г. Иркутск |
|
26 декабря 2014 г. |
N А69-979/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 26 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Сонина А.А., Чупрова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Тыва, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Павлова А.Г., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарём судебного заседания Монгуш Н.М.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Тыва представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва - Алдын-оол Екатерины Сергеевны (доверенность от 22.09.2014); открытого акционерного общества "Кызылская ТЭЦ" - Франца Виталия Оскаровича (доверенность от 14.04.2014 N N/2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 3 июня 2014 года по делу N А69-979/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 3 сентября 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Ханды А.М.; суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Борисов Г.Н., Иванцова О.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Кызылская ТЭЦ" (г Кызыл, ОГРН 1071701000359, далее - ОАО "Кызылская ТЭЦ", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (ОГРН 1081719000406, далее - Тывинское УФАС России, антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 12.03.2014 N А189-14.31/13 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 3 июня 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 3 сентября 2014 года решение суда от 3 июня 2014 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Тывинское УФАС России ставит вопрос о проверке законности судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права - Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Кызылская ТЭЦ" указывает на необоснованность доводов кассационной жалобы, просит оставить судебные акты без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Тывинского УФАС России подтвердила доводы кассационной жалобы, просила принятые по делу судебные акты отменить.
Представитель ОАО "Кызылская ТЭЦ" считает судебные акты законными.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Тывинское УФАС России, рассмотрев жалобу Тувинского регионального отделения "Союз художников Республики Тыва" (далее - Союз художников) на действия (бездействие) ОАО "Кызылская ТЭЦ", возбудило в отношении общества дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В ходе антимонопольного расследования было установлено, что ввиду задолженности Союза художников по состоянию на 01.03.2012 в размере 704 555 рублей 76 копеек обществом прекращена подача тепловой энергии в теплосети на объекте, расположенном по адресу: г. Кызыл, ул. Комсомольская, 23, на основании пунктов 1-3 статьи 22 Закона о теплоснабжении; после погашения данной задолженности обществом не была возобновлена подача тепловой энергии на указанный объект.
Решением Тывинского УФАС России от 04.07.2013 по делу N 04-06-08/07-10-13 ОАО "Кызылская ТЭЦ" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Нарушение антимонопольного законодательства выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по передаче тепловой энергии г. Кызыла в части невозобновления подачи тепловой энергии на объект Тувинского регионального отделения "Союз художников Республики Тыва" по ул. Комсомольская, 23; выдано соответствующее предписание.
23.12.2013 должностным лицом антимонопольного органа в отношении ОАО "Кызылская ТЭЦ" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 КоАП Российской Федерации.
Постановлением от 12.03.2014 N А-189-14.31/13 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 КоАП Российской Федерации, в виде административного штрафа в размере 162 073 рублей.
Суды двух инстанций, признавая по заявлению ОАО "Кызылская ТЭЦ" незаконным постановление от 12.03.2014 N А-189-14.31/13 и отменяя его, исходили из недоказанности антимонопольным органом в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Выводы судов основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
ОАО "Кызылская ТЭЦ" является субъектом естественной монополии, оказывающим услуги по передаче тепловой энергии.
Частью 2 статьи 14.31 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Нарушение обществом части 2 статьи 14.31 КоАП Российской Федерации выразилось, по мнению антимонопольного органа, в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по передаче тепловой энергии г. Кызыла в части невозобновления подачи тепловой энергии на объект Тувинского регионального отделения "Союз художников Республики Тыва", расположенный по адресу: г. Кызыл, ул. Комсомольская, 23, что привело к ущемлению интересов Союза художников.
Между тем, как правильно установили суды, антимонопольный орган не доказал наличие в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП Российской Федерации.
Суды пришли к мотивированным выводам о том, что у Союза художников имелась задолженность по оплате за тепловую энергию на 01.04.2013. Названное свидетельствует о том, что у общества не возникла обязанность по возобновлению подачи тепловой энергии на объект по ул. Комсомольская, 23.
