г. Иркутск |
|
3 февраля 2015 г. |
N А10-1549/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Сонина А.А., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Оргоевым П.Н.,
при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия (судья Гиргушкина Н.А., секретарь судебного заседания Хоргатханова Н.Ж.),
при участии в судебном заседании государственного инспектора по пожарному надзору Отделения надзорной деятельности Кяхтинского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республики Бурятия Шайдурова Максима Васильевича (служебное удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк "РОСБАНК" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 июня 2014 года по делу N А10-1549/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Дружинина О.Н.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк "Росбанк" (г. Москва; ОГРН 1027739460737; далее - банк) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Отделению надзорной деятельности Кяхтинского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республики Бурятия (далее - административный орган) о признании недействительными пунктов 1 и 4 предписания от 22.01.2014 N 1-1-1/4.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 июня 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2014 года, в удовлетворении требования отказано.
Обжалуя судебные акты по мотиву нарушения судами норм материального права и заявляя об их отмене с принятием нового судебного акта, банк в кассационной жалобе заявляет о неверном толковании и применении судами Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима), Свода правил 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171 (далее - СП 1.13130.2009).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Представитель административного органа в судебном заседании с кассационной жалобой не согласился, просит отказать в ее удовлетворении, обжалуемые судебные акты - оставить без изменения.
Банк о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления; информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), своего представителя в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что на основании соответствующего распоряжения 13.01.2014 уполномоченных должностным лицом административного органа в отношении банка (операционный офис "Кяхта") проведена проверка с целью контроля за соблюдением требований пожарной безопасности.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 22.01.2014.
По итогам проверки банку выдано предписание от 22.01.2014 N 1 - 1 - 1/4, из пункта 1 которого следует, что не организуется не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц с составлением соответствующего акта испытания.
В пункте 4 предписания указано на отсутствие противопожарного водоснабжения на объекте.
Банк оспорил указанные пункты предписания в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции признал соответствие предписания закону и иным нормативным правовым актам.
Четвертый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами арбитражного суда, признав их соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, в том числе между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности).
В соответствии со статьей 1 Закона о пожарной безопасности под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами (статья 3 Закона о пожарной безопасности).
Обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны установлена частью 2 статьи 37 Закона о пожарной безопасности.
Согласно пункту 24 Правил противопожарного режима, устанавливающих, в том числе, правила содержания зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний.
В соответствии с пунктами 1, 48, 49 статьи 2 Федерального закона N 123-ФЗ аварийный выход - дверь, люк или иной выход, которые ведут на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону, используются как дополнительный выход для спасания людей, но не учитываются при оценке соответствия необходимого количества и размеров эвакуационных путей и эвакуационных выходов и которые удовлетворяют требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре; эвакуационный выход - выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону; эвакуационный путь (путь эвакуации) - путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.
Требования к эвакуационным путям установлены СП 1.13130.2009, согласно пунктам 4.2.1 - 4.2.4 помещение, должно иметь не менее двух эвакуационных выходов, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре. При наличии двух эвакуационных выходов и более они должны быть расположены рассредоточено.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона N 123-ФЗ лестницы, предназначенные для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, подразделяются на следующие типы:
1) внутренние лестницы, размещаемые на лестничных клетках;
2) внутренние открытые лестницы;
3) наружные открытые лестницы.
Пунктом Б.7 Свод правил 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 3106-2009" (утвержден приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10) (далее - СП 118.13330.2012) установлено, что лестницы подразделяются на 3 типа - лестница внутренняя - лестница внутри здания, сооружения:
- размещаемая в лестничной клетке - закрытая (тип 1);
- размещаемая в вестибюлях, фойе и т.п. - открытая (тип 2);
- лестница наружная - лестница на фасаде здания для эвакуации людей или технических целей (тип 3).
Согласно пункту 6.9 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооруженийN выходы являются эвакуационными, если они ведут из помещений любого этажа, кроме первого:
- непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
- в коридор, ведущий непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
- в холл (фойе), имеющий выход непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа.
Правильно применяя приведенные нормы материального права и учитывая, что один из имеющихся в помещении банка выходов на внешнюю лестницу является эвакуационным и предназначен для эвакуации людей в случае пожара, административный орган и суды установили, что наружная пожарная лестница, расположенная на втором этаже, является эвакуационной, в отношении которой необходимо организовывать не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний, что предписано пунктом 24 Правил противопожарного режима.
Согласно пункту 55 Правил противопожарного режима, части 1 статьи 62 Федерального закона N 123-ФЗ и СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" руководитель организации обеспечивает исправность сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
Арбитражные суды установили и банком не оспаривается, что в нарушение вышеуказанных норм права в помещении банка отсутствует наружное противопожарное водоснабжение.
Таким образом, в отсутствие соответствующих актов эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, а также в отсутствие наружного противопожарного водоснабжения суды двух инстанций правомерно пришли к выводу о том, что банком не соблюдаются требования приведенных норм права и не обеспечиваются указанные в пунктах 1 и 4 оспариваемого предписания обязательные мероприятия.
Указанный вывод судов является правильным, постановлен судами на основании правовой оценки имеющихся в деле доказательств в полном соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм права.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Меры по приостановлению исполнения предписания административного органа, установленные определением суда кассационной инстанции от 3 декабря 2014 года, подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 274, 283, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 июня 2014 года по делу N А10-1549/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 июня 2014 года по делу N А10-1549/2014, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2014 года по тому же делу отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чупров |
Судьи |
А.А. Сонин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.