г. Иркутск |
|
11 декабря 2014 г. |
N А74-415/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Деревцовой К.А.,
при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия (судья Кожура-Кобыляцкая Н.Н., секретарь судебного заседания Россихина А.В.),
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Республики Хакасия представителей: открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Добрынина Олега Анатольевича (доверенность от 29.05.2014), Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия - Исаковой Елены Анатольевны (доверенность от 10.01.2014); общества с ограниченной ответственностью "СУЭК-Хакасия" - Озолиной Марины Викторовны (доверенность от 27.12.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 5 мая 2014 года по делу N А74-415/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 1 августа 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Каспирович Е.В.; суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Морозова Н.А., Севастьянова Е.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (г. Красноярск; ОГРН 1052460054327; далее - ОАО "МРСК Сибири", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (г. Абакан; ОГРН 1031900519243; далее - антимонопольный орган) от 14.11.2013 по делу N 4-А-Т-13.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "СУЭК-Хакасия" (г. Черногорск Республики Хакасия; ОГРН 1071903000773; далее - ООО "СУЭК-Хакасия").
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 5 мая 2014 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 1 августа 2014 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Обжалуя судебные акты по мотиву нарушения судами норм материального права и заявляя об их отмене, ОАО "МРСК Сибири" заявляет о несогласии с выводами судов о доказанности факта нарушения им запрета, установленного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции); по мнению общества, антимонопольным органом неверно квалифицировано вменяемое нарушение антимонопольного законодательства и суды не учли, что антимонопольному органу следовало выдать обществу предупреждение; доказательств того, что ОАО "МРСК Сибири" является исполнителем услуг по передаче электрической энергии в материалы дела не представлено, тогда как владельцы объектов электросетевого хозяйства, не оказывающие услуги по передаче электрической энергии, не могут быть признаны занимающими доминирующее положение.
В отзывах на кассационную жалобу антимонопольный орган и ООО "СУЭК-Хакасия" просят отказать в ее удовлетворении, судебные акты - оставить без изменения.
В судебном заседании представители ОАО "МРСК Сибири", антимонопольного органа и ООО "СУЭК-Хакасия" подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзывах на нее.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, ООО "СУЭК-Хакасия" обратилось в антимонопольный орган с заявлением от 25.12.2012 N 4209 и дополнением от 08.02.2013 N 11/454 о злоупотреблении ОАО "МРСК Сибири" доминирующим положением при осуществлении технологического присоединения объектов ООО "СУЭК-Хакасия" к сетям общества.
Приказом антимонопольного органа от 25.03.2013 N 60 в отношении общества возбуждено дело N 4-А-Т-13 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в совершении действий, содержащих признаки злоупотребления доминирующим положением при осуществлении технологического присоединения объектов ООО "СУЭК-Хакасия".
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом установлены факты нарушения обществом требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), которые ущемляют права ООО "СУЭК-Хакасия".
Решением антимонопольного органа от 14.11.2013 общество признано доминирующим на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в границах электрических сетей в пределах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих обществу, расположенных на территории Республики Хакасия.
Помимо этого общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункты 15, 21, 30.1, 30.4 Правил технологического присоединения, что повлекло нарушение порядка и сроков направления ООО "СУЭК-Хакасия" проекта договора об осуществлении технологического присоединения ПС N 29П 110/35-6кВ "Белоярская" в части нарушения обществом:
- срока направления проекта технических условий (ТУ) на технологическое присоединение ПС N 29 110/35-6кВ "Белоярская" системному оператору;
- срока обращения в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов с заявлением об установлении размера платы за технологическое присоединение;
- срока направления информации о планируемом технологическом присоединении в вышестоящую сетевую организацию;
- неуведомление ООО "СУЭК-Хакасия" об увеличении срока направления проекта договора, а также о дате его заключения;
В связи с фактическим заключением договора об осуществлении технологического присоединения антимонопольным органом решено не выдавать обществу предписание.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из доказанности антимонопольным органом совершения ОАО "МРСК Сибири" действий, запрещенных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, как они установлены решением антимонопольного органа.
Третий арбитражный суд согласился с данными выводами, признав их соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В силу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование общества об оспаривании акта антимонопольного органа подлежит удовлетворению при доказанности наличия совокупности следующих условий - несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Правильно применяя указанные положения процессуального закона, арбитражные суды обоснованно руководствовались нормами Закона о защите конкуренции, согласно части 1 статьи 10 которого запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Для квалификации действий общества по данной норме должны быть доказаны как доминирующее положение указанного субъекта на соответствующем рынке, так и совершение хозяйствующим субъектом запрещенных действий, влекущих (могущих повлечь) негативные последствия для конкуренции либо ущемление прав иных лиц.
Услуги по передаче электрической энергии отнесены статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Судами установлено, что ОАО "МРСК Сибири" занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в границах электрических сетей в пределах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих обществу, расположенных на территории Республики Хакасия.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Пунктом 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила технологического присоединения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена процедура технологического присоединения, которая включает в себя соответствующие этапы, в том числе: а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором.
Разделом II Правил технологического присоединения закреплен порядок заключения и выполнения договора.
Из положений пункта 15 Правил технологического присоединения следует, что сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
При сложном характере технологического присоединения (при присоединении объектов по производству электрической энергии, максимальная мощность которых превышает 5 МВт, или энергопринимающих устройств, присоединяемая мощность которых превышает 750 кВА) указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен на срок согласования технических условий с системным оператором. В этом случае заявитель уведомляется об увеличении срока и дате его завершения. При этом сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору, согласованные с системным оператором, не позднее 3 рабочих дней со дня их согласования с системным оператором.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.
В соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.
Согласно пункту 21 Правил технологического присоединения в целях подготовки технических условий сетевая организация:
в течение 5 рабочих дней с даты получения заявки направляет ее копию на рассмотрение системному оператору;
в течение 10 рабочих дней с даты получения заявки направляет в вышестоящую сетевую организацию информацию о планируемом технологическом присоединении, содержащую указание на присоединенную и максимальную мощность, характер нагрузки, категорию надежности электроснабжения.
Системный оператор в течение 15 дней с даты получения проекта технических условий от сетевой организации рассматривает заявки и согласовывает технические условия на технологическое присоединение в отношении генераторов, установленная мощность которых превышает 5 МВт, и энергопринимающих устройств, присоединяемая мощность которых превышает 750 кВА. (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 - максимальная мощность которых составляет не менее 670 кВт).
Одним из критериев наличия технической возможности технологического присоединения является отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя (подпункт "в" пункта 28 Правил технологического присоединения).
В соответствии с положениями пункта 30.1 Правил технологического присоединения, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. К заявлению об установлении платы прилагаются, в том числе следующие материалы: индивидуальные технические условия, являющиеся неотъемлемым приложением к договору (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором).
В соответствии с пунктом 30.4 Правил технологического присоединения сетевая организация направляет заявителю проект договора, индивидуальные технические условия (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором), являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также решение уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения.
Суды исходили из фактических обстоятельств дела (фактические действия общества при согласовании заявки ООО "СУЭК-Хакасия" для технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта ПС N 29П 110/35-6кВ "Белоярская") и мотивированно установили, что требования Правил технологического присоединения обществом не соблюдены и антимонопольным органом доказано совершение обществом действий, запрещенных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о законности решения антимонопольного органа.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами обеих инстанций, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Довод общества о необходимости выдачи антимонопольным органом предупреждения не соответствует обстоятельствам дела и части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, согласно которой предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Между тем общество признано нарушившим общий запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Хакасия и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 5 мая 2014 года по делу N А74-415/2014, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 1 августа 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чупров |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.