В соответствии с пунктом 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Теплоснабжающая организация имеет право осуществить в присутствии представителей теплосетевой организации и потребителя необходимые переключения в теплопотребляющих установках, принадлежащих организации-потребителю, если эта теплоснабжающая организация не может реализовать с использованием своих объектов принадлежащее ей право ограничения потребления тепловой энергии, теплоносителя. Возобновление подачи тепловой энергии, теплоносителя осуществляется после принятия мер по погашению задолженности (часть 3 статьи 22 Закона о теплоснабжении).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее - Правила N 808), которые регулируют, в том числе порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии. Так, в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем 1 период платежа, установленный этим договором, а также в случае нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя (ап. 92). До введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения 2-го периода платежа или в случае неустранения нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок.
При задержке платежей или неустранении нарушений в установленный срок теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя не менее чем за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры (пункт 93). Если по истечении 5 дней со дня введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность или не устранены нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок, теплоснабжающая организация прекращает подачу тепловой энергии и теплоносителя, письменно уведомив потребителя не менее чем за 1 сутки о дате и времени полного прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя. Возобновление подачи тепловой энергии, теплоносителя осуществляется после полного погашения задолженности или заключения соглашения о реструктуризации долга, устранения нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок (пункт 94).
Из названного правового регулирования усматривается, что возобновление подачи тепловой энергии осуществляется после полного погашения образовавшейся задолженности.
Поскольку антимонопольный орган не доказал, что бездействие общества носило противоправный характер, выходило за допустимые пределы осуществления гражданских прав, налагая на Союз художников неразумные ограничения, выводы судов о незаконности оспариваемого постановления являются правильными.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако учтены быть не могут. Доводы о том, что общество не возобновило подачу тепловой энергии по причине наличия задолженности, которая образовалась в результате потребления тепловой энергии другими объектами Союза, в отношении которых не вводились ограничения, направлены на переоценку выводов судов по данному вопросу.
Как правильно посчитали суды, теплоснабжение объектов Союза художников осуществляется обществом на основании договора от 21.05.2010 N 117, в соответствии с пунктами 2.1, 3.1.1 и 3.2.1 которого общество осуществляет подачу тепловой энергии, теплоносителя и химически очищенной воды Союзу художников, который оплачивает принятую тепловую энергию, химически очищенную воду; общество обеспечивает договорный годовой отпуск тепловой энергии, теплоносителя и химически очищенной воды, исходя из наличия ресурсов в соответствии с установленными тепловыми нагрузками согласно приложению N 1 и обязуется отпускать тепловую энергию, теплоноситель и химически очищенную воду абоненту по объектам (приложение N 3) и его субабонентам (если таковые имеются) соответствующего качества и объемах, установленных настоящим договором (приложение N 1); общество имеет право прекратить отпуск тепловой энергии и химически очищенной воды полностью или частично, в том числе за неоплату тепловой энергии и химически очищенной воды в срок, установленный договором.
Следовательно, по всем объектам Союза художников, в том числе и по объекту, расположенному по адресу: г. Кызыл, ул. Комсомольская, 23, заключен один договор (N 117), по которому выставляется единый платежный документ (счет-фактура), без разделения по объектам абонента. Поэтому задолженность Союза художников по оплате тепловой энергии по указанному договору, как правильно признали суды, составляет сумма задолженности, указанная в одном платежном документе, независимо от разделения по объектам. Наличие такой задолженности является правомерным основанием для невозобновления энергоснабжающей организацией подачи тепловой энергии потребителю.
Таким образом, имелась общая задолженность в целом по договору на энергоснабжение от 21.05.2010 N 117, что препятствовало обществу возобновить подачу тепловой энергии на объект, расположенный по адресу: по адресу: г. Кызыл, ул. Комсомольская, 23.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Тыва и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 3 июня 2014 года по делу N А69-979/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 3 сентября 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.А. Сонин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.