
В пункте 11 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что согласно пункту 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, за исключением указанных в нем случаев, проводится вместе с земельным участком. Поэтому сделки, воля сторон по которым направлена на отчуждение здания, строения, сооружения без соответствующего земельного участка, если земельный участок и расположенные на нем объекты принадлежат на праве собственности одному лицу, являются ничтожными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация зданий, строений и сооружений осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом не представлены доказательства отнесения земельного участка под спорным зданием к участкам, изъятым из оборота или ограниченным в обороте.
В нарушение требований законодательства приватизация указанного здания была произведена без земельного участка, на котором оно находится (в передаточном акте подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального казенного предприятия отсутствуют сведения о включении в состав приватизируемого имущества земельного участка, находящегося под зданием). Кроме того, вопросы отчуждения земельных участков, находящихся под зданиями при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, регламентированы нормами статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения отношений по приватизации имущественного комплекса федерального казенного предприятия).
В соответствии с пунктом 5 статьи 28 названного Закона земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании представляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка. Кадастровый паспорт земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи земельного участка.
В материалах дела отсутствуют доказательства приложения к соответствующим документам кадастрового паспорта земельного участка при приватизации предприятия.
Согласно положениям статей 166 - 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна и недействительна с момента ее совершения, независимо от признания ее таковой судом. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В нарушение части 7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 1 статьи 28 Закона о приватизации приватизация спорного здания была произведена без одновременной приватизации земельного участка, занимаемого таким зданием, что влечет недействительность приватизации. Таким образом, право собственности у ОАО "Управление торговли Сибирского военного округа" не возникло.
Поскольку правопреемник не может обладать большим объемом прав, чем правопредшественник, то право собственности на спорное здание не могло перейти к истцу в порядке правопреемства.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 мая 2014 года по делу N А33-12938/2013 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 мая 2014 года по делу N А33-12938/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12938/2013
Истец: ОАО "Военторг-Восток"
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации
Третье лицо: Территориальное управление Росимущества в Хабаровском крае, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю